Файл: Учебнику Е. С. Антонова, С. В. Боброва Методика преподавания русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7 вопрос. Охарактеризуйте средства наглядности в обучении русскому языку. Определите место современных технических средств в процессе обучения и использования алгоритмов на уроках русского языка (по учебнику Е.С. Антонова, С. В. Боброва «Методика преподавания русского языка»)

Урок русского языка включает в себя совокупность основных принципов обучения: системность, сознательность, наглядность, прочность, индивидуальный подход, учет возрастных особенностей. Развитие интеллекта, воспитание воли учащихся, развитие эмоциональной сферы и формирование мотивации к обучению – важные требования к учебному процессу. В свою очередь, важнейшей характеристикой учебного процесса являются методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Остановимся подробно на наглядных методах. Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых.

Правильное использование средств наглядности на уроках русского языка способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, формирует обобщения, которые затем применяются на практике, на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений.
Традиционно выделяют следующие средства наглядности:

  • Средства зрительной наглядности (печатные и экранные);

  • Средства слуховой наглядности (грампластинки, магнитофонные записи);

  • Средства зрительно- слуховой наглядности

  • Средства интерактивного обучения (компьютерные учебные программы, интернет-обучение «online»

Печатные средства наглядности – это карточки с буквами и слогами для наборного полотна, таблицы слогов, морфем, окончаний склонения и спряжения, демонстрационные карточки с изображением предметов, сюжетных ситуаций, картины (репродукции, иллюстрации), раздаточный изобразительный материал.
Демонстрационные карточки
используют для запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, слов, в произношении которых часто допускаются ошибки, наиболее трудные в орфографическом отношении слова (например: календарь, апрель, класс, лейтенант, винегрет, орнамент), а также схемы языковых разборов.

Картины (репродукции, иллюстрации) — эффективное средство развития речи учащихся. В школе большое распространение получили не только сочинения на литературные темы и на основе жизненного опыта учащихся, но и по картинам. Причем используются только те картины, которые являются произведениями изобразительного искусства. Именно такие картины оказывают эмоциональное воздействие на учащихся и способствуют воспитанию их художественного вкуса.
Раздаточный изобразительный материал предназначается для самостоятельной работы учащихся: карточки с рисунками используются для работы по лексике, карточки-перфокарты — по составу слова, орфографии, морфологии, синтаксису.
Экранные средства готовят для таких специальных технических приборов, как кодоскоп, графопроектор:

транспаранты для графопроектора (кодоскопа) используются для объяснения нового материала и для проверки самостоятельной работы, выполненной как дома, так и в классе (в последнем случае один из учащихся по заданию учителя выполняет работу дома или в классе на пленке, которая с помощью графопроектора проецируется на экран, и учащиеся под руководством учителя проверяют выполненное на пленке и вносят необходимые исправления в свои работы);

диафильмы — это пошаговый рассказ о каких-либо языковых явлениях при изучении курса русского языка (могут быть использованы при объяснении нового материала, при обучении всем основным жанрам сочинений: повествованию, описанию, рассуждению, например: «Знаменательные части речи» (автор — М.Горбачевская); «Диалектные и профессиональные слова» (автор — Н.Ф.Ануфриева);

диапозитивы (слайды) — отдельные иллюстрации, не связанные сюжетом, служат в основном материалом для составления словосочетаний, предложений, для работы над элементарным описанием предметов, животных, природы, внешности человека и т.д., например «Описание местности» (автор — И.Ю.Кудина).
К средствам зрительно-слуховой наглядности относят:



• диафильмы со звуковым изображением;

• кинофильмы специального содержания по всем разделам русского языка и чтения;

• компьютерные учебные программы.

Современным средством, непосредственно реализующим принципы зрительно-слуховой наглядности, является компьютер, который позволяет применять следующие виды наглядности:

Оперативная (демонстрационная) наглядность используется в процессе формирования понятия в учебной деятельности. Применение в качестве средства наглядности компьютера расширяет число каналов получения информации (учебные пособия, слово учителя и т.д.), ускоряя и углубляя процесс восприятия изучаемого

материала.

Формализованная наглядность позволяет выделять наиболее существенную информацию, использовать для дифференциации языкового материала различные цвета, что способствует лучшему восприятию, осмыслению и запоминанию темы.

Структурная наглядность организует процесс формирования «внутренней» структуры действий. Использование этого вида наглядности, к которому относятся структуры размещения, выделение основного материала, базовых определений, т.е. схемы, таблицы и т.п., позволяет акцентировать внимание школьников на изучаемом материале, делает его более доступным для восприятия и усвоения, учит логически мыслить, анализировать, выделять главное и устанавливать связи между изучаемыми понятиями, уметь ориентироваться в большом объеме информации.

Фоновая наглядность способствует целевой установке, мотивации, внешнему (ненавязчивому) побуждению учителем ученика к действиям, адекватно поставленным целям. Примером применения наглядности этого вида могут служить приемы создания «фона настроения» при обучении.
Установлено, что наиболее перспективными и целесообразными являются те программно-педагогические средства, которые основываются на психологически обоснованных закономерностях восприятия зрительно-слуховой наглядности, в частности средства автоматизированного машинного обучения — компьютера. Большую ценность представляет опыт создания компьютерных программ, ориентированных на теорию поэтапного формирования умственных действий и концепцию деятельностного подхода. Так, процесс изучения и закрепления правила имеет следующие стадии:


• учащийся знакомится с учебной задачей, ориентируется в ней;

• овладевает образцом преобразования языкового материала, который выявляет отношения между элементами структуры языковой единицы, что служит основой решения задачи;

• это отношение фиксируется в виде модели (графической схемы);

• на основе этой модели учащийся выводит решение исходной задачи.

Таким образом, автоматизированная программа ведет учащегося от развернутых умственных действий к свернутым, от действий с опорой на ориентировочную основу к действиям без такой опоры (например, программно-аппаратный комплект для начальной школы «Видимая речь»). Методическое обеспечение компьютерной системы учитывает ряд принципов организации учебной деятельности: поэтапное формирование умственных действий, моделирование самостоятельных действий, оценку их результативности, оптимальное управление структурой учебной деятельности, развитие связной устной и письменной речи и индивидуализации учебной деятельности. Каждое упражнение данной системы состоит из кадров-вопросов, являющихся одиночной учебной задачей на экране дисплея. Упражнение определяет акт учения школьника. Кадр-вопрос представляет собой сочетание трех компонентов: задания, эталона правильного ответа и дополнительной информации, выдаваемой в случае неверного ответа.

Интерактивная доска:

Отдельно скажем про оборудование, позволяющее предоставлять информацию мультимедийно. Это оборудование направлено и на аудиалов, и на визуалов, и позволяет объять большее число учащихся и помочь им воспринять информацию удобным для них способом. Наиболее распространено в современной практике презентативное представление материала. Это эффективно на любом этапе урока и с помощью самых различных средств: проекционного экрана, интерактивной доски, просто экрана компьютера.

Преимущества, появляющиеся при использовании интерактивной доски, таковы:

• легкость в управлении презентации: педагогу легче выводить демонстрацию, управлять изображениями в ней, таблицами и схемами, перемещать их или даже создавать, облегчается процесс управления видеозаписями, анимациями, музыкой, выделения важной информации цветом, работы с самым разнообразным программным обеспечением;

• результат поурочной работы с интерактивной доской доступен для сохранения и последующего анализа;


• электронный маркер позволяет быстрее и нагляднее проводить интерактивную работу с классом, вовлекая его непосредственно в процесс обучения, что служит большему проценту запоминания информации, предоставленной на уроке, как более яркой;

• в процессе урока можно соответственно с конкретной учебной ситуацией менять содержимое наглядного пособия, например, изменять порядок и содержание слайдов и сохранять результат преобразований;

• вследствие указанных ранее особенностей работа с интерактивной доской повышает уровень внимания в классе, обостряет восприятие новой информации, улучшает качество запоминаемого материала.

Данные особенности служат созданию более динамичного и насыщенного современного урока.

Интерактивная доска целесообразна при демонстрации: • схем и таблиц, • контрольных заданий, • учебных игр, • отрывков текста, • наглядных иллюстраций в разной форме – зрительной, звуковой, графической, • уроков усвоения нового.

Заключение.

Принцип наглядности в данной работе определяет работу с наглядным материалом, являясь основным положением в дидактике, предусмотрен как обязательный к использованию в процессе обучения.

Применение средств наглядности – совокупность деятельности учителя и учеников при изучении нового материала, самостоятельной деятельности учеников в приобретении знаний и формированию умений и навыков, контроля над усвоением материала.

Но в то же время, избыточное применение наглядности, применение наглядности без необходимости, бессистемное применение средств наглядности даст отрицательный эффект.

Таким образом, выделим список условий, необходимых к соблюдению:

1) Соответствие средств наглядности возрасту и психофизическим особенностям учащихся.

2)   Использование наглядности при наличии на то необходимости, также стоит отметить необходимость постепенного введения наглядности на уроке.

3)   Четкое выделение существенных черт во время показа иллюстраций.

4)  Формирование руководства для правильного восприятия пособия учениками (выделение основ, пояснения, комментирование и т.д.).