Файл: Пересказ. Сжатый и подробный пересказ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15. Тема: Пересказ. Сжатый и подробный пересказ

Цель:

-развивать речь учащихся, формировать навык передачи учащимися содержания прочитанного текста;

-познакомить с видами пересказа;

-усвоение логики текста, его композиции, средств художественной выразительности;

-развивать мышление учащихся, наблюдательность, бережное отношение к языку.
Ход урока:

1.Слово учителя. Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с видами пересказа текста и будем учиться сжато и подробно пересказывать текст.

Различаются следующие виды пересказа: близкий к тексту, образца, подробный пересказ, сжатый, краткий пересказ, выборочный пересказ, пересказ с творческими дополнениями и изменениями (художественный пересказ).

Краткий пересказ – вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания основного текста, лишённого деталей, подробностей. Сокращение, сжатие требует умения отобрать в исходном тексте лишь существенное, основное содержание, обобщить его и построить новый, собственный сжатый текст

Способы сжатия текста:

  • Исключение подробностей, деталей.

  • Обобщение конкретных, единичных явлений.

  • Сочетание деталей исключения и обобщения.

Краткий пересказ формирует умения:

Вычленять главное.

Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.

Умение сокращать текст.
Подробный пересказ – вид письменного изложения или устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста, в котором не стоит задача сокращения, выборки, творческой перестройки. . Задача подобного, близкого к тексту пересказа – не только передать образец по содержанию, но и сохранить по возможности композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца.

2.Работа с текстом. Сопоставление текста III главы повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» и пересказа.(Распечатки на партах)



Текст произведения Гоголя

Вопрос на осмысление текста

Пересказ



  • О каком событии идет речь? Что произошло?




Левко неожиданно узнает о сопернике - своем отце.



  • Кто из героев участвует в этом событии?




В этом эпизоде принимают участие три героя: Левко, Ганна, голова.


«Спит ли моя ясноокая Ганна?» - думал он, подходя к знакомой нам хате с вишневыми деревьями. Среди тишины послышался тихий говор. Левко остановился. Между деревьями забелела рубашка... «Что это значит?» - подумал он и, подкравшись поближе, спрятался за дерево. При свете месяца блистало лицо стоявшей перед ним девушки... Это Ганна! Но кто же этот высокий человек, стоявший к нему спиной? Напрасно обсматривал он: тень покрывала его с ног до головы. Спереди он был освещен немного; но малейший шаг вперед Левка уже подвергал его неприятности быть открытым. Тихо прислонившись к дереву, решился он остаться на месте. Девушка ясно выговорила его имя.

  • Как начинается рассказ именно об этом событии?




Левко, думая о Ганне, пошел к ее хате. 

«Среди тишины послышался тихий говор». Левко остановился, заинтересовался и подкрался поближе. За деревьями его не было видно. 


В девушке он узнал Ганну. 

Какой-то человек стоял спиной к Левко, поэтому узнать его было трудно. 


Неожиданно Левко услышал свое имя.




- Левко? Левко еще молокосос! - говорил хрипло и вполголоса высокий человек. - Если я встречу его когда-нибудь у тебя, я выдеру его за чуб...

- Хотелось бы мне знать, какая это шельма похваляется выдрать меня за чуб! - тихо проговорил Левко и протянул шею, стараясь не проронить ни одного слова. Но незнакомец продолжал так тихо, что нельзя было ничего расслушать.

- Как тебе не стыдно! - сказала Ганна по окончании его речи. - Ты лжешь; ты обманываешь меня; ты меня не любишь; я никогда не поверю, чтобы ты меня любил!

- Знаю, - продолжал высокий человек, - Левко много наговорил тебе пустяков и вскружил твою голову (тут показалось парубку, что голос незнакомца не совсем незнаком и как будто он когда-то его слышал); но я дам себя знать Левку! - продолжал все так же незнакомец. - Он думает, что я не вижу всех его шашней. Попробует он, собачий сын, каковы у меня кулаки.

  • Как ведут себя герои?




Высокий человек «хрипло и вполголоса» говорил о том, что Левко молокосос, что при встрече когда-нибудь он выдерет Левко за чуб. 

Левко обозвал хвастуна «шельмой». Но больше, как ни прислушивался к разговору двоих, ничего не услышал. 


Ганна пристыдила незнакомца. Она не поверила в его любовь. «Ты меня не любишь»,- сказала она ему.

Незнакомец не удивился словам Ганны. Он недобро отозвался о Левко и погрозился расправиться с ним. 

Голос незнакомца показался Левко не таким уж чужим.


При сем слове Левко не мог уже более удерживать своего гнева. Подошедши на три шага к нему, замахнулся он со всей силы, чтобы дать треуха, от которого незнакомец, несмотря на свою видимую крепость, не устоял бы, может быть, на месте; но в это время свет пал на лицо его, и Левко остолбенел, увидевши, что перед ним стоял отец его. Невольное покачивание головою и легкий сквозь зубы свист одни только выразили его изумление.

  • Какова высшая точка развития действия в данном эпизоде?




Угроза собеседника Ганны разгневала Левко. Он подошел к незнакомцу, замахнулся «со всей силы, чтобы дать треуха», но в это время лицо незнакомца осветилось... 


Левко остолбенел. «...перед ним стоял отец его». 

Левко покачал головою и присвистнул - только это и смог от изумления.


В стороне послышался шорох; Ганна поспешно влетела в хату, захлопнув за собою дверь.

- Прощай, Ганна! - закричал в это время один из парубков, подкравшись и обнявши голову; и с ужасом отскочил назад, встретивши жесткие усы.

- Прощай, красавица! - вскричал другой; но на сей раз полетел стремглав от тяжелого толчка головы.

- Прощай, прощай, Ганна! - закричало несколько парубков, повиснув ему на шею.

- Провалитесь, проклятые сорванцы! - кричал голова, отбиваясь и притоптывая на них ногами. - Что я вам за Ганна! Убирайтесь вслед за отцами на виселицу, чертовы дети! Поприставали, как мухи к меду! Дам я вам Ганны!..

- Голова! голова! это голова! - закричали хлопцы и разбежались во все стороны.

  • Как завершается рассказ об этом событии?




«Ганна поспешно влетела в хату, захлопнув за собою дверь.» 


На голову налетели проказники парубки, перепутав его с Ганной. 


Испугавшись, они разбежались в стороны.



Мы рассмотрели вариант краткого пересказа III главы повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Наш пересказ только по смыслу совпадает с художественным текстом автора: нам пришлось отобрать главное в содержании, изменить некоторые фразы, отказаться от подробностей. Автор использует прямую речь, а мы передали только тему речи героя (то, о чем он говорил) и как он говорил. Обратите внимание и на то, что иногда текст совсем не изменялся. Включение в свой пересказ или в ответ на вопрос художественного текста без изменений называется цитированием. Мы иногда цитировали текст - эти фразы взяты в кавычки.

Задание.
Понаблюдайте за материалом таблицы на распечатках и подумайте над вопросами: что? как? почему было сокращено в авторском тексте при кратком пересказе. 

3.Актуализация знаний.

Перед вами памятки, прочитайте.
I. Подробный пересказ
1.Прочитайте художественное произведение.

2.Выберите эпизод для пересказа и определите его границы.

3.Найдите в тексте художественные детали, характеризующие событие и персонажей. Объясните их смысл.

4.Подберите интонацию и темп речи для передачи характера каждого из персонажей и авторского отношения к ним.

5.Выразительно прочитайте текст выбранного фрагмента произведения.

6.Последовательно изложите содержание фрагмента повествования:

  • О чем идет речь? Что произошло?

  • Участвуют ли персонажи в этом эпизоде? Кто они?

  • Как начинается эпизод?

  • Как ведет себя каждый из персонажей?

  • Когда противоречие в развитии действия, в отношениях между персонажами в рамках эпизода должно неизбежно разрешиться?

  • Как завершается эпизод?

  1. Перескажите эпизод подробно.

II. Краткий пересказ



  1. Определите значение эпизода в произведении с точки зрения развития конфликта.

  2. Попробуйте сократить текст: выделите в тексте самые важные факты, самые важные детали. Обоснуйте свой выбор.

  3. В каких случаях при кратком пересказе потребуется частично изменить предложение?

  4. В каких случаях при кратком пересказе потребуется обобщение?

  5. Проверьте, не изменился ли смысл повествования при сокращении текста.

  6. Исправьте ошибки.

  7. Кратко перескажите эпизод.

Работа с текстом. Задание: послушайте текст, определите, какие типы речи в нём встречаются, стиль текста.



а)  Словарная работа:

гавань— прибрежное водное пространство, приспособ­ленное для причала и стоянки судов;

тюк— большой мягкий перевязанный свёрток, боль­шая связка вещей, обычно в упаковке;

шхуна— морское судно с косыми парусами;

бриг— двухмачтовый парусный военный или коммер­ческий корабль в XVIII — XIX веках;

мольберт— подставка для подрамника с холстом, на котором художники пишут картину;

этюд— многозначное слово, в тексте имеет значение -рисунок, выполненный с натуры и обычно представляю­щий собой часть будущего большого произведения;

маринист(от лат. marinus— морской) — художник, ри­сующий морские виды.

Певец моря

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года. Из окон его небольшого домика были видны синие про­сторы моря, то бурного и сурового, то спокойного и ласкового. На противоположном берегу залива тянулись бесконечные сте­пи, и ветер примешивал полынную горечь к солёному запаху моря.

Море, корабли он любил пламенно. Он полюбил их ещё тог­да, когда не умел ходить и, ещё на руках матери, тянулся к белокрылым судам, входящим в гавань.

Позже он бегал в порт, чтобы посмотреть, как разгружаются торговые корабли. Грузчики, сгибаясь под тяжестью, проноси­ли мимо него большие тюки, которые тревожно пахли арома­тами далёких, неизвестных стран. И на стенах домов, на стра­ницах книг, на листах бумаги, когда он мог её достать, возникали силуэты шхун и бригоЕ, вздымались волны прибоя и трепетали паруса.

Шестнадцатилетним юношей Айвазовский уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. А через четыре года маль­чик из Феодосии стал маринистом-художником, изображаю­щим морские пейзажи. Его картины появились на выставках, он посетил Италию и другие страны.

Родина присвоила ему звание академика, но прославлен­ный художник покинул Петербург и навсегда поселился в Фео­досии, удивив этим своих современников. Его манил к себе родной город, а море давало ему бесконечную смену впечат­лений. Он стремился запечатлеть изменчивые, проходящие состояния природы—движения облаков, порывы ветра, всплес­ки волн, необычные освещения, придающие сказочность дав­но знакомому пейзажу. Каждый день с шести часов утра, надев шиоокий яркий халат, художник становился к мольберту. Он написал около шести тысяч картин и работал даже в день сво­ей смерти, оставив незаконченным последнее творение "Взрыв турецкого корабля".


Некоторые художники годами собирали этюдные материа­лы. Айвазовский же писал свои картины по совершенно ис­ключительной зрительной памяти. Он ничего не выдумывал. Всё, что он изображал, он видел в действительности. Чаще всего он рисовал бурное море, ураганы, кораблекрушения, передавая неуловимый ритм морского прибоя.

Айвазовский был поистине певцом моря. На его картине "Де­вятый вал" изображено раннее утро после бури. Первые лучи солнца освещают ещё бушующее море. Вода кажется прозрач­ной, как бы светится изнутри, словно художник писал не обыч­ными масляными красками, а какими-то неведомыми состава­ми. Громадная волна — девятый вал — вот-вот обрушится на группу людей, которые судорожно цепляются за обломок мач­ты погибшего корабля. Весь драматизм момента передан со­стоянием моря, видом волн, воздуха и неба. Лучи солнца про­низывают воду, насыщают утренний воздух и как бы вселяют уверенность в том, что люди выйдут победителями из смер­тельной борьбы со стихией.

Долгие годы прожил Айвазовский в Феодосии. Его знал и любил весь город.

На памятнике, воздвигнутом на могиле художника, начерта­но: "Рожденный смертным оставил по себе бессмертную па­мять". (По М. Ануревой)

в)  Беседа по содержанию текста:

— О ком этот текст?

— Какая информация о художнике является главной?

— Какая — второстепенной?

—  Составьте план текста.

—  Сжато перескажите текст.

Подведение итогов.

-Что вы узнали на уроке, чему научились?

-Где будете применять полученные знания? С какой целью?