Файл: 1. Изучила представленную главу монографии А. В. Серого.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Усвоение социальных ценностей происходит также в процессе идентификации. В.Г. Леонтьев отмечает, что базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для человека ценностей, и развитие личности происходит через специфическое подражательное усвоение личностных смыслов. По мнению авторов монографии, идентификация – процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, и включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм и ценностей окружающих.
Интернализация - сложный процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. Кроме того, интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности. Интериоризация, идентификация и интернализация являются, в свою очередь, условиями социализации личности.
Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Начальный период формирования личности относится к дошкольному возрасту. Дошкольный возраст (3-7 лет), по мнению В.Г. Асеева, является периодом, в котором усваиваются первые этические нормы. Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения. Это не только близкие люди, образцом выступает и поведение тех людей, которые вызывают одобрение окружающих, а также это герои различных литературных произведений. Позже ориентиром поведения для ребенка становятся сверстники. Подростковый возраст (10-11 - 13-14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Как считает Д.И. Фельдштейн, ведущим видом деятельности у подростков становится общественно полезная деятельность. В этом возрасте возникает и развивается особая форма общения - интимно-личностная. Изменение социальной позиции, начало полового созревания и резкие сдвиги физического развития обусловливают возникновение чувства взрослости. Решающую роль в формировании ценностно-смысловой сферы личности в этом возрасте Г. Дюпон отводит эмоциям. По его мнению, именно в подростковом возрасте начинается психологическая стадия развития эмоций, которая связана с новым фокусом интересов подростка. наиболее распространенными вариантами завершения психологической стадии развития являются
негативизм (асоциальная или антисоциальная реакция на рассогласование личных и общественно одобряемых ценностей) или адаптация собственных взглядов на жизнь применительно к реальным условиям этой жизни. В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности - характер, общие и специальные способности, мировоззрение. В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии. Также возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению своей личности. Ценностно-смысловые ориентации, как устойчивые свойства личности, формируются и развиваются также в процессе трудовой деятельности. Начало этой деятельности для большинства людей приходится на возраст 18 - 23 года (поздняя юность).
По словам Б.Г. Ананьева, с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человек. Этот статус преемственно связан со статусом семьи, из которой человек вышел. Семья, как социальный институт, оказывает влияние на формирование ценностно-смысловых предпочтений индивида. Другим таким фактором является трудовая деятельность как составная часть целостного жизненного самоопределения.
Ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Вследствие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида центральной ценностью, может превратиться в периферийную или даже изменить свою полярность - позитивная ценность может превратиться в негативную и наоборот. Одним из факторов изменения системы ценностей являются социально-исторические условия, на фоне которых развивается личность. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей общества, социальных групп, отдельной личности.
Таким образом, ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).
Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
Изучение ценностей и личностных смыслов человека осуществляется при проведении массовых социологических опросов, анкетировании отдельных групп населения, при оценке психологического климата коллектива, а также при решении задач индивидуального психодиагностического исследования. При изучении индивидуальных ценностей и личностных смыслов объектом исследования психолога является как собственно ценностно-смысловая сфера, так и особенности мотивационно-потребностной сферы личности, ее направленность, установки, интересы, мировоззрение и т.д.
Условно можно разделить методики исследования ценностно-смысловой сферы личности на следующие блоки:
1. Методики диагностики ведущей, доминирующей ценностной ориентации, личностнойнаправленности, либо мотивационной тенденции (тесты Оллпорта-Вернона-Линдсея,Эдвардса, ОА и др.);
2. Методики, направленные на исследование целостной системы или иерархии ценностных ориентаций личности (тесты Рокича, Шварца);
3. Проективные методы изучения ценностно-смысловой сферы личности (методики Кантрила, Оллпорта-Гилеспи);
4. Методики изучения процессов и уровня личностного развития, позволяющие судить о сформированности ценностно-смысловой сферы (САТ, УСК);
5. Методики исследования жизненных целей, уровня осмысленности жизни и
смысложизненных ориентаций (PIL, СЖО).
Сегодня в арсенале практического психолога находится широкий спектр индивидуально-психодиагностических, социально-психологических и социологических методов для исследования данной сферы, основанных на различных, зачастую полярных теоретических концепциях. В то же время, ни один из существующих методов не позволяет получить исчерпывающую информацию о системе ценностно-смысловых ориентаций исследуемых.
В отличие от многих других личностных характеристик ценностно-смысловая сфера в значительной степени определяется индивидуальными представлениями человека о социальной желательности, поскольку нормы социума и являются одним из важнейших источников ее формирования. Индивидуальные данные, получаемые в ходе исследований, должны рассматриваться только в контексте социально-культурных норм значимого
окружения. В этой связи достаточно актуальным остается вопрос о валидности используемых методов и корректности интерпретации полученных результатов.
Указанные проблемы могут быть разрешены при комплексном использовании исследователем различных по своему теоретическому обоснованию, форме и направленности методов.
3. Проверила свой конспект по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесла с таблицей интерпретации результатов. Получилось 8 баллов.
4. Существенно обогатились мои представления о ценностных ориентациях и путях их формирования.
5. Представления о читательской грамотности и путях ее формирования расширились.
Критерии оценивания:
В конспекте зафиксированы:
Критерий оценивания | Баллы |
1. Найти и извлечь информацию из текста | |
В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность» | 1 |
В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций | 1 |
В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга | 0 |
В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности | 1 |
В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности | 0 |
В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека | 0 |
В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности | 1 |
В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности | 0 |
В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития | 1 |
В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения | 1 |
2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста | |
Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов | 1 |
3. Осмыслить и оценить сообщения текста | |
Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности | 1 |
Интерпретация результатов:
0–4 балла | Конспект требует серьезной доработки (низкий уровень читательской грамотности) |
5–8 баллов | Конспект требует доработки по отдельным позициям (средний уровень читательской грамотности) |
9–12 баллов | Конспект выполнен на должном аналитическом уровне (достаточный уровень читательской грамотности) |
2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования» (https://razgovor.edsoo.ru/)
1. Изучила контент (информацию), представленный(ую) на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном», к занятиям https://razgovor.edsoo.ru/ (далее – федеральный информационный ресурс), где представлены разработки конкретных занятий (далее – федеральные занятия).
2. Выбрала несколько федеральных занятий для возрастной группы учащихся 1-2 класс, где я являетесь классным руководителем, проанализировала их. Темы: День знаний, День пожилых людей, День учителя, День отца, День матери.
3. Составила целостное представление о проанализированных занятиях так, как если бы меня попросили сделать о них сообщение на педагогическом совете или методическом объединении с точки зрения формирования ценностных ориентаций. Какие аргументы и примеры Вы включите в выступление? (можно по желанию составить короткий план к такому возможному выступлению)
ПЛАН выступления на методическом объединении
1. Проблема формирования духовных, нравственных ценностей и ценностных ориентаций у школьников младшего школьного возраста.
2. Нововведения со стороны государства, учитывающие необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений.
3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (ФГОС)
4. Воспитательные возможности уроков и внеурочной деятельности, выбор форм и методов проводимых занятий
5. «Разговоры о важном» - действенный инструмент для развития ценностных ориентаций и формирования ценностных представлений младших школьников.
В качестве примера здесь можно рассмотреть занятия «День отца», «День пожилого человека», «День матери». Они формируют такие ценности, как традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи. Беседа – рассуждение на основе видеофрагмента,