Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
РЕФЕРАТ
ПО ПРЕДМЕТУ «служебное уголовное право»
на тему «Особенности субъектов должностных преступлений»
Выполнил:
Колготин Дмитрий Андреевич
группа ЮМГуЮз-21
Проверил:
преподаватель Сутурин М.А.
Иркутск 2022
Оглавление
Введение | 3 |
1. Понятие должностного преступления | 5 |
2. Специальный субъект должностного перступления | 7 |
Заключение | 14 |
Список использованных источников и литературы | 15 |
Введение
Все предусмотренные законом коррупционные преступления неразрывно связаны с понятием должностного лица.
В данной работе будет рассмотрен вопрос об особенностях субъектов должностных преступлений.
Рассмотрение вопроса о субъекте преступления является одним из наиболее сложных разделов науки уголовного права.
Субъект преступления ‒ это лицо, совершившее общественно-опасное деяние и способное в соответствии с законом понести за него уголовную ответственность.
Для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо наличие у него ряда признаков, характеризующих его как субъект преступления: физическое лицо, вменяемость физического лица, достижения им определённого возраста, в некоторых случаях – установление признаков специального субъекта.
К основным признакам субъекта преступления относят: физическое лицо, вменяемость, достижение определенного возраста – это существенные признаки всех субъектов преступлений, которые составляют научное понятие общего субъекта преступления. Признаки общего субъекта являются обязательными для всех составов преступлений и необходимыми для квалификации любого преступления.
Однако в некоторых случаях законодатель предусматривает в нормах Особенной части УК РФ ответственность лиц, обладающих наряду с основными дополнительными признаками, нетипичными для всех субъектов – факультативные признаки специального субъекта. Специальный субъект, обладая дополнительными признаками, характеризует специфику данного преступления.
Понести уголовную ответственность за совершенное общественно опасное деяние и тем самым быть субъектом преступления могут быть лишь вменяемые лица. Невменяемые лица не могут быть субъектами преступлений и подлежать уголовной ответственности.
Субъектом преступления может быть признано лицо, достигшее ко времени совершения преступления возраста, установленного законом, поскольку способность осознавать свои действия и руководить ими возникает у психически здоровых людей по достижении определенного возраста, с наступлением которого законодатель связывает возможность наступления уголовной ответственности за совершенные преступления в уголовном порядке.
При работе над данной темой был проанализирован Уголовный кодекс РФ, учебные пособия и судебная практики.
Цель реферата ‒ исследовать особенности субъектов должностных преступлений.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
‒ дать толкование понятию «должностное преступление»;
‒ рассмотреть особенности субъекта должностного преступления;
‒ подвести итоги и сделать выводы.
1. Понятие должностного преступления
Под должностным преступлением понимают общественно опасные действия или бездействия, совершаемые гражданами, наделенными властными полномочиями, или служащими коммерческих организаций вопреки служебным интересам, что приводит к негативным последствиям для третьих лиц, компаний, общества и государственных структур.
Постоянное выполнение названных функций означает, что они возложены на лицо в силу занимаемой им должности.
Временное исполнение соответствующих полномочий означает возложение в установленном законом порядке на лицо обязанностей другого сотрудника, например, на время его отсутствия (временно исполняющий обязанности главного врача государственной клиники).
Возложение обязанностей должностного лица по специальному полномочию означает, что соответствующие обязанности возлагаются в установленном порядке без замещения должности, а поручение носит разовый характер либо дается на конкретно обозначенный срок или для выполнения заранее определенного объема работы, например, лицо, привлекаемое в качестве члена конкурсной комиссии по замещению должности государственной гражданской службы.
Это означает, что преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, традиционно именуемые должностными преступлениями, представляют собой уголовно-правовое проявление коррупции.
Характеристика должностных преступлений включает в себя следующие моменты:
‒ деяния совершаются представителями власти и служащими с использованием их должностного положения;
‒ преступление посягает на общественные отношения по законному, справедливому и эффективному осуществлению государственной и муниципальной службы;
‒ в качестве потерпевших выступают любые граждане, которые пострадали от неправомерных действий служащего и получили материальный, моральный или физический вред.
Все составы должностных преступлений объединены в главе 30 УК РФ, посвященной посягательствам на общественные отношения в области государственной и муниципальной службы.
Государственной службой в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2033 года № 79-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» признается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации. В соответствии со ст. 2 того же закона система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба (федеральная и субъектов Федерации); военная служба, правоохранительная служба.
Если служащий совершает проступок, не связанный с должностными полномочиями, деяние не образует состав должностного преступления и его квалификация должна осуществляться по статьям других глав Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ)..
К основным видам должностных преступлений относят злоупотребление служебным положением и превышение служебных полномочий.
Под злоупотреблением должностными полномочиями понимают использование гражданином своих полномочий вопреки целям служебной деятельности с корыстным мотивом, что приводит к наступлению материального, физического и морального вреда для граждан, компаний и государства.
Превышение должностных полномочий представляет собой действия гражданина, которые явно выходят за рамки его должностного регламента и относятся к полномочиям другого служащего.
2. Признаки субъекта должностного преступления
В качестве специального субъекта преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, могут выступать должностные лица или государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами.
Постоянное выполнение названных функций означает, что они возложены на лицо в силу занимаемой им должности.
Временное исполнение соответствующих полномочий означает возложение в установленном законом порядке на лицо обязанностей другого сотрудника, например, на время его отсутствия (временно исполняющий обязанности главного врача государственной клиники).
Возложение обязанностей должностного лица по специальному полномочию означает, что соответствующие обязанности возлагаются в установленном порядке без замещения должности, а поручение носит разовый характер либо дается на конкретно обозначенный срок или для выполнения заранее определенного объема работы, например, лицо, привлекаемое в качестве члена конкурсной комиссии по замещению должности государственной гражданской службы.
К исполняющим функции представителя власти следует относить должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, а также иных должностных лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК РФ).
В соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками. Например, формирование кадрового состава и определение трудовых функций работников, организация порядка прохождения службы, применение мер поощрения или награждения, наложение дисциплинарных взысканий и т.п.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися па балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Отдельно следует выделять работников государственных и муниципальных учреждений и организаций, которые не являются должностными лицами, но которым могут предоставляться полномочия должностного лица. Лица, выполняющие сугубо профессиональные обязанности (прием, консультирование, лечение больных врачом; чтение лекций, ведение практических занятий, научное руководство написанием работы педагогом), не являются должностными.Однако в соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24, если те же лица осуществляют организационно-распорядительные полномочия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности), то они признаются должностными лицами.
Например, Судебная коллегия Верховного Суда РФ признала правильным осуждение за получение взятки Ш., который как врач-терапевт городской поликлиники был назначен председателем медицинской водительской комиссии при поликлинике и в этом качестве получал вознаграждение от лиц, проходивших комиссионное обследование.
С другой стороны, должностное лицо, причинившее вред в результате ненадлежащего осуществления своей работы, не может быть привлечено к уголовной ответственности за должностное преступление, если деяние совершено при выполнении исключительно профессиональных обязанностей, прямо не связанных с его должностным статусом.
В. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом (заведующим отделением анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии Спасо-Перовского госпиталя мира и милосердия), после проведения хирургами операций кесарева сечения роженицам Б. и Т., в которых он также принимал участие в качестве врача-анестезиолога, не определив групповую принадлежность крови, находящейся в двух контейнерах, надеясь на правильность наклеенных им маркировок, произвел переливание крови Т. и Б., однако перепутал контейнеры с кровью и перелил Б. кровь Т., а кровь Б. ‒ Т. В результате у Б. развился геморрагический шок II ‒ III степени, что причинило ей тяжкий вред здоровью, а Т. причинен легкий вред здоровью. Забор и переливание крови В. осуществлял как врач, а не как должностное лицо ‒ заведующий отделением. С учетом изложенного действия осужденного переквалифицированы с ч. 2 ст. 293 УК на ч. 2 ст. 118 УК РФ.