Файл: Образ Каратаева в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" Учитель использует технологию проблемного обучения. Организует условия, провоцирующие учебную деятельность ставит вопрос "Что может скрывать цитата.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 2 "Анализ с позиции системно-деятельностного подхода видеофрагмента учебных занятий"
Предмет, класс | Тема анализируемого учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Действия | Формы и приемы организации деятельности | Действия | Формы и приемы организации деятельности | Действия | Формы и приемы организации деятельности | ||||
Литература, 10 класс | Образ Каратаева в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" | Учитель использует технологию проблемного обучения. Организует условия, провоцирующие учебную деятельность - ставит вопрос: "Что может скрывать цитата? Какие знаки есть в цитате, связанные с содержанием романа?" Фронтальная форма организации учебной деятельности: вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия. Используя исследовательский поисковый метод, задания по функциональной грамотности, организуя фронтальную работу и работу в группах (в парах), ведёт эвристическую беседу, помогающую выстраивать логические цепочки, определять границы в романе, установить связи с Иисусом, с героями романа: с Пьером, Марией Балконской, Наташей Ростовой (на этапе усложнения положения) Проводя эвристическую беседу на уроке, учитель задаёт вопрос, -ставит небольшую мыслительную задачу. Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий. Вся совокупность вопросов ведёт учащихся к искомому, творческому овладению знаниями, умениями, развитию логических умений. На этапе "Результат проблемного обучения" приводит цитату Толстого, которая является обобщением по теме урока. | Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов и явлений. Строят ассоциативный ряд. Работа с информацией: работают с текстом, осуществляют электронный поиск, изучают философские фрагменты, высказанные в работе Платона. Доказывают их актуальность. Сопоставляют с идеями романа. Определяют, что такое Душа, в чём смысл жизни. Высказывают своё мнение. Делают выводы и обобщения. Приходят к результатам проблемного обучения. Развивают логические умения. | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах (беседа, обсуждение, сопоставление, исследовательская работа, работа с электронными носителями, работа со справочной литературой. Анализ текста. Построение ассоциативного ряда, словарная работа, работа с текстом, электронный поиск, изучение философских фрагментов в работе Платона и доказательство их актуальности. Сопоставление с идеями романа. Высказывание своего мнения, выводы и обобщения. | Совместная деятельность: -учатся вести эвристическую беседу, работать над проблемой самостоятельно, в парах, участвуя во фронтальном опросе; -прислушиваются к мнению партнёра, стараются учесть его позицию, если считают её верной; -учатся полно и точно выражать свои мысли; -развивают межличностные отношения; -взаимообучение. | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах. Общение: высказывают идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности взаимодействия. | Саморегуляция.Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, выбирают средства достижения целей. Обобщают, делают выводы. Взаимообучают построению логической цепочки рассуждений. Анализируют истинность утверждений. Появляется понимание того, что усвоено и что необходимо усвоить. Учащиеся выдвигают версии, самостоятельно выполняют задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий (работа в паре). | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах. | Учебное занятие организовано в контексте системно-деятельностного подхода. Урок соответствует всем критериям результативности: -цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику; -осуществляется учёт личностных, предметных и метапредметных планируемых результатов; -используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие активность учащихся. -Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. -Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит учащихся работать по правилу и творчески. Отношения, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. -Цель урока достигнута: образ Каратаева рассмотрен с различных позиций, установлена логическая связь с другими образами произведения, с мировоззрением человека в целом, с пониманием цели и смысла жизни. |
Общий вывод об учебном занятии с позиции реализации системно-деятельностного подхода.
Структура данного урока соответствует структуре урока по ФГОС, преподаватель реализует системно-деятельностный подход, на протяжении учебного занятия применяет разные формы и виды работ: фронтальную, групповую, индивидуальную, самостоятельную,
кроме того педагог обозначил проблему через учебную задачу. Работа с текстом произведения, проблемный диалог, соотнесение с опытом обучающихся, интеграция знаний, активные приемы включения учащихся в самостоятельную деятельность способствует созданию рабочей атмосферы, вовлечению в учебный процесс всех обучающихся.