Файл: Практические (ситуационные) задачи по дисциплине психодиагностика проблемноаналитические задания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

_____________ ПСИХОДИАГНОСТИКА ______________





Группа Уз21П111в


Студент




Александрова М.А














МОСКВА 2022

ПРАКТИЧЕСКИЕ (СИТУАЦИОННЫЕ) ЗАДАЧИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОДИАГНОСТИКА
Проблемно-аналитические задания

Задание № 1

Составьте поведенческий портрет героя фильма, используя следующую общую схему:

  1. Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды, прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике быть «таким как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы это подтверждают, в каких ситуациях.

  2. Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляция. Общая скованность, или, напротив, свобода движений, характерные индивидуальные позы.

  3. Мимические: общее выражение лица, сдержанность или выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной

  4. Речевое поведение: молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.

  5. Поведение по отношению к другим людям, положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя, позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности), наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в одинаковых ситуациях (каких).

  6. Поведенческие проявления к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.

  7. Поведение в психологически значимых ситуациях: при выполнении задания, в ситуации конфликта.

  8. Поведение в основной деятельности.

  9. Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.




  1. Тарас Бульба

Главный персонаж фильма носит длинные усы, имеет суровый взгляд, крепко сложенное тело, прямую осанку, несмотря на возраст – все это характеризует его, как сильного духом, решительного человека, который всегда готов к действию и может соперничать с молодыми казаками. Тарас не любил роскошь, но на бой всегда надевал красивую одежду и также украшал своего коня, что говорило о том, какое именно его настоящее увлечение, а также от чего он по-настоящему получал удовольствие. Люлька в зубах, из-за которой он погиб, шапка, оружие за поясом – вещи, которые обычно носят с собой все казаки. Если рассматривать всю внешность Тараса в целом, то она ничем не отличается от тысяч других его товарищей. Видимо, режиссер хотел сделать образ главного героя собирательным, показать, что он такой же, как и все остальные казаки, также храбр, по-своему груб, и ничем он от них не отличается. Наверное, режиссер пытался показать нам  этих людей, объединив их всех в одного Тараса Бульбу, показать их силу и храбрость, а также любовь к родине. Представляя себе внешность этого человека, остается только удивляться той силе, мужестве, храбрости, которая присуща тому времени.

Меня восхищает героический  характер атамана и цельность  его натуры. Это был настоящий  патриот, для которого главная цель — освободить Отчизну от порабощения  и бесправия. Для таких людей  интересы народа стоят выше всего  на свете. Без всякого сомнения, Тарас  готов отдать свою жизнь и жизнь  своих сыновей за родную землю. Пусть  это жестоко, но цель, которую ставил перед собой Бульба, оправдывала  для него средства ее достижения. Ведь на кону стояла свобода и независимость  целой страны.  Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был  создан для семейного очага. Его "нежба" -! чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: "Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава".

Образ Тараса воплощает в  себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением  – к свободе и независимости  своего народа. Вот почему с такой  ненавистью говорит он о ничтожных  душах предателей: "Знаю, подло  завелось теперь на земле нашей:

перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают...".  

Тарас Бульба «был создан для  бранной тревоги». У него очень  тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало  всё: убранство его светлицы, отношение  к жене, поведение в бою. Образ  Тараса проникнут высокой, суровой  и нежной поэзией отцовства. Тарас  является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса — исполнение долга отца. Тарас Бульба — один из наиболее сильных и цельных трагических характеров. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба— старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он — в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками — действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.

Сколько отваги в поведении  Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим  сыном. "Затерявшись в толпе  чужих людей, Тарас смотрит как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? "Что было тогда в его сердце?" - восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: "Добре, сынку, добре!"

Тарас Бульба – в исполнении Богдана Ступки, натуральный казацкий герой, может роль писалась специально для Богдана Ступки, толи актер сыграл так натурально и искренне, получился живой, колоритный Запорожский казак. 

В образе Тараса Бульбы господствует одна психологическая  черта — всепоглощающая  верность общему делу, которому отдаются все душевные и  физические силы фольклорного богатыря. И одновременно с этим — окрашенное мягким юмором, почти нежное  отношение к своим боевым сподвижникам. Поражает удивительная цельность характера героя: пронзительные слова  любви и скорбной тоски, обращенные к погибающему  Остапу, интонация библейского приговора другому сыну,  Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к прекрасной  полячке для Тараса не могла стать оправданием измены  отчизне. Во всем этом ощущается подлинная психологическая достоверность.


Задание № 2

Ситуация 1

Заказчик – классный руководитель 6-го класса. Запрос: «С классом работать просто невыносима, постоянные конфликты, многие предметники жалуются, дети оговариваются, домашние задания не выполняют, их практически невозможно организовать на какое-нибудь мероприятие». Составьте оптимальную диагностическую программу и обоснуйте свой выбор.

Методики для класса:

Оцениваем мотивацию детей к обучению и мотивов аффилиации (стремление быть в обществе других):



  • Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).


  • Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)


Проводим личностный опросник для оценки индивидуальных особенностей каждого ребенка:


  • Тест Кеттела


Ситуация 2

Заказчик – классный руководитель 2-го класса. Запрос: «В целом класс ровный, но пара-тройка ребят долго врабатывается, много отвлекается и быстро устает, из-за них темп работы всего класса страдает». Составьте оптимальную диагностическую программу и обоснуйте свой выбор.

Для отстающих ребят:

Оцениваем когнитивные функции для того, чтобы понять какие могут быть проблемы в отставании:



  • 10 слов Лурия (оценка краткосрочной и долговременной памяти)


  • Тест Векслера (детский вариант) – оценка уровня развития интеллекта.


  • Матрицы Равена (детский вариант) – оценка мышления.


Оцениваем мотивацию детей:


  • Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).


Оцениваем взаимоотношения детей в школе при помощи проективного рисунка.

Ситуация 3

Заказчик – бабушка подроста 14-ти лет. Запрос: «Ребенок долго собирается, много отвлекается и быстро устает, постоянно хочет спать, очень много времени проводит за компьютером, учеба ему не дается, а скоро экзамены, что нам делать?». Составьте оптимальную диагностическую программу и обоснуйте свой выбор.

Проводим диагностику мотивов к обучению и мотивов аффилиации, чтобы понять, почему ребенок много времени проводит за компьютером и не хочет учиться:



  • Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)


  • Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).


Проводим диагностику когнитивных функций, для того, чтобы оценить возможности ребенка в обучении:


  • 10 слов Лурия (оценка краткосрочной и долговременной памяти)


  • Тест Векслера (взрослый вариант) – оценка уровня развития интеллекта.


  • Матрицы Равена (взрослый вариант) – оценка мышления.

Задание № 3
Ситуация 1

Определите посредством какой методики был поставлен следующий психологический диагноз: «страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению потребности испытуемого в принятии, в общении с другими людьми».

Ответ:


Данный диагноз был поставлен посредством диагностики мотивов аффилиации (А.Мехрабиан).

Ситуация 2

Определите посредством какой методики был поставлен следующий психологический диагноз: «Переоценка себя, личностная незрелость, неумение правильно оценивать результат своей деятельности, сравнивать себя с другими. Нереалистическое, некритическое отношение испытуемого к собственным возможностям».
Ответ:
Данный диагноз был поставлен посредством исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

Ситуация 3

Определите посредством какой методики был поставлен следующий психологический диагноз (его часть): «По Фактору «С» у испытуемого выявлена «Слабость Я», то есть для испытуемой характерна эмоциональная неустойчивость, она находится под влиянием чувств, переменчива, легко расстраивается, при расстройствах теряет равновесие духа, переменчива в отношениях и неустойчива в интересах, беспокойна, уклоняется от общественности, имеет тенденцию уступать, отказывается от работы, не вступает в споры в проблематичных ситуациях, проявляет невротические симптомы, ипохондрию, высоко утомляема».
Ответ:

Данный диагноз был поставлен посредством 16-факторного опросника Р.Б. Кеттелла.