Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
уплаченные при приобретении акцизных марок по подакцизным товарам, подлежащим маркировке;
-
уплаченные на территории РФ по этиловому спирту, произведенному из пищевого сырья, израсходованному для производства алкогольной продукции.
Сумма, подлежащая вычету, не должна превышать суммы акцизов, исчисленных по формуле:
где: С — предельная сумма акциза, уплаченная по этиловому спирту, использованному для производства вина;
А — ставка акциза на 1 л этилового спирта;
К — крепость вина, %;
О — количество реализованного вина.
Пример 1.
Предприятие, производящее алкогольную продукцию, реализовало за налоговый период 20000 бутылок водки емкостью по 0,5 л; 1000 л вина игристого и 800 л вина натурального.
Водка С спиртосодерж. = (40*231)/100*10000=924000 руб.
Вино Игристое С тв. Ст. = 1000*18=18000 руб.
Вино Натуральное С тв ст. = 800*5=4 000 руб.
С = 924000+18000+4000=946000 руб.
Пример 2.
Рассчитать акциз для пива с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта 5,0% Количество — 32000 бутылок емкостью 1,5 л.
С тв. ст. = 32000*1,5*10=480000 руб.
Пример 3.
Организацией произведено и реализовано 200 легковых автомобилей ГАЗ с мощностью двигателя 180 л.с.
С = 200*180*260=9 360 000 руб.
Пример 4.
Организацией за налоговый период произведен и реализован автомобильный бензин марки «А92» в количестве 358 т.
С = 5995*358=2146210 руб.
Пример 5.
При производстве ликероводочной продукции с объемной долей этилового спирта 23% предприятие использует подакцизное сырье (безводный этиловый спирт). За месяц было произведено и продано 40 000 л такого товара. Сумма акциза, уплаченная по приобретенному подакцизному сырью, составляет 144000 руб.
Рассчитать сумма акциза, подлежащего уплате в бюджет и сделать бухгалтерские проводки.
С = 231*23%*40000=2125200
2125200-144000=1981200 руб.
III. Перспективы совершенствования акцизного налогообложения
Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Он имеет древнюю историю и в прошлых веках носил всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза.
В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию [7]. В настоящее время по оценкам многих экспертов (в области права и не только) степень алкоголизации российского народа достигла своего пика.
С целью оздоровления нации Министерство финансов отправило на согласование правительства проект поправок в Налоговый кодекс, которые предусматривают индексацию акцизов в 2016-2017 годах.
Согласно планам правительства последовательно повышать акцизы на алкоголь и табак, в 2014-2015 годах произойдет резкий рост сбора, который в дальнейшем будет повышаться не так быстро [8].
В Минздраве уверены, что повышение цен, неизбежно следующее за акцизами, снизит потребление табака на 27%. Однако, несмотря на это, бюджет получит ощутимые дополнительные доходы от акцизных сборов: 615 млрд. рублей — в 2014 году и 1,08 трлн. рублей — в 2015 году, эти деньги Минздрав намерен потратить на борьбу с курением, пишет «Финмаркет» со ссылкой на документ ведомства [11].
Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что стремительное повышение акцизов на табачные изделия не приведет к росту доходов в бюджет. По его словам, Минздрав производит расчеты «на бумаге», исходя из текущих показателей продажи сигарет, поэтому получается цифра 1 трлн. рублей и снижение потребления табака. Однако в реальности все происходит по - другому: легальное производство сигарет сокращается, увеличивается доля контрафакта. В результате потребитель, об интересах которого вроде бы заботятся чиновники, страдает еще больше.
Николаев привел в пример повышение акцизов на алкоголь. По данным Счетной палаты, за последние три года ставка акцизов на этиловый спирт и крепкий алкоголь увеличилась практически на 40%. При этом объем платежей по акцизам за этиловый спирт снизился на 50%, а доходы бюджетной системы от акцизов на крепкую алкогольную продукцию — на 11%. Кроме того, по данным Росстата, уровень использования мощностей по производству водки и ликеро-водочной продукции с 1995-го по 2009 год снизился в два раза.
Так что, по мнению экономиста, акцизы должны расти, но не в 11 раз. Эксперт также напоминает, что в России и так запланированы ускоренные темпы индексации роста акцизов – на 40% ежегодно [11].
Подводя итог, хотелось бы указать на то, что акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической и социальной ситуации в обществе, пополнения федерального и региональных бюджетов.
Заключение
Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса.
Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений.
Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные бюджеты.
Начиная с 1997 г. по ряду изделий акцизы устанавливаются не в процентах, как все эти года, а в денежном выражении. Впервые в рублях введены акцизы на алкогольную продукцию с учетом крепости, на пиво и табачные изделия. Стали платить акцизы предприниматели без образования юридического лица.
Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
Список литературы
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.) Собрание законодательства РФ, 03.08.1998 г., N 31, ст. 3823. -
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N