Файл: Урок 22. В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 22. В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям»
Сегодня на уроке Вы изучите тему: «В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям»
1. Жизнь и творчество В. Маяковского.
2. Начальные представления о лирическом герое. Обогащение знаний о ритме. Начальные представления о тоническом стихосложении.
3. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Словотворчество Маяковского.
4. «Хорошее отношение к лошадям». Обогащение знаний о рифме.
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать: какова, по вашему мнению, роль поэзии в жизни человека и общества? Что вы знаете о ритме и рифме?
На этом уроке
Вам предстоит узнать о жизни и творчестве Владимира Маяковского и его стихотворениях «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» и «Хорошее отношение к лошадям».
Вы научитесь работать с произведениями, написанными тоническим стихосложением.
Вы сможетенаходить в тексте неологизмы и богатые рифмы, отличать образ автора от образа лирического героя.
Словарь:
Богатая рифма — рифма, в которой согласные звуки совпадают до ударного гласного и после него.
Лирический герой — не сводимый к личности автора образ поэта в лирике, через который он выражает свои мысли и чувства.
Неологизмы — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или авторские новообразования слов.
Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.
Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.
Стихотворный размер — ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки стихотворения.
Тоническое стихосложение — стихосложение, которое основано на равном количестве ударных слогов в строках при возможном произвольном количестве безударных.
Основное содержание урока
Владимир Владимирович Маяковский — один из главных русских поэтов XX века, новатор стиха. Он родился в 1893 году в грузинском селе Багдади, близ Кутаиси, в семье лесничего. В 1906 году семья Маяковского переехала в Москву, там он и начал писать свои первые стихи. Учился в гимназии, поступил в училище живописи. Много выступал со своими стихотворениями, читал лекции, участвовал в диспутах, много ездил по стране. Позднее работал над плакатами в «Окнах РОСТА», часто бывал за границей. Василий Катанян отмечал, что Маяковский прошел короткий по времени, но огромный по насыщенности исторических событий путь. Его стихотворения выделяются силой чувств и переживаний, своеобразным рубленым ритмом.
Ритм — это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Вот что Маяковский говорил о приеме «разбитых строк», к которому он прибегал почти во всех своих стихотворениях: «…Читателю надо переключаться с одного размера на другой. У меня же нет на большом протяжении единого размера. А при разбитых строчках — легче переключаться. Да и строка, благодаря такой расстановке, становится значительнее, весомее…»
Стихотворный размер — это ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки стихотворения (например, 4-стопный ямб). В поэтических произведениях Маяковского часто не соблюдается правильное чередование ударных и безударных слогов в строках. Это придает стихам дополнительной выразительности создает особый ритмический рисунок — поэт прибегает к тоническому стихосложению.
Тоническое стихосложение — это стихосложение, которое основано на равном количестве ударных слогов в строках при возможном произвольном количестве безударных.
Маяковский отмечал, что «стихи рассчитаны в основном на чтение с голоса, на массовую аудиторию...». Игорь Ильинский считал, что у Маяковского была та неповторимая манера чтения, о которой трудно рассказать на бумаге.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» было написано в 1920 году.
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева,
27 вёрст по Ярославской жел. дор.)
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла, —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра снова
мир залить вставало солнце ало.
И день за днём
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе всё поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь1 задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
ввалилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи́ гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Чёрт дёрнул дерзости мои
орать ему, —
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась, —
и степенность2
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить легко?
— Поди, попробуй! —
А вот идёшь —
взялось идти,
идёшь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдём, поэт,
взорим,
вспоём
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить своё,
а ты — своё,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма —
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
Его основная мысль заключается в том, что поэзия нужна обществу так же, как солнечный свет. Ее назначение — служить людям. Лирического героя тоже в определенном смысле можно назвать солнцем, ведь он «освещает» все вокруг своим творчеством.
Лирический герой — это не сводимый к личности автора образ поэта в лирике, через который он выражает свои мысли и чувства. Зино́вий Папе́рный так писал о лирическом герое этого стихотворения: «…Это прежде всего образ труженика. Поэт пригласил солнце на чай, но между ними сразу завязался деловой разговор двух работников, тружеников. Тяжелая повседневная работа в РОСТА оказывается столь же нужной, несущей людям свет и радость, как и работа солнца. Для них обоих, для светила и для поэта, жить — значит трудиться, а трудиться — значит вырабатывать счастье...»
Приведем цитаты, иллюстрирующие образы лирического героя и автора в этом стихотворении.
Автор | Лирический герой |
«Была жара», «пригорок Пушкино горбил / Акуловой горою», «рисуй плакаты!» | «Ужасно злить / меня / вот это / стало», «в упор я крикнул солнцу» |
«Луч-шаги», «в саду его глаза», «солнца масса», «заговорило басом» | «Что я наделал! Я погиб!», «хочу испуг не показать», «садись, светило», «сконфужен», «боюсь» |
«Заела Роста», «ты — свое, стихами» | «Сижу, разговорясь с светилом», «на „ты“ мы с ним» |
«Светить всегда, светить везде», «Вот лозунг мой — и солнца!» | «Стихов и света кутерьма», «я / во всю светаю мочь» |
Мы видим, что образ автора проявляется через факты его биографии, через авторские описания и поэтическое обобщение в финале произведения. Образ лирического героя виден через описание его чувств и действий.
Маяковский очень активно работал со словом. Он мог изменить его, если считал, что оно недостаточно выразительное, мог придумать новое. Такие слова называются неологизмами — это слова или словосочетания, созданные для
обозначения нового предмета или явления, или авторские новообразования слов. В творчестве Маяковского их очень много.
Приведем фрагменты стихотворения с некоторыми из них. Посмотрим, от каких слов происходят эти новообразования. Мы видим, например, что неологизм «горби́л» произошел от слов «горб», «горбиться». «Занежен» — от «нежный», «нежиться». «Взори́м» — от зори, заря, восход солнца.
Обратимся к стихотворению Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», которое было написано в 1918 году.
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта.
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким
клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала! —
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...
Улица опрокинулась,
течет по-своему...
Подошел и вижу —
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шéрсти...
И какая-то общая
звериная тоска, плеща,
вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
Чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть —
старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя
казалась пошлá,
только
лошадь
рванулась,
встала нá ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала,
рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
В этом произведении поэт затрагивает тему одиночества и незащищенности в толпе. Лошадь упала посреди улицы, что вызвало смех окружающих, в то время как в лирическом герое эта сцена пробудила «звериную тоску». Он увидел заплаканные «глаза лошадиные», в нем проснулась жалость к бедному животному. Маяковский в этом стихотворении противопоставляет два взгляда на мир. С одной стороны — взгляд безразличной и бессердечной толпы, с другой — добрый, полный сострадания взгляд лирического героя.
Стихотворение насыщено богатыми рифмами. Вспомним, что рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк, а богатая рифма — рифма, в которой согласные звуки совпадают до ударного гласного и после него. Вот некоторые примеры богатых рифм из стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»: зевака — зазвякал, клешить — лошадь, в вой ему — по-своему, стойло — стоило. Стихотворение заканчивается на жизнеутверждающей ноте. Упавшая лошадь нашла в себе силы подняться и, помахивая хвостом, пошла дальше своей дорогой.