ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по ФГОС
Предмет: окружающий мир
по программе «Школа России» класс: 4
Тема: «Мир глазами историка»
Учитель Зеленская О.В.
2022
Тема «Мир глазами историка»
Цели:
-
Образовательные: познакомить учащихся с наукой историей; сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков; -
Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения; -
Воспитательные: воспитывать любовь к прошлому.
Оборудование: презентация «Мир глазами историка»; схема «Исторические источники»; карточки со словами для дидактической игры «Исторические источники», компьютер с выходом в сеть INTERNET, энциклопедия для мл. школьника, карточки для рефлексии, карточки настроения.
Урок проводится в школьной библиотеке, оснащённой компьютером с выходом в сеть INTERNET. Так же на уроке присутствует и участвует в уроке библиотекарь.
Ход урока:
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ресурсы, оборудование | Время | Планируемый результат | Диагности ческий и оценочный инструмента ий |
I. Мотивация к учебной деятельности | Настроить учащихся на рабочий лад, определить понятия чему ребёнок хочет научиться, что он может и зачем ему это нужно. | Звенит звонок, Начинаем наш урок. Нам надо многое понять, Чтобы историками стать. - Сегодня мы познакомимся с науками, которые занимаются сохранением и передачей информации о нашем прошлом. - Скажите, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? Что вы можете узнать? И зачем вам эти знания нужны? - Покажите с каким настроем вы начинаете урок. | - Я хочу узнать, какие же науки занимаются сохранением и передачей информации о нашем прошлом. Дети показывают цветную карточку. (зелёная – отличное Синяя – хорошее Красная - удовлетворительное) | Слайд 1. | 2 мин. | Дети настроены на урок и готовы работать с учителем. Учащиеся мотивированы к учению. | Карточки настроения. |
II. Актуализация знаний и постановка проблемы | - Создание проблемной ситуации. | - В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию каждого из нас. У человечества тоже есть биография – это история. Но от куда же мы всё помним и знаем события, которые происходили много лет и даже тысячелетий назад? - Ваня, Лёша и Наташа поспорили, какая же наука занимается сохранением и передачей информации о нашем прошлом. Ваня сказал, что эта наука – история, Лёша – археология, а Маша сказала, что наука, которая хранит и передаёт нам информацию называется архитектура. Кто же из ребят был прав, как вы думаете? | - (Дети высказывают свои мнения.) | | 5 мин | Уважение к учителю, к учащимся. Умение слушать других и высказывать своё мнение. Активность и логичность и правильность ответов детей. | |
III. Выявление причины и места затруднения | | - Почему мы не можем прийти к общему мнению? | -Нам не достаточно знаний, чтобы сделать достоверных выводов. | | 3 мин. | | |
IV. Построение проекта выхода из затруднений | Вызвать у учащихся интерес решения проблемы. Учить детей самостоятельно анализировать и выявлять нужную информацию. | - Где мы можем найти и узнать нужную нам информацию? - Я предлагаю вам разбиться на 4 группы. Первая группа будет работать с энциклопедиями и узнает, что такое история и изучает ли эта наука прошлое. Вторая группа будет беседовать с библиотекарем и выяснить, что такое археология и что она изучает. Третья группа будет искать информацию в словаре и выяснит, что такое архитектура и что изучает эта наука. А четвёртая группа будет искать информацию в сети INTERNET. Ваша задача: выявить места, где хранятся эти знания о прошлом. | - В сети INTERNET, в энциклопедиях, побеседовать со взрослыми и учителями. | | 5 мин. | Учащиеся самостоятельно откроют для себя новые знания. | |
V. Реализация построенного проекта | | (учитель помогает детям сбившимся с нужного пути) | (дети ищут необходимую информацию) | | 10 мин | Уметь ориентироваться в энциклопедиях, словарях самостоятельно работать и изучать новый материал и использовать эти знания. | |
ФИЗМИ- НУТКА | | Нам надо многое понять, Чтобы историками стать. Раз – читаем летопись, Два – идем в музей, Узнаем о прошлом времени И станем мы мудрей! | Учащиеся повторяют упражнения за учителем. | Презентация «музыкальная физминутка» | 1 мин | Снять напряжение и усталость | |
VI. Построение системы знаний | Выслушать ответы всех детей. Ответить на поставленный ранее проблемный вопрос. | - Итак, вспомним спор детей. - Первая группа, вы справились со своим заданием? Расскажите, пожалуйста, всем о чём вы узнали? - Молодцы ребята, всё верно! Вторая группа расскажите, о чём узнали вы? - Верно, ребята! А о чём нам расскажет третья группа? - Молодцы! Тоже верно! Так кто же из ребят был прав? Ваня, Лёша или Наташа? - Давайте выслушаем 4 группу. Где же хранятся все полученные и добытые историками и археологами сведения. - Давайте вспомним, какие из этих исторических источников мы с вами уже посетили? - Что вам там запомнилось? Что поразило больше всего? - Запишите себе кол-во баллов, которое вы заслуживаете за свою работу. (от 2 до 5) | - Археология, архитектура, или история занимается хранением и передачей информации о прошлом? - История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни Из энциклопедии мы узнали, что история – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории». У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. Мы узнали, что археоло́гия— историческая дисциплина, изучающая историческое прошлое человечества. Вещественные источники — это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Люди, которые занимаются археологией называются археологами. Крупные раскопки они ведут лопатами, а чтобы случайно не испортить более мелкие предметы, расчищают их щёточками и кисточками. Архитекту́ра — искусство проектировать и строить здания и сооружения. Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. - Ваня и Лёша были правы, т.к. и история и археология занимаются хранением и передачей информации о прошлом. А вот Наташа заблуждалась в своём мнении, потому что архитектура связана совсем с другой деятельностью. - Всё хранится в библиотеках, музеях и архивах! - Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. - Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. (дети рассказывают об экскурсии в местный музей) Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятсябиблиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. - Школьный и районный музеи, школьную и районную библиотеки. - (дети высказывают свои мнения) (дети на отдельном листочке проставляют кол-во баллов) | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 | 13 мин. | Уметь внимательно слушать учителя, вести с ним диалог. Уметь слушать и уважать своих товарищей. Уметь воспроизводить научный материал с опорой на собственный. Знать, что такое «архивы», «музеи», «библиотеки», «археология», «история», «архитектура». Уметь анализироват, выявлять лишнее и делать выводы. | Листочки с оценночными баллами. |
VII. Рефлексия | Выявить уровень усвоения полученных знаний на уроке. | -Далее учитель проводит дидактичес -кую игру «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам. Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания. Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. - Оцените своё участие и свою работу в этой игре, поставте себе ещё некоторое количество баллов (от 2 до 5) А теперь посмотрите на свои баллы, поставьте сами себе оценки по этой шкале . (Учитель раздает детям карточки для рефлексии.) - На карточках покажите на сколько вам понравился вам урок. Раскрасьте тот смайл, который вам подходит. - Выставление оценок. - Что такое история? - Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»? - Приведите примеры исторических источников. | Ученики прикрепляют карточки к доске, объясняя свой выбор. (дети проставляют кол-во баллов) | Набор карточек со словами. Слайд: | 5 мин | Понимание изученного на уроке материала. Уметь работать с магнитными карточками. | Листочки с оценочны ми баллами. Карточки настроения. |
д/з | | 1.Подготовить сообщение о знаменитых людях вашей семьи. 2. Подготовить сообщение об обычаях и традициях вашей семьи. 3.Подготовить сообщение об интересных фактах или событиях семьи. (задания даются на выбор) | (дети записывают материал в дневники) | | 1 мин. | | |