Файл: Практическая работа к теме Страна патриотизм Тема занятия Класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 2.2. «Страна: патриотизм»

Тема занятия: ___________________________

Класс: __________________________________

Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма

Опорный конспект разговора о ценности «Патриотизм»

Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

Восточная мудрость.

Воспитательная деятельность на сегодняшний день - одно из самых сложных направлений в работе современного классного руководителя. Работа классного руководителя – это пятилетний цикл. И каждый раз всё по-новому. Новый план воспитательной работы, новые социальные паспорта, новых методы работы, новые приемы воспитания, новые направления в деятельности классного руководителя.

С 2022/2023 учебного года появились всероссийские классные часы «Разговоры о важном», которые, как оказалось на практике, очень интересны не только для детей, но и для учителей. Это всё было и раньше, но привести в систему важные знаменательные даты, говорить о выдающихся личностях, о достижениях нашей страны, причём, всей страной в одно и то же время. Говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, ведь качественно проведенный в начале недели разговор, поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задает тон и настроение учебной недели, что сближает детей и педагогов. Мы чувствуем себя сильными, уверенными, патриотично настроенными, частью великой огромной страны, которая сейчас переживает важные исторические события. И от того, как им будут донесена информация, зависит то, какими людьми они вырастут, какие чувства будут испытывать к своей стране, к своей школе, к своей семье. Дети с удовольствием посещают эти уроки, где смотрят видеоролики, участвуют в обсуждениях, они свободны и раскованы, ведь им не ставят оценок, с удовольствием громко поют гимн, каждый раз задумываясь о смысле его слов.

Важно, чтобы и учитель был просвещенным в том вопросе, о котором пойдёт речь, поэтому к этим урокам, несмотря на то, что они идут 30 минут, предшествует большая подготовка. Ведь дети задают вопросы, а значит – нужно быть во всеоружии.


Опишу этапы подготовки к этим занятиям, виды деятельности, темы разговоров, поделки и многое другое, что мы успели сделать и о чем поговорить за три месяца «Разговоров о важном».

Моя методика подготовки к «Разговорам о важном» проста, но интересна.

Шаг 1. Что имеем? Изучение методических материалов, сценария и инструкций, просмотр видеоролика, интерактивного элемента (https://razgovor.edsoo.ru/).

Шаг 2. Отбор материала и составление плана занятия. На этом этапе я распечатываю плакат на доску или маленькие плакаты для вклеивания в тетрадь для классных часов. Такая тетрадь у нас ведется каждый год, начиная с 5 класса. Все беседы, все заметки, мини-сочинения о праздниках, размышления о поступках одноклассников, о радостях и проблемах записываются туда. Кроме того, дополнительно читаю о теме занятия, подбираю интересные видеоролики или показываю свои. В частности, на День матери я делал подарок мамам моих учеников, слайд-шоу с фотографиями детей и поздравлениями. Продумываю, вопросы для беседы и рефлексию.

Шаг 3. Творческий компонент. Нужно обязательно продумать, какой творческий компонент будет у каждого урока. Например, разговор о К.Э.Циолковском оказался тяжелым для 7 класса, но просмотр дополнительного видеоролика (https://www.youtube.com/watch?v=p-NwNB7mIqk) об этом удивительном человеке впечатлил всех. И мы всем классом составили «Калейдоскоп качеств идеального учителя». Именно тот факт, что он был учителем и тратил все заработанные деньги на свои опыты, остался в детских сердцах.

Шаг 4. Проведение занятия. Рефлексия.

Что получилось на практике

Далее предлагаю ознакомиться с таблицей, где подробнее представлю дополнительный материал, расскажу о реализованных творческих компонентах и о сложностях, с которыми пришлось столкнуться.



Дата

Тема

Сложности, с которыми столкнулись, как вышли из ситуации

Дополнительный материал, подобранный учителем

Рефлексия, творческий компонент

1

5.09

День знаний

Самый яркий разговор после каникул. Было удивительно узнать, что текст гимна Российской Федерации дети не знают. Распечатали, прочитали, проанализировали, на литературе рассказывали (а кто-то пел) на оценку.

  • Распечатка гимна Российской Федерации

  • Портрет президента РФ В.В.Путина

  • Герб России

  • Флаг России

  • Плакат

1.Оформление доски, на которой разместили плакат, портрет президента, гимн, герб, флаг.

2. Приклеили гимн в тетрадь для классных часов.

2

12.09

Наша страна - Россия

Самый познавательный разговор. Очень много интересных фактов узнали.

Подбор интересных фактов о России на сайте: https://reestrrekordov.ru/40-interesnyx-faktov-o-rossii/



1. Игра в ассоциации. Можно было назвать слово или словосочетание, с которым ассоциируется слово Россия. Были интересные варианты (дом, школа, мама, вид из окна, дача, история…). Слова были записаны на доске.

2.Мини-сочинение: «Россия для меня – это…»

3

19.09

165 лет со дня рождения К.Э.Циолковского

Имя выдающегося учёного еще не знакомо ученикам 7 класса.

Видеоролик для детей: https://www.youtube.com/watch?v=p-NwNB7mIqk

Калейдоскоп качеств идеального учителя.



4

26.09

День пожилых людей

Сложно было выравнивать разговор с теми детьми, кто недавно потерял близких бабушек и дедушек. А таких в классе оказалось двое. Слишком больно было детям.

Шаблон-заготовка письма для бабушки и дедушки. В нем перечислены качества, которые детям нужно выбрать, чтобы составить свое. При подготовке пользовалась следующим ресурсом: https://jiyuu.su/sochineniya/sochinenie-pismo-babushke.html


1.Так как пожилые люди любят письма, мы вооружились шаблонами и решили написать свое личное письмо дорогим пожилым людям.

2.Нарисовали в тетрадях эмблему Дня пожилого человека и раскрыли значение символов.



5

3.10

День учителя

Сложно было совместить два события. Подписание закона о присоединении к России 4 областей и День учителя.

1.Поздравление юных граждан России с присоединением к России 4 новых регионов по итогам референдума.

2.Интересные факты: https://top10a.ru/interesnye-fakty-ob-uchitelyax.html


Подготовка сюрприза учителям, работающим в нашем классе

6

10.10

День отца

Самый сложный разговор о важном. Папы есть не у всех ребят. Кроме того, в моём классе есть дети, отцы которых умерли. Есть матери-одиночки, в семье которых дети никогда не знали и не видели отцов. Много разведенных семей, где детей воспитывают отчимы, а мамы препятствуют общению детей с отцами.

Чтение и анализ стихотворения о семье. Донесение до ребят идеи о том, что мама и ребенок – это семья, которая ничем не отличается от тех семей, где есть папа.
Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья! (М. Лангер)


В течение нескольких дней проводилась индивидуальная работа с учащимися, для которых эта тема оказалась сложной.

7

17.10

День музыки




Викторина о музыкальных инструментах. Для подготовки использован ресурс: http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/viktorina-muzykalnye-instrumenty-dlya-shkolnikov.html


Просмотр видеороликов. Наш одноклассник Костя играет на аккордеоне и пианино. Небольшой видеоконцерт.

8

24.10

Россия – мировой лидер атомной отрасли

Несмотря на сложную тему, это был самый познавательный и интересный видеоролик большого размера.




Записали в тетрадь и выучили названия атомоходов.

9

7.11

День народного единства




При подготовке использован ресурс:

https://rosuchebnik.ru/material/den-narodnogo-edinstva-chto-rasskazat-detyam





10

14.11

Мы разные – мы вместе







1.Приглашение участвовать в этнографическом диктанте (5 учащихся с семьями приняли участие)

2. Работа в тетради. Сколько национальностей мы знаем?

3. Сообщения: национальности моей семьи.

11

21.11

День матери







1.Игра-ассоциации. Мама – это кто? Повар, доктор, домашняя фея, богиня, адвокат и многие другие ассоциации придумали дети.

2.Изготовление открыток в форме раскрытого сердца.

12

28.11

Символы России




Видеоролик:

https://dzen.ru/video/watch/-62e794c1d549cf4dfe57cdb8?f=d2d



Продумываем герб класса, символы и элементы. Нарисуем герб на классном часу и повесим в классном уголке.


Я изучил много материала в сети интернет о том, как учителя относятся к «Разговорам о важном». Мнения коллег очень разные. Кто-то негативно относится к этому нововведению, кто-то говорит, что ничего сложного, что всё уже готово. Лично я понимаю, что, действительно, всё готово, но подготовиться не помешает. Учитель – это, безусловно, многогранная личность, но мы тоже не можем знать всего.

Нужно признать тот факт, что мы возрождаем лучшие традиции, нас воспитывали именно на этих ценностях и традициях. А за последние 30 лет после распада Советского союза очень много сделано для того, чтобы не пустыми словами были «семья», «семейные ценности», «гордость», «Россия – страна возможностей», «нацпроект» и многое другое. За последние 30 лет было официально утверждено много новых праздников и памятных дат, дней, посвященных людям различных профессий. А ведь это – новейшая история, частью которой мы являемся. И очень стыдно было за страну, спортсмены которой, получая золотые медали на Олимпиадах и мировых Чемпионатах, не знали гимна и молчали. Современное поколение школьников таким не будет. Хочется верить. А мы, современные учителя, должны сделать всё возможное для этого.

Подводя итог, скажу, что Роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся очень велика. Этот дополнительный урок поможет нам всем осознать «единство» и важность «единения» русских в такое сложное для страны время. А такие и близкие, и далекие от детей темы - это развитие учащихся, всестороннее, которое зажигает интерес в их глазах, позволяет мечтать о новых профессиях, расширяет кругозор. А мы, классные руководители, должны не только наполнить «готовым» материалом, а подготовиться так к этому важному короткому разговору, чтобы зажечь огонь в глазах воспитанников, как гласит восточная мудрость.

И так, урок для обучающихся с региональным компонентом:

II. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы собрались на торжественное мероприятие, посвящённое празднику – Дню народного единства, который отмечают 4 ноября все граждане Российской Федерации. И мы начинаем с Гимна России.

Звучит гимн России: первый куплет и припев.

- Наша страна – Россия – это крупнейшее государство в мире. Когда на востоке говорят «Доброе утро!», на западе, люди, желают друг другу «Спокойной ночи!».

Наша Родина – это и самое многонациональное государство. На её просторах живут более 190 национальностей, народностей и этнических групп.


До недавнего времени административно-территориальное устройство страны насчитывает 85 субъектов: края, республики, области, автономные округа и города федерального значения. Но президент В.В. Путин 30 сентября 2022 года подписал вместе с руководством ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей договоры о вхождении их в РФ в качестве новых регионов.

В России теперь 89 регионов, ее население увеличилось почти на 6,2 млн человек и составляет более 152 млн человек. Площадь РФ увеличилась более чем на 100 тысяч квадратных километров.

Давайте все вместе подумаем, зачем объединились все эти народы в единое большое государство? Послушайте притчу об отце и сыновьях, и тогда я думаю, вам всё станет ясно.

- У одного отца было три сына, и они постоянно ссорились друг с другом. Однажды отец призвал их к себе и взял веник. Он вытянул по прутику из веника, раздал их сыновьям и приказал: «Сломайте эти прутики!». Братья легко переломали каждый свой прутик. Отец крепко связал веник, и снова приказал сыновьям: «Переломите этот веник!». Сколько не старались братья – не смогли этого сделать. Тогда отец сказал своим сыновьям: «Так-то и вы, если в согласии и одной связке жить будете, никто вас не одолеет; а если ссориться, да всё делать врозь – вас всякий легко погубит!»

- Зачем же объединились народы в одно большое государство? (Ответы детей).

- 4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года- День народного единства.

Я немного расскажу вам об истории возникновения этого праздника.

- Четыреста лет тому назад в Государстве Русском умер последний царь из рода Рюриковичей. Умер и не оставил наследников на престол. И тогда знаменитые боярские да дворянские династии захотели посадить на царский престол своих родственников. Пошла между ними распря великая.

Вдобавок к этому несколько лет подряд был неурожай, пришёл большой голодомор и началось в России Смутное время. Некоторые бояре да дворяне, вместо того чтобы помочь своему народу, обратились к полякам, шведам и литовцам, что бы те помогли им сесть на царский престол. А враги только и ждали момента, чтобы завоевать богатую землю русскую, погубить как можно больше народа и завладеть богатствами.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,


Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

(Наталья Майданик)

- Пришли поляки, шведы, литовцы и стали бесчинствовать в наших землях и творить всякое беззаконие над людьми. Несколько лет изнемогал от их жестокости народ российский.

- Но жил в Новгороде великий патриот и гражданин купеческого звания по имени Козьма Минин. Призвал он бедных людей создать ополчение народное и пойти на Москву, чтобы выбить оттуда захватчиков поганых, а богатых людей призвал собрать деньги на это великое дело. И многое множество людей откликнулось на его призыв. Сказал так же Козьма Минин, что есть в Москве полководец разумный по имени Дмитрий Пожарский и сможет он возглавить войско народное для борьбы с иноземцами.

- И двинулось ополчение народное на Москву из Новгорода. И в битвах жестоких одержал русский народ победу и изгнал иноземных захватчиков с земли российской.

Посрамив врагов коварство,

В страшный для России год

Вместе Минин и Пожарский

В битву повели народ.

И отряды добровольцев,

Гневом праведным полны,

Злых поляков и литовцев

Прочь прогнали из страны.

(Олеся Емельянова)

- Многие люди в те дни далёкие дни совершали подвиги во имя освобождения родины. Слава одного героя дошла до наших дней. Жил крестьянин по имени Иван Сусанин. Однажды в его деревню пришли поляки и заставили его показать дорогу через лес, чтобы отступить и скрыться от народного ополчения. Крестьянин претворился, что согласен им помочь. Он завёл польское войско в леса с топкими болотами. Поляки догадались, что хитрый Сусанин их погубил. Они жестоко расправились с ним, но и сами не смогли выбраться: замёрзли или утонули в болотах.

Вот так, забыв все ссоры и обиды, объединившись, весь русский народ в едином порыве, отстоял родину и избавил её от разорения и унижения.

- Памятник Минину и Пожарскому вот уже несколько столетий украшает Красную площадь и посвящен изгнанию из России польских интервентов. С 1990 года включен в список объектов всемирного наследия. В силу расположения является одним из обязательных пунктов экскурсионных маршрутов.

Идея установить памятник героям-ополченцам возникла в 1802 году, но Александр I ее не поддержал, так как не изыскал финансовой возможности. В 1808 году нижегородцы самостоятельно собрали деньги на памятник Минину и Пожарскому и вновь подняли вопрос о его отливке и установке. На этот раз Александр I дал свое согласие и разрешил начать конкурс эскизов. Однако отливку опять пришлось отложить из-за недостаточности финансовых средств. И только в 1811 году, когда набралась внушительная сумма в 136 000 рублей, Комитет министров дал «добро» на возведение памятника.