Файл: 1. Туристское предприятие как субъект хозяйствования. Хозяйственноправовые формы туристских предприятий, их характеристика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Туристское предприятие – как субъект хозяйствования. Хозяйственно-правовые формы туристских предприятий, их характеристика
Туристским предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективом производит и реализует продукцию, выполняет работы, сказывает услуги.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Таким образом, туристское предприятие как юридическое лицо имеет следующие признаки:
-
организационное единство; -
наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества; -
самостоятельная имущественная ответственность по своим долгам; -
выступление в гражданском обороте от своего имени.
В экономическом обороте системы туризма используется термин «фирма», под которым часто понимается экономическом субъект, занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью, или правовая конструкция, финансовая сторона явления. Термин «предприятие» в большой степени связывают с материальной стороной производства.
Все предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основным количественным параметром выступает численность работников, по которой предприятия подразделяются на крупные, средние и малые. Следует отметить, что основная доля туристских предприятий РБ относится к малому бизнесу.
Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие: тип собственности; характер и содержание деятельности; объем и ассортимент производимого товара; способы и методы ведения конкурентной борьбы; способ вхождения в различные союзы и объединения; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Туристское предприятие как единица общехозяйственного процесса множеством нитей связано со своей экономической средой, находится с ней в отношениях обмена, направленного на решение его главной задачи. Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, подразумевающая получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества. Туристское предприятие осуществляет виды деятельности (организация досуга, рекреации, отдыха, посещение знакомых и родственников и др.), которые не запрещены законам и соответствуют уставу.
Цели туристского предприятия можно условно разделить на две группы – экономические и социальные.
Экономические цели – основа всей системы целей, поскольку они направлены на обеспечение работоспособности предприятия в рыночной экономике. Среди них выделяют предметные цели, охватывающие материальную базу достижения результативных и финансовых целей. Главная из финансовых целей - поддержание постоянной платежеспособности и ликвидности предприятия. Для обеспечения ликвидности предприятие должно обладать определенным количеством ликвидных ресурсов.
Получение прибыли представляет собой результативную цель. В то же время ее использование оказывает непосредственное воздействие на финансы предприятия: прибыль, выплачиваемая собственнику, не может быть использована предприятием для финансирования. Поэтому определение размера оставляемой прибыли представляет собой важную финансовую цель. За счет заработанных предприятием средств могут обеспечиваться будущие капиталовложения.
Социальные цели многообразны, но все они связаны с интересами людей, работающих на предприятии, ориентированы на создание атмосферы, благоприятствующей добрым человеческим отношениям и одновременно – увеличению его прибыльности и конкурентоспособности.
Туристское предприятие работает в сильно дифференцированной среде. Внутренняя среда состоит из функциональных компонентов, общих для всех типов фирм (кадры, бухгалтерия, служба маркетинга и др.). Внешняя среда – это все то, что окружает предприятие и воздействует на него. Среда никогда не бывает стабильной. Состав, структура и состояние внешней среды, определяющие систему возможностей фирмы по удовлетворению запросов потребителя, обусловливают предназначение туристской фирмы.
В соответствии с ГК РБ предпринимательскую, в том числе туристскую, деятельность могут вести физические лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предприятия и юридические лица.
Юридическими лицами в туризме могут быть коммерческие и некоммерческие организации. В связи с участием в образовании имущества туристского предприятия его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, являются общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц.
Согласно Конституции и ГК РБ, имущество может находится в государственной и частной собственности .В соответствии с этим выделяют субъекты хозяйствования, основанные на государственной и частной формах собственности. Как производная от частной формы выделяется коллективная форма собственности
В туризме работают в основном коммерческие организации, являющиеся резидентами РБ. Все коммерческие юридические лица и некоммерческие, осуществляющие производство продукции, являются субъектами хозяйственной деятельности – субъектами хозяйствования. Субъект хозяйствования – это субъект права, являющийся участником хозяйственного оборота, осуществляющий производство продукции (работ, услуг) и в предусмотренных законом случаях способный нести налоговое бремя.
По организационно-правовому статусу ГК РБ выделяет следующие формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, совместные и иностранные предприятия.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также наращенное в процессе деятельности, принадлежит хозяйственным товариществам или обществам на праве собственности. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного. Хозяйственные общества создаются в форме акционерного общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.
Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме УП могут быть созданы государственные либо частные унитарные предприятия.
Одной из наиболее распространенных форм сотрудничества с зарубежными партнерами в области предпринимательской деятельности являются предприятия с иностранными инвестициями.
Фондом является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные или иные общественно полезные цели.
Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов туристскими предприятиями по договору между собой могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Туризм относится к видам деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия). Туристская деятельность подразделяется на туроператорскую и турагентскую.
Туроператорская деятельность – это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензии разработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос, а также его реализацию турагентам или туристам.
Турагентская деятельность – это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего на основании лицензии продвижение и реализацию туристского продукта и сопутствующих услуг.
Туроператор - организация, генерирующая стандартный пакет услуг в составе комплексных туристских услуг.
Турагенство – посредническая организация, осуществляющая продвижение и розничную продажу туристского продукта туроператора, а также отдельных услуг других предприятий индустрии туризма за комиссионное вознаграждение.
Туристская деятельность – это сложный экономический механизм, включающий в себя практически все виды деятельности, выделенные национальным классификатором. Структурированные по определенным признакам, они образуют индустрию туризма. Закон РБ «О туризме» трактует туристскую индустрию как совокупность гостиниц и иных объектов и сооружений для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую деятельность.
2.Система и характеристика показателей развития туризма. Эффективность туризма.
Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов.
Система показателей развития туризма включает:
-
объем туристского потока; -
состояние и развитие материально-технической базы; -
показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы; -
показатели развития международного туризма.
Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну (регион). К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе.
Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе).
Туристский поток - явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).
К ним относятся: коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; числи мест в театрах, от веденных для туристов; число ванн в водолечебницах отведенных для туристов, и т.д.