Файл: 1. Укажите, какое значение имеет сохранный слух для психического развития детей раннего и дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание №17
1.Укажите, какое значение имеет сохранный слух для психического развития детей раннего и дошкольного возраста.
Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает ребенку возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Слух – это больше, чем просто один из органов чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.
Психическое развитие детей с нарушением слуха свидетельствует о том, насколько большое значение имеет слух в развитии речи, в формировании всех познавательных процессов, в развитии эмоционально-чувственной сферы и личностных характеристик ребенка.
С помощью слухового анализатора ребенок ориентируется в разнообразных звуковых сигналах окружающей среды. Звуки окружающего мира разнообразны: одни из них являются неотъемлемым свойством определенных предметов и явлений, а другие возникают при взаимодействии одних предметов с другими. Восприятие звуков является необходимым условием восприятия и понимания разговорной речи, речевых интонаций, музыкальных произведений, что делает слуховой анализатор необходимым средством познания мира и общения с другими людьми.
При восприятии окружающего мира ребенок, в первую очередь, использует зрение, ориентируясь на видимые глазом характеристики предмета. Однако в ряде случаев необходимая информация не может быть получена с помощью зрения. Так, восприятие звуков музыки и восприятие слышимой (разговорной) речи возможно только с помощью слуха. Кроме того, в условиях ограниченных возможностей зрения ребенок использует свой слух. Например, в темноте мы можем узнать по звуку, где расположен телефон или тикающие часы, можем понять, что к дому подъехал автомобиль, что в комнату кто-то вошел, мы ориентируемся в лесу по звуку человеческих голосов или машин и т.д. Иногда только с помощью слуха можно воспринять сигналы опасности: гудок машины, которую человек не может видеть,
шорох опасного зверя в лесу, звук от упавшего предмета и т.п.
2.Раскройте методологическую сущность основных видов воспитания, применяемых в сурдошколе.
В сурдопедагогике, основываясь на особенностях развития детей со слуховым дефектом и на классификации методов воспитания в общей и специальной педагогике, применяются в разных сочетаниях три ведущие группы методов.
1. Практически-действенные –приучение, упражнения, организация воспитывающей деятельности, воспитывающие ситуации. Особое значение они приобретают в работе с младшими учениками, которым свойственны недостаточный уровень речевого развития и незавершенность формирования конкретно-понятийного мышления. Методы приучения и упражнения используются для воспитания устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и пр. Для закрепления приобретенных навыков и привычек используется система упражнений. Эта форма воспитания может сочетаться с другими – требованием, словесным разъяснением, индивидуальными беседами, поручениями и т. п.
2. Побудительно-оценочные – педагогические требования, поощрение, порицание, осуждение, наказание. Эти методы реализуются в сочетании с практически-действенными и сопровождаются доступными словесными поощрениями («хорошо», «верно», «молодец»), привлекая внимание детей ко всему позитивному.
3. Информационные – разъяснение, беседа, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога и пр. Эти методы начинают приобретать большое значение в воспитании подростков и старшеклассников со слуховым дефектом, так как они предполагают опору на их интеллектуальные и речевые возможности. Информационные методы способствуют формированию осознанного отношения учащихся к нормам и правилам поведения, к социальным и нравственным человеческим ценностям, учат оценивать собственные поступки, ориентируясь при этом на социальные и нравственные эталоны. Наибольшие трудности в реализации воспитательного потенциала информационных методов возникают на начальном этапе школьного обучения
, что обусловлено речевым недоразвитием младших учащихся, особенностями познавательной деятельности, бедностью их житейского и социального опыта. Восприятие воспитывающей информации и ее осознание во многом зависят от доступности содержания, продуманности используемых языковых и визуальных средств.
Выбор методов воспитания определяется возрастными и индивидуальными особенностями школьников, характером и степенью слухового дефекта, спецификой речевого развития и участием в воспитательном процессе семьи.