Файл: Лекция по теме 2 Онлайнкурс Логика и критическое мышление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел I. Язык как средство познания. Операции с понятиями.

Тема 2. Логическая структура понятия. Виды понятий и отношения между ними

Содержание вопросов, рассматриваемых на практических (семинарских) занятиях:

1. Виды понятий.

2. Отношения между понятиями.
Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. На какие виды делятся понятия? Подтвердите свой ответ примерами.

  2. Какие понятия могут находиться в логических отношениях?

  3. Что такое совместимые понятия? Какие существуют виды совместимости?

  4. Что такое несовместимые понятия? Какие существуют виды несовместимости?

  5. Какой принят в логике способ моделирования отношений между различными понятиями?


Список основной рекомендуемой литературы:

1. Демидов, И.В. Логические отношения между понятиями // Логика: учебное пособие [Электронный ресурс] URL: https://fil.wikireading.ru/517.

2. Ивин, А. А. Имена // Логика. Элементарный курс : учебное пособие для академического бакалавриата / А. А. Ивин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С. 33 — URL: https://urait.ru/viewer/logika-elementarnyy-kurs-492649#page/33

3. Лекция по теме № 2 // Онлайн-курс «Логика и критическое мышление». [Электронный ресурс] URL: https://sdo.nsuem.ru/course/view.php?id=2765.
Практическое задание


  1. Дайте логическую характеристику следующим понятиям:

«коллектив» - общее, непустое, конкретное, относительное

«радиостанция» - общее, непустое, конкретное, безотносительное

«выдающийся психолог Лев Семенович Выготский» - еденичное, непустое конкретное, безотносительное

«неверующие» - общее, непустое, отрицательное, абстрактное, относительное

«честь» - общее, непустое, абстрактное, безотносительное

«коллекция почтовых марок» - общее, непустое, конкретное, безотносительное

«правонарушитель Раскольников» - еденичное, непустое, конкретное, безотносительное

«нерешительность» - общее, непустое, отрицательное, абстрактное, безотносительное


«поэма А.С. Пушкина Руслан и Людмила”» - еденичное, непустое, конкретное, безотносительное

«военный блок НАТО». - еденичное, непустое, конкретное, относительное
Образец:

«Начальник» общее по объему, несобирательное, конкретное, положительное, относительное понятие (начальник – подчиненный).
2. Укажите, какие пары понятий представляют собой отношение:

А – подчинения (первое понятие родовое);

В – подчинения (первое понятие видовое);

С – пересечения;

D – соподчинения;

Е – противоречия.


  1. E) а – человек, страдающий от чужих успехов; б – человек, не страдающий от чужих успехов;

2) A) а – сёгун; б –сёгун Иеясу Токугава;

3) а – человек высоких моральных принципов; б – чиновник местной администрации;

4) B) а – дотошный прокурор; б – прокурор;

5) а – полковник ФСБ; б – параноик;

6) B) а – наблюдатель на выборах; б – сотрудник счетной комиссии на выборах; в – лица, обеспечивающие проведение выборов;

7) C) а – вождь племени тугоухов; б – шаман племени тугоухов; в – члены племени тугоухов;

8) E) а – шпион, пойманный на горячем; б – неуловимый шпион.

9) A) а – рокер; б – рокер, овеянный славой;

10) E) а – трансгуманист, встроивший себе в голову компьютер; б – трансгуманист, обходящийся без компьютера в голове;

11) D) а – президент РФ; б – Правительство РФ; в – органы государственного управления РФ;

12) A) а – мертвец; б – утопленник;

13) E) а – дисциплинированный часовой; б – недисциплинированный часовой;

14) A) а – император Франции; б – император Франции Наполеон Бонапарт;

15) C) а – преступник; б – талантливый ювелир.
Задание 3. Определите отношения между понятиями, приведенными ниже, изобразив эти отношения с помощью кругов Эйлера.


  1. а – город, b – нестоличный город, c – столичный город;





  1. a – женщина, b – мать, с – дочь, d – жена;




  1. a – шарлатан, b – шарлатан, продающий эликсир бессмертия, с – брюнет, d – преступник;






  1. a –китаец; b – китайский император, с – человек; d – азиат;



  1. a –сказочник, b – сказочница, с – злая сказочница, d – добрый сказочник;



  1. a – студент, b – студент, посетивший лекцию, с – студент заочного отделения; d – студент, увлекающийся вязанием;



7) a – строитель; b – молоток, c –человек, d – человек, любящий свою работу, e – шахматист–любитель.