Файл: Урок 22. В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 22. В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям»

Сегодня на уроке Вы изучите тему: «В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям»

1. Жизнь и творчество В. Маяковского.
2. Начальные представления о лирическом герое. Обогащение знаний о ритме. Начальные представления о тоническом стихосложении.
3. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Словотворчество Маяковского.
4. «Хорошее отношение к лошадям». Обогащение знаний о рифме.

Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать: какова, по вашему мнению, роль поэзии в жизни человека и общества? Что вы знаете о ритме и рифме?
На этом уроке

Вам предстоит узнать о жизни и творчестве Владимира Маяковского и его стихотворениях «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» и «Хорошее отношение к лошадям».

Вы научитесь работать с произведениями, написанными тоническим стихосложением.

Вы сможетенаходить в тексте неологизмы и богатые рифмы, отличать образ автора от образа лирического героя.

Словарь:

Богатая рифма рифма, в которой согласные звуки совпадают до ударного гласного и после него.

Лирический герой — не сводимый к личности автора образ поэта в лирике, через который он выражает свои мысли и чувства.

Неологизмы — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или авторские новообразования слов.

Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.

Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.

Стихотворный размер — ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки стихотворения.

Тоническое стихосложение — стихосложение, которое основано на равном количестве ударных слогов в строках при возможном произвольном количестве безударных.


Основное содержание урока
Владимир Владимирович Маяковский — один из главных русских поэтов XX века, новатор стиха. Он родился в 1893 году в грузинском селе Багдади, близ Кутаиси, в семье лесничего. В 1906 году семья Маяковского переехала в Москву, там он и начал писать свои первые стихи. Учился в гимназии, поступил в училище живописи. Много выступал со своими стихотворениями, читал лекции, участвовал в диспутах, много ездил по стране. Позднее работал над плакатами в «Окнах РОСТА», часто бывал за границей. Василий Катанян отмечал, что Маяковский прошел короткий по времени, но огромный по насыщенности исторических событий путь. Его стихотворения выделяются силой чувств и переживаний, своеобразным рубленым ритмом.

Ритм — это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Вот что Маяковский говорил о приеме «разбитых строк», к которому он прибегал почти во всех своих стихотворениях: «…Читателю надо переключаться с одного размера на другой. У меня же нет на большом протяжении единого размера. А при разбитых строчках — легче переключаться. Да и строка, благодаря такой расстановке, становится значительнее, весомее…»

Стихотворный размер — это ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки стихотворения (например, 4-стопный ямб). В поэтических произведениях Маяковского часто не соблюдается правильное чередование ударных и безударных слогов в строках. Это придает стихам дополнительной выразительности создает особый ритмический рисунок — поэт прибегает к тоническому стихосложению.

Тоническое стихосложение — это стихосложение, которое основано на равном количестве ударных слогов в строках при возможном произвольном количестве безударных.

Маяковский отмечал, что «стихи рассчитаны в основном на чтение с голоса, на массовую аудиторию...». Игорь Ильинский считал, что у Маяковского была та неповторимая манера чтения, о которой трудно рассказать на бумаге.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» было написано в 1920 году.
Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева,
27 вёрст по Ярославской жел. дор.)



В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

была жара,

жара плыла, —

на даче было это.

Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы —

деревней был,

кривился крыш корою.

А за деревнею —

дыра,

и в ту дыру, наверно,

спускалось солнце каждый раз,

медленно и верно.

А завтра снова

мир залить вставало солнце ало.

И день за днём

ужасно злить

меня

вот это

стало.

И так однажды разозлясь,

что в страхе всё поблекло,

в упор я крикнул солнцу:

«Слазь!

довольно шляться в пекло!»

Я крикнул солнцу:

«Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут — не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!»

Я крикнул солнцу:

«Погоди!

послушай, златолобо,

чем так,

без дела заходить,

ко мне

на чай зашло бы!»

Что я наделал!

Я погиб!

Ко мне,

по доброй воле,

само,

раскинув луч-шаги,

шагает солнце в поле.

Хочу испуг не показать —

и ретируюсь1 задом.

Уже в саду его глаза.

Уже проходит садом.

В окошки,

в двери,

в щель войдя,

ввалилась солнца масса,

ввалилось;

дух переведя,

заговорило басом:

«Гоню обратно я огни

впервые с сотворенья.

Ты звал меня?

Чаи́ гони,

гони, поэт, варенье!»

Слеза из глаз у самого —

жара с ума сводила,

но я ему —

на самовар:

«Ну что ж,

садись, светило!»

Чёрт дёрнул дерзости мои

орать ему, —

сконфужен,

я сел на уголок скамьи,

боюсь — не вышло б хуже!

Но странная из солнца ясь

струилась, —

и степенность2

забыв,

сижу, разговорясь

с светилом постепенно.

Про то,

про это говорю,

что-де заела Роста,

а солнце:

«Ладно,

не горюй,

смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

светить легко?

— Поди, попробуй! —

А вот идёшь —

взялось идти,

идёшь — и светишь в оба!»

Болтали так до темноты —

до бывшей ночи то есть.

Какая тьма уж тут?

На «ты»

мы с ним, совсем освоясь.

И скоро,

дружбы не тая,

бью по плечу его я.

А солнце тоже:

«Ты да я,

нас, товарищ, двое!

Пойдём, поэт,

взорим,

вспоём

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить своё,

а ты — своё,

стихами».

Стена теней,

ночей тюрьма

под солнц двустволкой пала.

Стихов и света кутерьма —


сияй во что попало!

Устанет то,

и хочет ночь

прилечь,

тупая сонница.

Вдруг — я

во всю светаю мочь —

и снова день трезвонится.

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца!
Его основная мысль заключается в том, что поэзия нужна обществу так же, как солнечный свет. Ее назначение — служить людям. Лирического героя тоже в определенном смысле можно назвать солнцем, ведь он «освещает» все вокруг своим творчеством.

Лирический герой — это не сводимый к личности автора образ поэта в лирике, через который он выражает свои мысли и чувства. Зино́вий Папе́рный так писал о лирическом герое этого стихотворения: «…Это прежде всего образ труженика. Поэт пригласил солнце на чай, но между ними сразу завязался деловой разговор двух работников, тружеников. Тяжелая повседневная работа в РОСТА оказывается столь же нужной, несущей людям свет и радость, как и работа солнца. Для них обоих, для светила и для поэта, жить — значит трудиться, а трудиться — значит вырабатывать счастье...»

Приведем цитаты, иллюстрирующие образы лирического героя и автора в этом стихотворении.

Автор

Лирический герой

«Была жара», «пригорок Пушкино горбил / Акуловой горою», «рисуй плакаты!»

«Ужасно злить / меня / вот это / стало», «в упор я крикнул солнцу»

«Луч-шаги», «в саду его глаза», «солнца масса»,

«заговорило басом»

«Что я наделал! Я погиб!», «хочу испуг не показать», «садись, светило», «сконфужен», «боюсь»

«Заела Роста», «ты — свое, стихами»

«Сижу, разговорясь с светилом», «на „ты“ мы с ним»

«Светить всегда, светить везде», «Вот лозунг мой — и солнца!»

«Стихов и света кутерьма», «я / во всю светаю мочь»


Мы видим, что образ автора проявляется через факты его биографии, через авторские описания и поэтическое обобщение в финале произведения. Образ лирического героя виден через описание его чувств и действий.

Маяковский очень активно работал со словом. Он мог изменить его, если считал, что оно недостаточно выразительное, мог придумать новое. Такие слова называются неологизмами — это слова или словосочетания, созданные для
обозначения нового предмета или явления, или авторские новообразования слов. В творчестве Маяковского их очень много.

Приведем фрагменты стихотворения с некоторыми из них. Посмотрим, от каких слов происходят эти новообразования. Мы видим, например, что неологизм «горби́л» произошел от слов «горб», «горбиться». «Занежен» — от «нежный», «нежиться». «Взори́м» — от зори, заря, восход солнца.

Обратимся к стихотворению Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», которое было написано в 1918 году.
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта.

Пели будто:

— Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб. —

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким

клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

— Лошадь упала! —

— Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные...

Улица опрокинулась,

течет по-своему...

Подошел и вижу —

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шéрсти...

И какая-то общая

звериная тоска, плеща,

вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

Чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть —

старая —

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя

казалась пошлá,

только

лошадь

рванулась,

встала нá ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала,

рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И все ей казалось —

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.
В этом произведении поэт затрагивает тему одиночества и незащищенности в толпе. Лошадь упала посреди улицы, что вызвало смех окружающих, в то время как в лирическом герое эта сцена пробудила «звериную тоску». Он увидел заплаканные «глаза лошадиные», в нем проснулась жалость к бедному животному. Маяковский в этом стихотворении противопоставляет два взгляда на мир. С одной стороны — взгляд безразличной и бессердечной толпы, с другой — добрый, полный сострадания взгляд лирического героя.

Стихотворение насыщено богатыми рифмами. Вспомним, что рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк, а богатая рифма — рифма, в которой согласные звуки совпадают до ударного гласного и после него. Вот некоторые примеры богатых рифм из стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»: зевака — зазвякал, клешить — лошадь, в вой ему — по-своему, стойло — стоило. Стихотворение заканчивается на жизнеутверждающей ноте. Упавшая лошадь нашла в себе силы подняться и, помахивая хвостом, пошла дальше своей дорогой.