Файл: Сущность и концепции маркетинга 3 Организация маркетинга 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Плюсы данной структуры: обладает большей гибкостью по сравнению с другими традиционными подходами; благодаря ей легко добиться непрерывной загрузки отдельных сотрудников, находящихся в штатном расписании постоянных структурных звеньев, которые занимаются однотипным видом деятельности. Основным недостатком является рассредоточение ответственности и полномочий. Так же из-за двойственности руководства возникает такой недостаток как определение ответственности при появлении сложностей в выполнении программы, а также степени контроля в отношении некоторых маркетинговых функций.

Таким образом, выбор организационной структуры является сложным, многоаспектным процессом, который требует учета многочисленных фактов. Любая организация и предприятие разрабатывает свою структуру маркетинга, учитывая при этом требования рынка и собственные возможности.

Специалисты по маркетингу


Правильный выбор организационной структуры управления маркетингом только создает предпосылки для эффективной работы маркетинговых служб. Необходимо набрать в эти службы квалифицированных специалистов, правильно рассредоточить между ними обязанности, присвоить им необходимые права, организовать удовлетворительные условия рабочей среды. Всем этим обязан заниматься руководитель маркетинговой службы совместно с руководством организации.

Ведущие специалисты и руководители маркетинговых служб обязаны удовлетворять требованиям, которые предъявляют к персоналу: высокие моральные качества; компетентность; т.п. Также они должны удовлетворять ряду специфических требований, которые определяют особенности работы в области маркетинга.

К числу таких требований можно отнести:3

  1. Большая эрудиция, кругозор и системность знаний. Маркетолог должен хорошо разбираться в области: последних достижений НТП; коммерческой деятельности; производства, и т.д.;

  2. Стремление к развитию/новому, высокая степень динамики. Решающим фактором в маркетинге является время. Год в жизни руководителя 90-х годов – меньше, чем в 60-е годы. Недаром используется понятие «турбомаркетинга», которое характеризует стремительность процессов, лежащих в его основе. Маркетологи обязаны уметь быстро реализовывать шанс, который им представился.

  3. Коммуникабельность. Маркетолог должен уметь находить общий язык с людьми разных мировоззрений характеров, привычек, проживающих в разных странах и регионах и занимающихся разными видами деятельности.

  4. Умение вести переговоры, гасить конфликты, дипломатичность. Являясь носителем нового, маркетолог, вынуждая других руководителей идти на нововведения, вызывает этим у них противодействие и раздражение. Руководители исследовательских и конструкторских подразделений не склонны разрабатывать продукцию, нужную потребителям, руководители производственных подразделений не хотят часто обновлять номенклатуру выпускаемой продукции, экономисты сопротивляются снижению цен и повышенным затратам на рекламу и т.п. Если руководители маркетинговых служб не будут удовлетворять данному требованию, то в организации сложится невыносимый психологический климат.

  5. Знание иностранных языков. Способствует установлению духа взаимопонимания с бизнесменами из других стран, проведению рациональной маркетинговой политики.


Сотрудники и руководители служб маркетинга должны добиваться изменения, как в выполнении отдельных функций, так и в деятельности организации в целом, обеспечивая ее ориентацию на маркетинг. Эти изменения касаются четырех аспектов:

  • Изменений знаний и оценок о целях и путях развития предприятия, исходя из информации о рынке, потребителях и конкурентах;

  • Удаления барьеров внутри предприятия, развития новых подходов к оценке эффективности работы сотрудников предприятия, исходя из конечных результатов деятельности на рынке;

  • Распространения информации о наиболее удачных продуктах предприятия;

  • Перераспределения прав и обязанностей на предприятии, исходя из необходимости создания наиболее благоприятных условий для повышения эффективности его работы.

Суммируя вышесказанное, можно выделить основные функции руководителя маркетинга:

  • Выбор целей и стратегий маркетинговой деятельности, определение необходимых для этого ресурсов;

  • Разработка детализированных планов маркетинговой деятельности, в том числе сбыта;

  • Оценка результатов маркетинговой деятельности;

  • Подбор, обучение и консультирование сотрудников маркетинговых служб;

  • Выработка и проведение единой маркетинговой политики в организации.

В компании директор по маркетингу выполняет соответствующие задачи, у него есть права, обязанности и в связи с этим он несет ответственность за свои действия.

В основные обязанности и полномочия директора входят четыре вида деятельности.4 [1 c 34]

Планирование. При разработке тактики и стратегии организации маркетинговый директор обычно отвечает за подготовку планов маркетинга, прогнозирования тенденций изменения продаж и др.

Сбор и оценка информации. Необходимо изучать обстановку на рынке, следить: за конкурентами; за новыми товарами, и принимать стратегические решения.

Координация. Директор по маркетингу обязан координировать деятельность всех подразделений предприятия, оказывающих влияние на успешное осуществление маркетинга на предприятии.

Контроль. Эта обязанность включает аспекты контроля за соотношением цен и расходов, а также введением на рынок новых товаров и снятием с производства старых.

Совершенствование организации управления отечественными предприятиями на принципах маркетинга


При совершенствовании организации управления маркетингом на отечественных предприятиях целесообразно учитывать основные закономерности перестройки оргструктур зарубежных компаний при переориентации их деятельности на основе концепции маркетинга.



Мировая практика говорит о том, что целесообразно начинать перестройку оргструктуры управления компанией с усиления роли отдела сбыта и расширения числа функций, им выполняемых (особенно если речь идет о деятельности на внутреннем рынке). Отделы сбыта, помимо сбыта продукции и услуг, могут заниматься также продвижением товаров и отдельными маркетинговыми исследованиями. Вследствие этого на начальном этапе перестройки деятельности компании на принципах маркетинга выполнение функций маркетинга возлагалось на отдел сбыта в параллель с выполнением функций сбыта.5 [3 c 54]

По мере того как сфера торговой деятельности компании расширяется, усиливается конкуренция, появляется необходимость проводить исследования по более широкому кругу маркетинговых проблем: изучение рынка и товара, реклама, организация послепродажного обслуживания. Поэтому в отделе сбыта выделялась специальная группа и назначался ее руководитель, ответственные за всю маркетинговую деятельность, кроме сбыта.

Для квалифицированного управления комплексом маркетинга целесообразно группу маркетинга преобразовать в отдел, выделив его из отдела сбыта.

Зачастую отдел маркетинга укреплялся путем передачи ему специалистов, выполнявших ранее нужные для маркетинга функции (информационные, рекламные, экономические) в других подразделениях компании. В своем новом составе отдел маркетинга стал отвечать за реализацию всех основных функций маркетинга.

При этом часто повышался статус начальника отдела сбыта до уровня вице-президента компании по сбыту (зам. директора предприятия), которому подчинялся и отдел маркетинга (наряду с отделом сбыта).

Теперь в компании функционирует два отдела – сбыта и маркетинга, подчиненных вице-президенту по сбыту.

Следующий шаг в перестройке оргструктуры управления – повышение статуса начальника отдела маркетинга до уровня вице-президента компании по маркетингу. Это необходимо для увеличения возможностей маркетинговых служб добиваться следования концепции маркетинга со стороны всех других служб и подразделений предприятия. Вице-президент компании по маркетингу, как правило, встречает сопротивление и противодействие со стороны других вице-президентов данной компании.

Очевидно, что пока внешнеэкономическая деятельность не будет играть заметной роли в работе предприятия в целом и на внутреннем рынке не созреют условия для эффективного применения концепции маркетинга, вести речь о перестройке в этом направлении всей оргструктуры управления предприятием преждевременно. Внешнеэкономическая деятельность на большинстве предприятий (не имеются в виду предприятия, в основном ориентированные на внешнеэкономическую деятельность) составляет незначительную часть (от долей процента до нескольких процентов) общего объема выпуска продукции (услуг) в целом и является в известной мере автономной со своими специфическими целями и задачами. Функции и обязанности других управленческих подразделений предприятия слабо взаимосвязаны с деятельностью внешнеэкономических служб, ориентированы в основном на внутренний рынок.


В то же время следует отметить, что учет требований международного рынка к техническому уровню продукции, организации продаж и послепродажному обслуживанию, осуществляемый внешнеэкономическими службами предприятия, в деятельности на внутреннем рынке позволит поднять эффективность работы предприятия в целом.

Таким образом, должно быть предусмотрено организационное взаимодействие внешнеэкономических подразделений предприятия с другими звеньями системы управления предприятием. Такая взаимосвязь обеспечит более эффективное использование концепции маркетинга на внутреннем рынке.

Лучший способ эффективного решения проблем выхода на международный рынок с организационной точки зрения – это использование матричных оргструктур управления, разработка и реализация специальных программ в области маркетинговой деятельности.

Одним из предпочтительных вариантов перестройки оргструктуры управления российскими предприятиями при их ориентации на маркетинг на внутреннем рынке является развитие служб маркетинга на основе подразделения сбыта.

Для предприятий, деятельность которых осуществляется одновременно на нескольких рынках в различных регионах страны, особенно если эти предприятия выпускают однотипную продукцию, возможна дальнейшая дифференциация задач маркетинговых служб применительно к отдельным рынкам (назначаются лица, несущие ответственность за маркетинговую деятельность в целом на отдельных рынках).

Если предприятия выпускают продукцию разнообразной номенклатуры, то специализацию деятельности маркетинговых служб целесообразно осуществить по продуктовому принципу, когда назначаются лица, несущие всю полноту ответственности за маркетинг отдельных продуктов.

Расчетная задача


1.

О = П / Вк * 100%

О- средняя норма прибыли

П – прибыль, полученная от вложенного капитала

Вк – величина вложенного капитала

1) О = 500 / (150+100) * 100% = 200%

2) О = 30 / 60 * 100% = 50%

3) О = 120 / 40 * 100% = 300%

Ответ: Наиболее эффективным каналом товародвижения является двухуровневый канал

2. Ответ: Двухуровневый канал (длина); ширина при оптовой продаже – 2, при розничной – 12

3. При изучении фирм А, В, С можно сделать вывод, что:

1) наиболее приемлемым дистрибьютором для реализации нового технически сложного товара является фирма А, поскольку у этой фирмы (в отличие от ее конкурентов): потенциальный оборот соответствует требуемому; высокий рейтинг известности (это важно для успешной реализации нового товара); в наличии есть склады, 50% из которых оснащены современным оборудованием; есть служба изучения спроса; есть служба послепродажного обслуживания (это важно для успешной реализации технически сложного товара).


2) наиболее приемлемым дистрибьютором для реализации транспортабельного товара повседневного спроса является фирма С. Эту фирму мы выбираем исходя из того, что возможности оборота фирмы А уже исчерпаны. При этом у фирмы С в отличие от фирмы В: функционирует служба изучения спроса, что важно при реализации подобного вида товаров; есть возможность использования преимуществ факторингового обслуживания.

Заключение

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что организация маркетинга является не просто формальным выделением специального подразделения, а прежде всего рыночная переориентация в его деятельности, переход от традиционной ориентации на требования производства к ориентации на требования рынка.

Чаще всего служба маркетинга в компании формируется не сразу, а постепенно, поэтапно объединяя в себе основные функции маркетинга, которые до сих пор рассредоточены по разным подразделениям – это изучение рынка, формирование ассортимента, ценовая политика, торговля, и т.д.).

В конкурентной внешней среде, которая быстро меняется производители обязаны формировать план производства под рыночные условия. Необходимыми условиями при этом становятся: развитая информационная база маркетинга; гибкое производство.

Говоря простым языком, в условиях рыночной экономики маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту продукции. Основные принципы – это производить то, что продается, а не продавать то, что производится.

Успех на рынке достигается только в том случае, если компания изучает рынок, спрос, вкус и желания потребителей, выпускает товары, пользующиеся спросом, воздействует на рынок и спрос в своих интересах.

Список литературы

  1. Белобородова А.Л., Шарафутдинова Н.С. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности /А.Л. Белобородова, Н.С. Шарафутдинова – Казань:2018. - 233c.

  2. Журавлева Н.Ю., Кирюшин С.А. МАРКЕТИНГ: Учебно-наглядное пособие / Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2018. - 66 с.

  3. Савчук, Г. А. Управление маркетингом на предприятии: учеб. пособие / Г. А. Савчук, Ю. В. Мокерова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 112 с.

  4. https://studfile.net/preview/9822216/page:21/

  5. https://bstudy.net/703185/ekonomika/upravlenie_marketingom




1Журавлева Н.Ю., Кирюшин С.А. МАРКЕТИНГ: Учебно-наглядное пособие / Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2018. - 66 с.