Файл: Условия возникновения рынка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типы рынков.

Условия возникновения рынка:

- общественное разделение труда и специализация;

- экономическая обособленность производителей;

- самостоятельность производителя и свобода предпринимательства.

Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей продажей товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.

Признаки рынка:

1\ Нерегулируемое предложение. Производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить.

2\ Нерегулируемый спрос. Потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать.

3\ Нерегулируемая цена. Цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Типы рынков.

Основа классификации.

Наименование типов рынка.

С точки зрения действующего законодательства.

Легальный /законный/

Нелегальный /теневой/

По товарам и услугам.

Потребительских товаров и услуг.

Средства производства

Рабочей силы.

Инвестиций /.

Иностранных валют.

Ценных бумаг /фондовые биржи/.

Научно-технических разработок и инноваций.

Информации.


По пространственному признаку.

Мировой.

Региональный.

Национальный.

Местный.

Биржа – организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара.

Инвестиции – долгосрочные вложения.

Инновация – обновление.

Рынки по типу конкуренции /конкурентные рынки/.

Свободная /чистая, совершенная/ конкуренция – такое состояние экономической системы, когда многочисленные независимо действующие производители продают одинаковую продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Условия, при которых возможна свободная конкуренция
:

1\ Наличие множества покупателей и продавцов, ни одна отдельная группа не может влиять на положение на рынке.

2\ Для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги.

3\ Ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные.

4\ Покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.

К рынку свободной /чистой, совершенной/ конкуренции можно отнести сельское хозяйство и бытовые услуги.

Чистая монополия / от моно – один, поли – продаю/ - рынок, на котором есть только один продавец. Предложение товаров, цены регулируются одной фирмой, которая выбирает ту цену, которая принесет ей наибольшую прибыль.

Признаки чистой монополии:

1\ Единственный продавец – монополист.

2\ Отсутствие близких заменителей товаров приводит к тому, что покупатель вынужден или покупать по требуемой цене, или не покупать вовсе.

3\ Существование барьеров для выхода на данный рынок конкурентов.

К рынку чистой монополии относится электроэнергетика, железнодорожные перевозки.

Монополистическая конкуренция – рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. К таким рынкам можно отнести рынок конфет, зубной пасты, мороженного, кофе, одежды.

Олигополия /олигос – несколько; поли – продаю/ - рынок, на котором господствует несколько /от трех до пяти/ крупных фирм. К таким рынкам можно отнести автомобильное и компьютерное производство, авиаперевозки.

Функции рынка.

Рынок выполняет в обществе много разнообразных функций, среди которых главными считаются следующие:

- соединяет производителей товаров и их потребителей;

- информирует о качестве товаров и услуг, их ассортименте, издержках производства;

- устанавливает равновесную цену на тот или иной товар;

- стимулирует производство;

- «освобождает» экономику от неэффективной хозяйственной деятельности /например, через банкротство /разорение/ неэффективных предпринимателей.