ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гоголь Наталья Владимировна (Natalya.Gogol@gmail.com),
педагог-психолог высшей квалификационной категории,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №117 им. Т.С. Зыковой г.о. Самара
(ГБОУ ШИ № 117 им. Т.С. Зыковой г. о. Самара)
Технологическая карта занятия с элементами тренинга«Достойное выражение негативных эмоций»
Тезисы
Согласно выборочной статистике и данным ВОЗ, в России на данный момент насчитывается порядка миллиона детей и подростков с нарушением слуха. У детей с нарушениями слуха наблюдаются трудности в понимании эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий. Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу обучающихся с нарушениями слуха.
Важной задачей, особенно в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха, является освоение социального опыта, познание мира социальных взаимодействий. Формирование личности, социализация ребенка — сложный педагогический процесс, в основе которого лежит всестороннее гармоничное развитие ребенка, формирование его эмоциональной сферы. Но отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, упрощению межличностных отношений. Один из признаков здоровой личности предполагает умение человека регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм. Но часто мы теряемся, когда можно воспользоваться собственным правом на эмоцию и ее внешнее проявление. Ребенок прячет свой страх, неуверенность, потому что эти чувства не приветствуются в мире взрослых. Важно показать младшим школьникам с нарушениями слуха, что эмоции бывают положительные и отрицательные, но никогда не бывают абсолютно бесполезными. Эмоции нам нужны
, чтобы проинформировать о чем-то, показать окружающим то, что мы чувствуем сейчас. Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать собственные эмоции.
В период младшего подросткового возраста (10-12 лет) складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Поэтому особенно важно именно в этот период жизни человека помочь ему научиться успешно управлять собой, своим поведением, своими эмоциями.
Предлагаемый тренинг является частью коррекционно-развивающей программы «Учимся общаться» основной целью которой является формирование коммуникативной компетентности, развитие адекватных межличностных отношений обучающихся младших подростков, имеющих нарушение слуха.
Технологическая карта занятия
Предмет | Коррекционно-развивающие занятие с педагогом-психологом |
Ведущий занятия | Педагог-психолог ГБОУ школы-интерната №117 им. Т.С. Зыковой г.о. Самара Гоголь Н.В. |
Класс | 3 «Б2» |
Тип урока | Тренинговое занятие |
Тема | Достойное выражение негативных эмоций |
Цель | Помочь младшим подросткам овладеть социально приемлемыми способами выражения негативных эмоций (злости). |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты | Личностные: Способствовать личностному развитию обучающихся, их мотивации к самопознанию, и целенаправленной познавательной деятельности. Научить выражать негативные эмоции социально приемлемыми способами. Метапредметные: Продолжить формирование умений анализировать предлагаемый материал, оперировать понятиями, делать выводы. |
Основное понятие | эмоция |
Ресурсы | Литература. Баева, И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. - Спб.: Речь, 2002. Клюева, Т.Н., Бубнова, Ю.В., Порунова, Н.В., Флоренко, Е.Ю. Методические рекомендации по организации работы и использованию пакета методик в рамках социопсихологического сопровождения воспитанниов ДОУ разного типа и вида (дети с нарушением слуха)/ Т.Н. Клюева и др. - Самара, «Региональный социопсихологический центр», 2007. Никифорова, Л.А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы/ Л.А. Никифорова. - М.: Книголюб, 2005. Речицкая, Е.Г., Кулигина, Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом: Методическое пособие/ Е.Г. Речицкая, Т.Ю. Кулигина. - М.: Книголюб, 2006. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья. - Спб.: ХОКА, 2007. Коррекционно-развивающая программа «Учимся общаться» (состовитель Гоголь Н.В.). Оборудование: карточки с изображением сказочных героев, выражающих отрицательные и положительные эмоции; карточки со схематичным изображением эмоциональных состояний и их названиями; последовательные картинки «Воздушный шар»; рисунок семьи «Ссора». |
Форма урока | Фронтальная |
Ориентировочный* ход занятия.
Этап занятия | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: обеспечение мотивации учебно-познавательной деятельности | 2 | Приветствие. Включает обучающихся в деловой ритм урока. Настраивает обучающихся на занятие. | Подготовка класса к уроку. Приветствие педагога-психолога, гостей, присутствующих на открытом занятии. | Личностные: - самоопределение; Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: актуализация имеющихся у обучающихся опорных знаний по изучаемой теме. | 5 | Выявляет уровень знаний обучающихся. Определение уровня знаний участников занятия о различных эмоциональных состояниях с помощью карточек со схематическим изображением простых эмоций (радость, страх, печаль, злость). В случае необходимости – исправление ошибочных выводов. | Выполняют задание, показывающие уровень понимания эмоций сказочных героев, изображенных на карточках | Коммуникативные: - использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; - построение монологического высказывания. Познавательные: - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - сравнение и классификация на основе критериев для указанных логических операций. Регулятивные: - понимание и сохранение учебной задачи; - планирование своих действий в соответствии с поставленной; задачей и условиями ее реализации. - принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения. |
3.Постановка цели и задач занятия Цель: обеспечение принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | 10 | Активизирует знания обучающихся: посмотрите на карточки (карточки с изображением героев сказок, выражающих злость (Се6рый Волк, Синьор Помидор, Карабас Барабас) и другие эмоции (Красная Шапочка, Чиполлино, Бабушка Красной Шапочки). Третьеклассникам предлагается выделить тех героев, которые злятся, объясняя, почему они так думают, на что обращают внимание (выражение лиц, позы и т. д.). Задает вопрос о том – зачем нам нужны эмоции? Мы выражаем свое состояние, свои чувства с помощь эмоций. Окружающим людям понятно, что мы чувствуем. Как вы думаете, с кем из этих героев, люди захотят дружить, общаться, а с кем — нет? Почему? Создает проблемную ситуацию: задает вопрос о том, можем ли мы сказать, что эти эмоции хорошие или плохие? А может быть некоторые эмоции человеку не нужны? Необходимо вывести участников занятия на понимание того, что эмоции бывают положительные и отрицательные, но никогда не бывают абсолютно бесполезными. Эмоции нам нужны, чтобы проинформировать о чем-то, показать окружающим то, что мы чувствуем сейчас. И если мы злимся, становимся как Серый Волк или Карабас Барабас, мы можем кричать, топать ногами и даже «съесть» кого-нибудь, но плохо от такого выражения эмоций будет и окружающим и нам. | Отвечают на поставленные вопросы, формулируя и аргументируя собственное мнение, выслушивая мнение одноклассников | Регулятивные: - понимание и сохранение учебной задачи; - принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения. Познавательные: - сравнение и классификация на основе критериев для указанных логических операций; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; - построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах. Коммуникативные: - использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; - построение монологического высказывания; - владение диалогической формой коммуникации; - ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: обеспечение восприятия и осмысления возможных способов действий и их последствий. Установление причинно-следственных связей и отношений между действиями и возникающими эмоциями. | 10 | Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации: посмотрите на этот рисунок. Мама увидела разбросанные игрушки. Как можно среагировать? Если она разозлиться, будет ругаться и кричать, то мальчик может обидеться. Что будет, если мама промолчит, сама все уберет? А если промолчит, будет держать обиду в себе, то может случиться история, как с воздушным шариком — «лопнет от обиды» (демонстрация серии последовательных картинок, позволяющих наглядно представить себе эту ситуацию). | Составляют возможный план разрешения проблемной ситуации и определяют средства (алгоритм, модель, действие и т.д.) | Регулятивные: - планирование, прогнозирование; Познавательные: - моделирование, логическое решение проблемы; - построение логической цепи рассуждений с доказательствами; - выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление Цель: закрепить полученные знания по социально приемлемым способам отреагирования отрицательных эмоций. | 10 | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение возможных вариантов отреагирования негативных эмоций: как можно без вреда для себя справляться с негативными эмоциями? (Если участники занятия способны, они могут ответить сами: делать физические упражнения; спокойными словами обсудить свои плохие эмоции и т.п.). В ходе освоения вариантов двигательной активности для снятия негативных последствий отрицательных эмоций, необходимо дать обучающимся возможность сделать это на практике, что может заменить физминутку. Можно помочь себе простым способом — подышать успокаивающе. (Для ведущего: формула успокаивающего дыхания: 2+2(2); 4+4(2); 4+6(2);4+7(2). Первая цифра в формуле указывает на продолжительность вдоха в секундах, со знаком «+» - продолжительность выдоха. В скобках указана продолжительность дыхательной паузы после выдоха. Для детей объяснение упрощаем., опираясь на схему). | Решают (предлагают) возможные варианты действий исходя из собственного опыта. Обсуждают предложенные решения. Пытаются освоить некоторые варианты отреагирования негативных эмоций. | Регулятивные: - контроль, оценка, коррекция; Познавательные: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы; - умение осознанно и правильно строить речевое высказывание; - рефлексия способов и условий действия; Познавательные: - сравнение и классификация на основе критериев для указанных логических операций; - построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах Коммуникативные: - построение монологического высказывания; - владение диалогической формой коммуникации; - ориентация на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
6. Подведение итогов занятия Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | 3 | Подведение итогов занятия. Обратная связь. Рефлексия. Прощание. Обучающимся предлагается сделать выводы о том, можно ли злиться правильно, и если можно, то как это лучше всего делать. | Определяют наиболее приемлемый способ отреагирования негативных эмоций, объясняя свой выбор. | Регулятивные: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - смыслообразование (установление обучающимися связи между целью занятия и результатом, полученными знаниями, для чего они могут быть использованы). |
*При возникновении ситуации, требующей срочной отработки, выявленной у участника тренингового занятия психотравмы, ход занятия может быть изменен.