Файл: Образ Каратаева в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" Учитель использует технологию проблемного обучения. Организует условия, провоцирующие учебную деятельность ставит вопрос "Что может скрывать цитата.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 2 "Анализ с позиции системно-деятельностного подхода видеофрагмента учебных занятий"


Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Действия

Формы и приемы организации деятельности

Действия

Формы и приемы организации деятельности

Действия

Формы и приемы организации деятельности

 Литература, 10 класс

 

 

 Образ Каратаева в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

 Учитель использует технологию проблемного обучения. Организует условия, провоцирующие учебную деятельность - ставит вопрос: "Что может скрывать цитата? Какие знаки есть в цитате, связанные с содержанием романа?"

Фронтальная форма организации учебной деятельности: вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия.

Используя исследовательский поисковый метод, задания по функциональной грамотности, организуя фронтальную работу и работу в группах (в парах), ведёт эвристическую беседу, помогающую выстраивать логические цепочки, определять границы в романе, установить связи с Иисусом, с героями романа: с Пьером, Марией Балконской, Наташей Ростовой (на этапе усложнения положения)

Проводя эвристическую беседу на уроке, учитель задаёт вопрос, -ставит небольшую мыслительную задачу. Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий. Вся совокупность вопросов ведёт учащихся к искомому, творческому овладению знаниями, умениями, развитию логических умений.

На этапе "Результат проблемного обучения" приводит цитату Толстого, которая является обобщением по теме урока.


 Выявляют и характеризуют существенные признаки объектов и явлений.

Строят ассоциативный ряд.

Работа с информацией: работают с текстом, осуществляют электронный поиск, изучают философские фрагменты, высказанные в работе Платона.

Доказывают их актуальность. Сопоставляют с идеями романа. Определяют, что такое Душа, в чём смысл жизни. Высказывают своё мнение. Делают выводы и обобщения. Приходят к результатам проблемного обучения. Развивают логические умения.


 Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах (беседа, обсуждение, сопоставление, исследовательская работа, работа с электронными носителями, работа со справочной литературой. Анализ текста. Построение ассоциативного ряда, словарная работа, работа с текстом, электронный поиск, изучение философских фрагментов в работе Платона и доказательство их актуальности. Сопоставление с идеями романа. Высказывание своего мнения, выводы и обобщения.



 Совместная деятельность: -учатся вести эвристическую беседу, работать над проблемой самостоятельно, в парах, участвуя во фронтальном опросе;

-прислушиваются к мнению партнёра, стараются учесть его позицию, если считают её верной;

-учатся полно и точно выражать свои мысли;

-развивают межличностные отношения;

-взаимообучение.


 Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах.

Общение: высказывают идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности взаимодействия.


 Саморегуляция.Обучающиеся учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, выбирают средства достижения целей. Обобщают, делают выводы. Взаимообучают построению логической цепочки рассуждений. Анализируют истинность утверждений. Появляется понимание того, что усвоено и что необходимо усвоить. Учащиеся выдвигают версии, самостоятельно выполняют задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий (работа в паре).


 Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах.

 Учебное занятие организовано в контексте системно-деятельностного подхода. Урок соответствует всем критериям результативности:

-цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

-осуществляется учёт личностных, предметных и метапредметных планируемых результатов;

-используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие активность учащихся.

-Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

-Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит учащихся работать по правилу и творчески.

Отношения, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

-Цель урока достигнута: образ Каратаева рассмотрен с различных позиций, установлена логическая связь с другими образами произведения, с мировоззрением человека в целом, с пониманием цели и смысла жизни.


Общий вывод об учебном занятии с позиции реализации системно-деятельностного подхода.

Структура данного урока соответствует структуре урока по ФГОС, преподаватель реализует системно-деятельностный подход, на протяжении учебного занятия применяет разные формы и виды работ: фронтальную, групповую, индивидуальную, самостоятельную,

кроме того педагог обозначил проблему через учебную задачу. Работа с текстом произведения, проблемный диалог, соотнесение с опытом обучающихся, интеграция знаний, активные приемы включения учащихся в самостоятельную деятельность способствует созданию рабочей атмосферы, вовлечению в учебный процесс всех обучающихся.