Файл: Мир глазами историка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по ФГОС

Предмет: окружающий мир

по программе «Школа России» класс: 4

Тема: «Мир глазами историка»

Учитель Зеленская О.В.

2022

Тема «Мир глазами историка»

 

Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с наукой историей; сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков;

  • Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения;

  • Воспитательные: воспитывать любовь к прошлому.

Оборудование: презентация «Мир глазами историка»; схема «Исторические источники»; карточки со словами для дидактической игры «Исторические источники», компьютер с выходом в сеть INTERNET, энциклопедия для мл. школьника, карточки для рефлексии, карточки настроения.

     Урок проводится в школьной библиотеке, оснащённой компьютером с выходом в сеть INTERNET. Так же на уроке присутствует и участвует в уроке библиотекарь.

Ход урока:

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы,

оборудование

Время

Планируемый результат

Диагности

ческий и оценочный инструмента

ий

I. Мотивация к учебной деятельности

Настроить учащихся на рабочий лад, определить понятия чему ребёнок хочет научиться, что он может и зачем ему это  нужно.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

- Сегодня мы познакомимся с науками, которые занимаются сохранением и передачей информации о нашем прошлом.

- Скажите, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? Что вы можете узнать? И зачем вам эти знания нужны?

- Покажите с каким настроем вы начинаете урок.

 - Я хочу узнать, какие же науки занимаются сохранением и передачей информации о нашем прошлом.

Дети показывают цветную карточку.

(зелёная – отличное

Синяя – хорошее

Красная - удовлетворительное)

Слайд 1.

2 мин.

Дети настроены на урок и готовы работать с учителем. Учащиеся мотивированы к учению.

Карточки настроения.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

Создание проблемной ситуации.

- В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию каждого из нас. У человечества тоже есть биография – это история. Но от куда же мы всё помним и знаем события, которые происходили много лет и даже тысячелетий назад?

- Ваня, Лёша и Наташа поспорили, какая же наука занимается сохранением и передачей информации о нашем прошлом. Ваня сказал, что эта наука  – история, Лёша – археология, а Маша сказала, что наука, которая хранит и передаёт нам информацию называется архитектура. Кто же из ребят был прав, как вы думаете?

(Дети высказывают свои мнения.)




5

мин

Уважение к учителю, к учащимся. Умение слушать других и высказывать своё мнение. Активность и логичность и правильность ответов детей.




III. Выявление причины и места затруднения




 - Почему мы не можем прийти к общему мнению?

 -Нам не достаточно знаний, чтобы сделать достоверных выводов.




3 мин.







IV. Построение проекта выхода из затруднений

Вызвать у учащихся интерес решения проблемы.

Учить  детей самостоятельно анализировать и выявлять нужную информацию.

- Где мы можем найти и узнать нужную нам информацию?

- Я предлагаю вам разбиться на 4 группы. Первая группа будет работать с энциклопедиями и узнает, что такое история и изучает ли эта наука прошлое. Вторая группа будет беседовать с библиотекарем и выяснить, что такое археология и что она изучает.

Третья группа будет искать информацию в словаре и выяснит, что такое архитектура и что изучает эта наука. А четвёртая группа будет искать информацию в сети INTERNET. Ваша задача: выявить места, где хранятся эти знания о прошлом.

- В сети INTERNET, в энциклопедиях, побеседовать со взрослыми и учителями.




5 мин.

Учащиеся самостоятельно откроют для себя новые знания.




V. Реализация построенного проекта




(учитель помогает детям сбившимся с нужного пути)

(дети ищут необходимую информацию)




10 мин

Уметь ориентироваться в энциклопедиях, словарях самостоятельно работать и изучать новый материал и использовать эти знания.




ФИЗМИ- НУТКА




Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Раз – читаем летопись,

Два – идем в музей,

Узнаем о прошлом времени

И станем мы мудрей!

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Презентация «музыкальная физминутка»

1 мин

Снять напряжение и усталость




VI. Построение системы знаний

Выслушать ответы всех детей. Ответить на поставленный ранее проблемный вопрос.

- Итак, вспомним спор детей.

- Первая группа, вы справились со своим заданием? Расскажите, пожалуйста, всем о чём вы узнали?

- Молодцы ребята, всё верно! Вторая  группа расскажите, о чём узнали вы?

- Верно, ребята! А о чём нам  расскажет третья группа?

- Молодцы! Тоже верно! Так кто же из ребят был прав? Ваня, Лёша или Наташа?

- Давайте выслушаем 4 группу. Где же хранятся все полученные и добытые историками и археологами сведения.

- Давайте вспомним,  какие из этих исторических источников мы с вами уже посетили?

- Что вам там запомнилось? Что поразило больше всего?

- Запишите себе кол-во баллов, которое вы заслуживаете за свою работу. (от 2 до 5)

- Археология, архитектура, или история занимается хранением и передачей информации о прошлом?

- История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни

  Из энциклопедии мы узнали, что история – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Мы узнали, что археоло́гия— историческая дисциплина, изучающая историческое прошлое человечества.

Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека.

Люди, которые занимаются археологией называются археологами. Крупные раскопки они ведут лопатами, а чтобы случайно не испортить более мелкие предметы, расчищают их щёточками и кисточками.

Архитекту́ра  — искусство проектировать и строить здания и сооружения. Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

- Ваня и Лёша были правы, т.к. и история и археология занимаются хранением и передачей информации о прошлом. А вот Наташа заблуждалась в своём мнении, потому что архитектура связана совсем с другой деятельностью.

- Всё хранится в библиотеках, музеях и архивах!

- Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов.

- Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств.

(дети рассказывают об экскурсии в местный музей)

Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятсябиблиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище.

- Школьный и районный музеи, школьную и районную библиотеки.

(дети высказывают свои  мнения)

(дети на отдельном листочке проставляют кол-во баллов)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

13 мин.

Уметь внимательно слушать учителя, вести с ним диалог.  

Уметь слушать и уважать своих товарищей. Уметь воспроизводить научный материал с опорой на собственный. Знать, что такое «архивы», «музеи», «библиотеки», «археология», «история», «архитектура». Уметь анализироват, выявлять лишнее и делать выводы.

Листочки с оценночными  баллами.

VII. Рефлексия

Выявить уровень усвоения полученных знаний на уроке.

-Далее учитель проводит дидактичес -кую игру «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам.

Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.

Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку.

- Оцените своё участие и свою работу в этой игре, поставте себе ещё некоторое количество баллов (от 2 до 5)

А теперь посмотрите на свои баллы, поставьте сами себе оценки по этой шкале .

(Учитель раздает детям карточки для рефлексии.)

- На карточках покажите на сколько вам понравился вам урок. Раскрасьте тот смайл, который вам подходит. - Выставление оценок.

           

- Что такое история?  



Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?

Приведите примеры исторических источников.

Ученики прикрепляют карточки к доске, объясняя свой выбор.

(дети проставляют кол-во баллов)

Набор карточек со словами.

Слайд:

5

мин

Понимание изученного на уроке материала.

Уметь работать с магнитными карточками.

Листочки с

оценочны

ми  баллами.

Карточки настроения.

д/з




1.Подготовить сообщение о знаменитых людях вашей семьи.

2. Подготовить сообщение об обычаях и традициях вашей семьи.

3.Подготовить сообщение об интересных фактах или событиях семьи.

(задания даются на выбор)

(дети записывают материал в дневники)




1 мин.