Файл: Особенности субъектов должностных преступлений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, если та или иная функция отнесена законом исключительно к профессиональным обязанностям, она сама по себе не может рассматриваться как признак должностного лица.

Для установления признаков должностного лица необходимо указание конкретного правового акта, возлагающего на лицо полномочия представителя власти, организационного-распорядительные или административно- хозяйственные полномочия. Однако встречаются случаи, когда суды без указания правового основания относят те или иные обязанности лица к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным полномочиям.

С., являясь доцентом кафедры «Высшая математика» государственного вуза, осуществляла проведение со студентами всех видов занятий по дисциплинам кафедры, включая прием экзаменов и зачетов. Через посредников ‒ старост учебных групп 1-го курса, она получила от каждого студента этих групп 1500 руб. за проставление оценки «зачтено» но дисциплине «математика» без процедуры принятия зачета. С. признана виновной в том, что, являясь должностным лицом, получила через посредника взятку в виде денег за совершение в пользу взяткодателя действий, входящих в ее служебное положение, всего 48 эпизодов.

Судебная практика по привлечению в аналогичных ситуациях преподавателей к уголовной ответственности довольно распространенная. Однако при таком подходе к определению должностного лица любое лицо, занимающее любую должность (водитель автобуса, педагог, продавец), имеющее в соответствии с занимаемой должностью определенные права и обязанности, может признаваться судом должностным лицом, что обоснованно критикуется в доктрине.

В четырех случаях законодатель из числа должностных лиц выделяет их особую категорию ‒ должностные лица, занимающие государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (ст. 285 ‒ 287, 290 УК РФ), в трех из которых (ст. 285, 286 и 290 УК РФ) к ним приравниваются лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления.

Лицами, занимающими государственные должности РФ, закон признает лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (примечание 2 к ст. 285 УК РФ). В Сводный перечень наименований государственных должностей включены 44 должности: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральный министр, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
, Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания, руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания, Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, федеральных судов и другие государственные должности РФ1.

Лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, являются лица, замещающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 3 к ст. 285 УК РФ). В Перечень типовых государственных должностей субъектов РФ включены должности заместителей высшего должностного лица субъекта РФ, членов высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, депутатов законодательного органа субъекта РФ, членов избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса, мировых судей и другие государственные должности субъектов РФ.

Главой органа местного самоуправления следует признавать только главу муниципального образования, вопросы организации и деятельности которого согласно с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.

Президиум Верховного Суда РФ изменил приговор суда первой инстанции и переквалифицировал действия Ж. с ч. 3 ст. 290 на ч. 1 ст. 290 УК РФ. Суд надзорной инстанции отметил, что Ж. обоснованно признан должностным лицом, однако вывод суда первой инстанции о том, что осужденный, занимая должность главы администрации Юкковской волости Всеволожского района Ленинградской области, был главой органа местного самоуправления, является неверным. Из Положения об администрации Юкковской волости администрации муниципального образования «Всеволожский район Ленинградской области» следует, что администрация волости является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования на правах юридического лица и подотчетна главе муниципального образования. Таким образом, Ж. не был главой органа местного самоуправления, поскольку должность главы администрации Юкковской волости муниципального образования — «Всеволожский район Ленинградской области», которую занимал Ж., не относилась к должности главы органа местного самоуправления.



Уголовную ответственность за получение взятки могут нести не только должностные лица РФ, но и иностранные должностные лица либо должностные лица публичных международных организаций.

Иностранным должностным лицом является любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, например, министр, мэр, судья, прокурор.

Должностным лицом публичной международной организациипризнается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени (например, члены парламентских собраний международных организаций, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией).

Примечанием к ст. 285 УК РФ установлено, что государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, нс относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (ст. 288, 292, 292 УК РФ).

Государственные служащие это граждане Российской Федерации, замещающие в государственных органах должности государственной гражданской, военной или правоохранительной службы. Под должностью государственной службы понимается первичная структурная единица государственного органа, образованная в соответствии со специальным правовым актом, обладающая своими правами, обязанностями, функциями, ответственностью и финансируемая за счет средств соответствующего бюджета.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.


Заключение



Подводя итоги, можно сказать, что цели и, следовательно, задачи данного реферата выполнены полностью.

В настоящее время в практике судебных и следственных органов возникают трудности при квалификации должностных преступлений, связанные с изменчивостью нормативных актов, регулирующих правовой статус государственных служащих. Кроме того, имеются неясности в вопросе о том, кого считать должностным лицом. Для решения указанных проблем необходимо привлекать большое количество нормативных актов, в том числе ведомственных.

УК РФ содержит две группы преступлений, связанных с выполнением управленческих функций: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285–287, 290, ч.2 ст. 237 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201, 204 УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примеч. 1 к ст. 285 УК РФ).


Список использованных источников и литературы





  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

  2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.

  3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 04.11.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 31. – Ст. 3215.

  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (ред. от 11.06.2020) // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93013/

  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (ред. от 24.12.2019) // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149092/

  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 № 59 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» и от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341380/

  7. Благов Е.В. Применение уголовного права / Е.В. Благов. – СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 505 с.

  8. Долгова, А. И. Криминология : учебное пособие / А.И. Долгова. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Норма ; ИНФРА-М, 2022. ‒ 368 с. ‒ (Краткие учебные курсы юридических наук). ‒ [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://znanium.com/catalog/product/1830646 (дата обращения: 18.11.2022). – Режим доступа: по подписке.

  9. Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.vsrf.ru/