Файл: 1. Изучила представленную главу монографии А. В. Серого.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»
Практическая работа состоит из двух частей:
1. Изучение учебных материалов по теме
1. Изучила представленную главу монографии А.В. Серого,
М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».
2. Составила конспект главы монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ».
Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ.
В более общих определениях понятию "ценность" может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.
б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений
материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.
в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей
Для психоаналитической теории личности Фрейда и его последователей свойственны врожденность и фатальность механизмов развития личности, а также противоречие между потребностями личности и социальными нормами.
В «понимающей» психологии (Э.Шпрангер) основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Это чисто духовное начало.
Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей – смысловых образований ставится представителями гуманистического направления. Центральным звеном теории личности А.Маслоу является самоактуализация. Для всех самоактуализирующихся людей «бытийные» ценности выступают как жизненно важные потребности.
Концепция личности В. Франкла, сложившаяся в рамках экзистенциальной психологии, по многим своим положениям близка гуманистической психологии. Центральным звенос системы Франкла выступает понятие смысла жизни. А смысл жизни можно обнаружить, совершая дело, переживая ценности или путем страдания. Исходя из этого он выделяет ценности творчества, переживания, отношения.
В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. Несмотря на различие трактовок личности в отечественной психологии, в качестве ведущей личностной характеристики выделяется направленность. Понятие личность не рассматривается в отрыве от социальной среды, общества. Анализируя функционирование ценностей в процессе жизнедеятельности, следует исходить из отношения субъект-объект, т.е. какие значения приписываются субъектом объектам внешнего мира, как он их переживает и оценивает.
В.П.Тугаринов условно делит ценности на 3 категории: материальные, общественно-политические, духовные.
О.Г.Дробницкий выделяет предметные (объекты наших оценок) и ценности сознания (критерии для таких оценок).
А.А.Козлов, В.Т.Лисовский выделяют 2 категории ценностей: сквозные ценности в любой сфере деятельности и фундаментальные, не зависящие от сферы деятельности и обстоятельств жизнедеятельности.
В концепции А.Н.Леонтьева всякая ценность характеризуется двумя свойствами – значением и личностным смыслом. Личностный смысл – это отношение к потребностям человека.
По мнению В.Ф.Сержантова, Ю.А.Шерковина, Я.Гудачека ценности имеют двойственный характер. Два основных значения понятия «ценность»: 1. Ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойствматериальных и духовных продуктов. 2. Ценности в смысле значимости (ценности, конкретной ценности или системы ценностей) для индивида.
М.И. Бобнева указывает на то, что ценности и ценностные представления, как высшие качественно определенные образования субъективного мира личности, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регуляции поведения личности. Подразделяет их на ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства.
Можно выделить немало классификационных моделей, в которых ценности
структурируются по предмету или содержанию объектов, на которые они направлены (социально-политические, экономические, нравственные), по субъекту отношения(общество, класс, социальная группа, коллектив, индивид).
Авторами монографии была была предложена собственная модель типологии личности, основанная на экспериментальном выделении типов, исходя из целостной иерархии ценностных ориентаций исследуемых. На основе исследований были выделены "консервативный", "творческий" и
"индивидуалистический" типы личности. Эта типология базируется преимущественно на различиях во внутренних установках и интернализованых в более раннем возрасте жизненных принципах и ценностях.
По мнению В.Ф.Анурина, ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и, одновременно, определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности.
Современные ученые указывают и на решающую роль ценностных ориентаций в волевых процессах. А Н.Ф.Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, дают основание для выбора из имеющихся альтернатив действия (целей и средств). Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова оперируют понятием "личностные ценности". Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект
самоопределился.
Вывод о решающей роли ценностных ориентаций в саморегуляции поведения подтвержден и социологическими исследованиями, проведенными под руководством В.А.Ядова.
Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который
является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛАХ
В психологии понятие "смысл" неразрывно связано с гармонично развивающейся личностью. Личностный смысл принято определять как "индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Советской психолог Д.А. Леонтьев разделяет теоретические подходы к понятию "смысл" на два основных течения: одно представляет смысл как интегральное образование, другое – как производный структурный элемент.
Смысл как интегральная основа личности наиболее ярко представлен в трудах В.Франкла, Дж. Ройса, Р. Пауэлла, Ф. Феникса, С. Мадди, Дж. Бугенталя. Весь спектр определений смысла в этом русле Д.А. Леонтьев группирует в три пункта:
1. Определение смысла как жизненной задачи(в теории Франкла);
2. Определение смысла как интерпретации жизни( в теории личности и индивидуальных различий Дж.Ройса и Р.Пауэлла);
3. Определение смысла как аспекта интеграции личной и социальной действительности (в теории личности Ф.Феникса, который связывает сущность человека с его направленностью на осуществление смысла; в теории С.Мадди, который почти не поясняет что такое смысл, однако отводит ему роль высшего интегративного начала ).
Исследователи, определяющие смысл как структурный элемент сознания и деятельности считают, что о смысле нужно говорить во множественном числе, рассматривая смыслы как неотъемлемый структурный элемент самих механизмов функционирования сознания и деятельности человека. Это течение, по мнению Д.А. Леонтьева, также распадается на три ветви:
1. Смысл действий и ситуаций для субъекта задается объективными отношениями ( К.Левин, Ж.Нюттен, Дж.Этвуд, Р.Столоров);
2. Смысл задается как чисто субъективная интерпретация действий и ситуаций (Дж.Келли, Ю.Гендлин);
3. Смысл задается социальной общностью, рассматривается в плоскости отношений с другими людьми (Я.Смендслонд).
Д.А. Леонтьев отдельно рассматривает ещё три подхода к анализу смысла, которые сложились в 70-е годы в английской психологии.
1. Психолого-педагогическая концепция самообучающейся личности. Смысл, в данной концепции, является не только личностным, но и может также
передаваться и обмениваться.
2. Теория социального поведения Р. Харре, указывающего на социальные корни смыслов человеческих действий.
3. Социально-экологическая теория Дж. Шоттера. Шоттер особо подчеркивает способность человека придавать смысл своим действиям
, делать их понятными для других, с тем, чтобы координировать свои действия с действиями других людей и делать тем самым возможным социальное взаимодействие.
В отечественной психологии понятие смысла наиболее полно освещено в трудах А.Н.Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. При этом взгляды отечественных психологов на систему личностных смыслов, как и представления о системе ценностей человека, часто перекликаются с идеями представителей экзистенциально-гуманистического направления.
Смысл - это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности. И принципиально новый подход в понимании смысла был осуществлен именно в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Характерным для этого подхода является то, что проблема смысла как конкретно психологического понятия была раскрыта в результате анализа явлений, принадлежащих не сознанию, а жизни и деятельности субъекта, явлений его реального взаимодействия с окружающим миром. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся
личности.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
ЛИЧНОСТИ
Принятие и освоение ценностей сложный и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. Представления формируются на личностном уровне и являются продуктом непосредственных контактов людей с окружающим миром.
Ценностные представления формируются на основании акта оценки. Формирование же ценностно-смысловых ориентаций реализуется посредством различных психологических механизмов: интериоризации, идентификации, интернализации.
Согласно А.Н. Леонтьеву, интериоризация- есть преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. По мнению Б.С. Круглова, интериоризация ценностей есть осознанный процесс, он предполагает наличие у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность. В процессе интериоризации ценностей наряду с умственными и эмоциональными факторами необходимы и волевые компоненты.