ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типы рынков.
Условия возникновения рынка:
- общественное разделение труда и специализация;
- экономическая обособленность производителей;
- самостоятельность производителя и свобода предпринимательства.
Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей продажей товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.
Признаки рынка:
1\ Нерегулируемое предложение. Производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить.
2\ Нерегулируемый спрос. Потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать.
3\ Нерегулируемая цена. Цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
Типы рынков.
Основа классификации. | Наименование типов рынка. |
С точки зрения действующего законодательства. | Легальный /законный/ Нелегальный /теневой/ |
По товарам и услугам. | Потребительских товаров и услуг. Средства производства Рабочей силы. Инвестиций /. Иностранных валют. Ценных бумаг /фондовые биржи/. Научно-технических разработок и инноваций. Информации. |
По пространственному признаку. | Мировой. Региональный. Национальный. Местный. |
Биржа – организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара.
Инвестиции – долгосрочные вложения.
Инновация – обновление.
Рынки по типу конкуренции /конкурентные рынки/.
Свободная /чистая, совершенная/ конкуренция – такое состояние экономической системы, когда многочисленные независимо действующие производители продают одинаковую продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Условия, при которых возможна свободная конкуренция
:
1\ Наличие множества покупателей и продавцов, ни одна отдельная группа не может влиять на положение на рынке.
2\ Для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги.
3\ Ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные.
4\ Покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.
К рынку свободной /чистой, совершенной/ конкуренции можно отнести сельское хозяйство и бытовые услуги.
Чистая монополия / от моно – один, поли – продаю/ - рынок, на котором есть только один продавец. Предложение товаров, цены регулируются одной фирмой, которая выбирает ту цену, которая принесет ей наибольшую прибыль.
Признаки чистой монополии:
1\ Единственный продавец – монополист.
2\ Отсутствие близких заменителей товаров приводит к тому, что покупатель вынужден или покупать по требуемой цене, или не покупать вовсе.
3\ Существование барьеров для выхода на данный рынок конкурентов.
К рынку чистой монополии относится электроэнергетика, железнодорожные перевозки.
Монополистическая конкуренция – рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. К таким рынкам можно отнести рынок конфет, зубной пасты, мороженного, кофе, одежды.
Олигополия /олигос – несколько; поли – продаю/ - рынок, на котором господствует несколько /от трех до пяти/ крупных фирм. К таким рынкам можно отнести автомобильное и компьютерное производство, авиаперевозки.
Функции рынка.
Рынок выполняет в обществе много разнообразных функций, среди которых главными считаются следующие:
- соединяет производителей товаров и их потребителей;
- информирует о качестве товаров и услуг, их ассортименте, издержках производства;
- устанавливает равновесную цену на тот или иной товар;
- стимулирует производство;
- «освобождает» экономику от неэффективной хозяйственной деятельности /например, через банкротство /разорение/ неэффективных предпринимателей.