Файл: Закон изменения и сохранения импульса. Реактивное движение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока.
Предмет | Физика | Класс | 10 класс | ||
Тема урока | Закон изменения и сохранения импульса. Реактивное движение | ||||
Цели урока | Обучающие цели: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению представления о законе сохранения импульса и реактивном движении; - продолжить совершенствование навыков решения задач с учетом теоретических знаний; - раскрыть сущность закона сохранения импульса, обозначить границы применимости; - показать объективность проявления закона сохранения импульса, учёт и использование его на практике (профессиональная направленность). Развивающие: развивать умение сопоставлять, логически мыслить, четко и лаконично отвечать на поставленные вопросы. Воспитательные: воспитывать уважение к отвечающим; умение слушать и анализировать. | ||||
Задачи урока | 1. (предметный результат):формирование представлений об импульсе, реактивном движении, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся; 2. (метапредметный результат):развитие умения вырабатывать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений; 3.(личностный результат):формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления . | ||||
Тип урока | Изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
| Р: обнаруживать и формулировать проблему урока ;планировать свои действия; работать по плану; находить и исправлять свои ошибки; оценивать степень успешности. достижения цели по известным П: умение структурировать знания; установление логических связей; умение анализировать, сравнивать; представлять инф-ю в сжатом виде. К: излагать свою точку зрения, аргументируя её.; участвовать в диалоге; понимать позицию другого; использовать речевые средства. | Осознавать свои личные качества и черты характера; знание моральных норм; осознание личных мотивов учения. | |||
Форма проведения урока - изучение нового материала. Оборудование: набор для демонстрации закона сохранения импульса, задачник Рымкевич |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | ||||||||||||||||||
Предметные | УУД | | |||||||||||||||||||
1.Оргмомент | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. | | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | | ||||||||||||||||
2. Повторение | 1. Визуальная проверка домашнего задания №342, 344 Оказание помощи по вопросам д/з 2.Повторение: Перечень вопросов: Опыт: на нитях подвешиваются 2 шарика. Правый отклоняем и отпускаем. Вернувшись в прежнее положение и ударившись о неподвижный шарик, он приходит в движение и отклоняется практически на тот же угол что и отклонили правый шарик. 1.Что происходит при соударении шаров? 2.Какая связь между действующей на неподвижный шарик силой временем 3. Что такое импульс силы? В каких единицах он измеряется? 4. Чему равен импульс тела? Запишем на доске формулу импульса тела. 3. Диктант:
| Демонстрируют д/з Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопрос учителя. Формулируют выводы наблюдений. Отвечают на вопрос, работают с карточками. Взаимопроверка, ответы на доске с критериями оценивания: | Структурирование знаний. | Устное осознанное построение речевого высказывания. | | ||||||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока, первичное усвоение новых знаний | Видеофрагмент: полет ракеты. Формулирует проблемное задание. Давайте найдём взаимосвязь между действующей на ракету силой, временем её действия и изменением скорости тела. Учитель работает на доске. Вывод формулы. Рассмотрим взаимодействие тел на примере шариков, подвешенных на нитях. Импульс левого и правого шариков изменяется, а импульс системы шариков не меняется (на сколько уменьшится импульс левого шара, настолько увеличится импульс правого, а импульс системы шариков не меняется) Получают математическую запись закона сохранения импульса. Формулируется закон сохранения импульса и определяются границы его применения | Смотрят. Слушают и осмысливают, сказанное учителем. Записывают текст, выявляют закономерность: Записывают текст. | Выделение существенной информации из слов учителя. Определение основной и второстепенной информации. Установление логических связей. Выделяют существенное. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Выделение и осознание учащимся новых знаний. | | ||||||||||||||||
ФИЗМИНУТКА | | Выполняют упражнения на осанку | | | | ||||||||||||||||
3. Усвоение новых знаний и проверка понимания . | Решение качественных задач: 1. Может ли человек, стоящий на идеальной гладкой горизонтальной (ледяной) поверхности, сдвинутся с места, не упираясь острыми предметами в лёд? 2. Платформа по инерции катится по рельсам в сильный снегопад. Имеет ли смысл человеку, находящемуся на ней, сбрасывать снег для того, чтобы платформа остановилась попозже? В какую сторону лучше сбрасывать снег? Учитель на доске последовательно излагает ход решения задачи на применение закона сохранения импульса. На неподвижную тележку массой 100 кг прыгает человек массой 50 кг со скоростью 6 м/с. С какой скоростью начнёт двигаться тележка с человеком? | Выполняют задание, комментируют и обосновывают решение. Делают записи, по ходу решения отвечают на вопросы. | Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. | | ||||||||||||||||
4.Закрепление, обобщение и систематизация знаний. | Беседа по вопросам: 1.Что называется импульсом тела? 2.Что можно сказать о направлении векторов импульса и скорости движущегося тела? 3.Что означает утверждение о том, что несколько тел образуют замкнутую систему? 4.Какую систему называют замкнутой? 5.Сформулируйте закон сохранения импульса. Самостоятельная работа в 2 вариантах | Отвечают на вопросы учителя, ответы обосновывают. Выполняют задания работы. | Распознают и воспроизводят изученный материал. Принимают участие в обсуждениях. Решают познавательные задачи | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | | | |||||||||||||||
5. Домашнее задание. Этап урока (название, время, цель) | Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. Домашнее задание С124, §38-39, №351, 352(2) | Внимательно слушают, анализируют. | Осознают качество и уровень усвоения. | Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции. | | | |||||||||||||||
6. Итог урока. Рефлексия | Формулирует вопросы. Подводит итоги учебного занятия. -Можно ли считать выполненной задачу, поставленную в начале урока?
Самооценка. Отметка за урок. | Отвечают на вопросы. | Умение обсуждать содержание урока во фронтальном режиме. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. | | |
Самостоятельные работы№1
Вариант 1
1.Какую физическую величину называют импульсом тела? Какова единица этой физической величины? Каково ее обозначение? Как направлен вектор импульса тела?
2. Импульс шара, который катится по горизонтальной плоскости, равен 20 кг-м/с. Определить скорость шара, если его масса равна 200 г.
3. Скорость машины массой 1,5 т возросла с 36 км/ч до 72 км/ч. Чему равен импульс силы, действовавшей на автомобиль?
4 Человек, бегущий со скоростью 4 м/с, вскакивает на тележку, движущуюся ему навстречу со скоростью 1,5 м/с Какова скорость тележки после этого? Массы человека и тележки соответственно равны 60 и 30 кг.
Вариант 2
1. Какую физическую величину называют импульсом силы? Какова единица этой физической величины? Как направлен вектор импульса силы? Пуля при вылете из ружья приобретает скорость 800 м/с. Определить массу пули, если ее импульс при вылете равен 8 кг-м/с.
2.Как изменилась скорость автомашины массой 1 т, если на нее в течение 2 мин действовала сила 83,3 Н? Начальная скорость машины 36 км/ч.
3.Человек, бегущий со скоростью 4 м/с, догоняет тележку, движущуюся со скоростью 1,5 м/с и вскакивает на нее. Какова скорость тележки после этого? Массы человека и тележки соответственно равны 60 и 25 кг.
4.Пуля при вылете из ружья приобретает скорость 800 м/с. Определить массу пули, если ее импульс при вылете равен 8 кг-м/с.
Самостоятельная работа№2
І вариант
І уровень
Человек массой 70 кг, бегущий сос коростью 5 м/с, догоняет тележку массой 50 кг, движущуюся со скоростью 1 м/с, и прыгает на нее. С какой скоростью они вместе будут продолжать движение?
С какой скоростью должен двигаться автомобиль массой 7,2 т, чтобы обладать кинетической энергией, равной 8,1 кДж?
ІІ уровень
Какую скорость относительно ракетницы приобретает ракета массой 600 г, если газы массой 15 г вылетают из нее со скоростью 800 м/с?
Камень массой 1 кг брошен с вышки высотой 5 м со скоростью 8 м/с в горизонтальном направлении. Чему равна полная механическая энергия камня в момент бросания? Определите работу силы тяжести в момент падения камня на поверхность Земли.
ІІІ уровень
С лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью 1 м/с, прыгает мальчик массой 50 кг в горизонтальном направлении со скоростью 7 м/с. Какова скорость лодки после прыжка мальчика, если он прыгает с кормы в сторону, противоположную движению лодки?
ІІ вариант
І уровень
Два тела массами 200 и 500 г, движущиеся навстречу друг другу, после столкновения остановились. Чему равна скорость первого тела до столкновения, если второе тело двигалось со скоростью 0,8 м/с?
На какую высоту нужно поднять груз массой 5 кг, чтобы его потенциальная энергия увеличилась на 40 Дж?
ІІ уровень
Масса винтовки равна 4 кг, масса пули равна 8 г, скорость пули равна 600 м/с. Определите скорость отдачи винтовки при выстреле.
Тело массой 2 кг свободно падает на поверхность Земли в течение 6 с. Чему равна кинетическая энергия тела в момент падения?
ІІІ уровень
Снаряд, летевший со скоростью 500 м/с, разорвался на два осколка. Скорость одного осколка, масса которого равна 5 кг, возросла до 700 м/с по направлению движения снаряда. Определите скорость другого осколка, если его масса равна 4 кг.
Критерии оценок
Оценка «5» если все задания выполнены полностью,
Оценка «4» – 4 задания выполнены полностью,
Оценка «3»– 2 задания выполнены, 3 задание начато правильно.
Самостоятельная работа№3
Задача 1
Движение материальной точки описывается уравнением: hello_html_m1bcda946.gif. Приняв ее массу равной 2 кг, найти импульс через 2 с и через 4 с после начала отсчета времени, а также силу, вызвавшую это изменение импульса.
Задача 2
Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нем. Найти скорость вагона, если он двигается со скоростью 36 км/ч навстречу снаряду.
Задача 3
Тело массой 0,2 кг, падает с высоты 1 м с ускорением 8 м/с2. Найти изменение импульса тела за это время.
Задача 4
Снаряд массой 40 кг, летящий в горизонтальном направлении со скоростью 600 м/с, разрывается на две части с массами 30 кг и 10 кг. Большая часть стала двигаться в том же направлении со скоростью 900 м/с. Определить величину и направление скорости меньшей части снаряда.
Задача 5
Тележка с песком катится со скоростью 1 м/с по горизонтальной поверхности без трения. Навстречу тележке летит шар массой 3 кг со скоростью 8 м/с, направленной под углом 600 к горизонту. После встречи с тележкой шар застревает в песке. С какой скоростью и в какую сторону покатится тележка после встречи с шаром? Масса тележки с песком 10 кг.
Самостоятельная работа №4
Вариант 1
Единица измерения импульса тела…
А. hello_html_m41f030fe.gif Б. hello_html_m27c81037.gif В. hello_html_426a93b2.gif Г. hello_html_1ed4a765.gif
Чему равно изменение импульса тела, если на него подействовала сила 15 Н в течение 5 с?
Тело массой 2 кг движется со скоростью 3 м/с. После взаимодействия со стенкой тело стало двигаться в противоположном направлении со скоростью 2 м/с. Чему равен модуль изменения импульса тела?
Вагон массой 20 т движется со скоростью 2 м/с и сталкивается с вагоном массой 30 т, движущимся в том же направлении со скоростью 0,2 м/с. Найти скорость вагонов после автосцепки.
Два тела движутся навстречу друг другу и сталкиваются неупруго. Скорость первого тела до столкновения 5 м/с, второго – 8 м/с. Скорость обоих тел после столкновения совпадает по направлению со скоростью первого тела и равна 3 м/с. Определите отношение масс этих тел.
Вариант 2
Единица измерения импульса силы…
А. hello_html_44b4c40e.gif Б. hello_html_37ccd271.gif В. hello_html_m7e1cd4e4.gif Г. hello_html_4c64117c.gif
Чему равен импульс тела массой 2 кг, движущегося со скоростью 3 м/с?
Тело массой m движется со скоростью υ. После взаимодействия со стенкой тело стало двигаться в противоположном направлении с той же по модулю скоростью. Чему равен модуль изменения импульса?
Вагон массой 4,5 т движется со скоростью 8 м/с и сталкивается с покоящимся вагоном массой 1,5 т. Найти скорость вагонов после автосцепки.
Два тела движутся навстречу друг другу и сталкиваются неупруго. Скорость первого тела до столкновения 6 м/с. Найти скорость второго тела, если общая скорость тел после столкновения по направлению совпадает с направлением движения первого тела и равна 2 м/с. Отношение массы второго тела к массе первого 4/11.
Самостоятельные работы по теме
« Импульс.Закон сохранения импульса»
Самостоятельные работы№1
Вариант 1
1.Какую физическую величину называют импульсом тела? Какова единица этой физической величины? Каково ее обозначение? Как направлен вектор импульса тела?
2. Импульс шара, который катится по горизонтальной плоскости, равен 20 кг-м/с. Определить скорость шара, если его масса равна 200 г.
3. Скорость машины массой 1,5 т возросла с 36 км/ч до 72 км/ч. Чему равен импульс силы, действовавшей на автомобиль?
4 Человек, бегущий со скоростью 4 м/с, вскакивает на тележку, движущуюся ему навстречу со скоростью 1,5 м/с Какова скорость тележки после этого? Массы человека и тележки соответственно равны 60 и 30 кг.