Файл: Тема Педагогические технологии в работе классного руководителя (куратора).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Тема 3.4. Педагогические технологии в работе классного руководителя (куратора)

Каждый педагог слышал такие понятия: педагогическая технология, методика, подход, форма работы. Но в чем их принципиальные различия? Разберемся вместе.

Посмотрите на предлагаемые варианты и определите каждую ситуацию как педагогическую технологию, методику, подход или форму работы.

Педагогическ ая технология

Алгоритм

организации обучения от постановки целей и проектирования (отбора) содержания до методов и средств достижения планируемых результатов

Проблемное обучение

Педагог в начале изучения каждой темы совместно с учениками формулирует проблему

Методика обучения

Набор конкретных

способов упорядоченной взаимосвязанной деятельности

преподавателя и учащихся, приносящий предсказуемый результат обучения

«Перевернутый класс»

В ходе изучения новой темы педагог задает ученикам ознакомиться

с материалами параграфа дома, а в классе

разбирает непонятные вопросы и решает практические задачи

Педагогическ ий подход

Осознанный выбор педагогом в своей профессиональной деятельности определенной системы ценностей, целей, принципов,

методов, соответствующий требованиям принятой

Полисубъектный подход

Для педагога важна личная позиция каждого ученика, поэтому он много внимания уделяет беседе и

обсуждению




образовательной парадигмы







Форма работы

Организация процесса

обучения, предполагающая активную познавательную деятельность обучающихся

Групповая работа

На занятиях педагога ребята часто работают в группах, а затем делятся полученными результатами с классом




Итак, групповая работа над заданием — это форма организации класса, которая вовлекает всех в активную познавательную деятельность.

Учет личной позиции обучающегося, проявленной в дискуссии, — это педагогический подход. Более широкое понятие, чем методика или форма работы. Подход предполагает целую систему ценностей и ориентиров в основе педагогической деятельности.

Сегодня в профессиональной деятельности многие учителя используют различные методики, в том числе методику «перевернутого класса», и правильно делают!

А мы на этом занятии обратимся к педагогическим технологиям.

Сегодня мы чаще всего говорим об использовании вариативных педагогических технологий в образовании. Переход от методик к педагогическим технологиям вполне оправдан, поскольку основой педагогической технологии является конкретное описание конечного результата. А если есть точное описание цели, то могут быть разработаны объективные методы оценки ее достижения.

В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, педагогическая технология предлагает структуру и содержание деятельности обучающихся.

Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность ребят. Проектирование же учебной, исследовательской или проектной деятельности школьников или студентов ведет к более высоким и предсказуемым образовательным результатам.

В нашем курсе под педагогической технологией мы будем понимать алгоритм организации обучения от постановки целей и проектирования (отбора) содержания до методов и средств достижения планируемых результатов.

Педагогическая технология подразумевает ответы на вопросы: как сделать? Из чего? Какими средствами?

При выборе педагогической технологии классный руководитель должен опираться на психолого-педагогические особенности обучающихся, на принятые в образовательной организации и в регионе модели обучения. При проведении внеурочных занятий «Разговоры о важном» в центре внимания педагога должны быть те педагогические технологии, которые инициируют субъектную позицию и повышают активность обучающихся. В этом и заключается важное отличие внеурочного занятия «Разговоры о важном» от урока: приглашение к беседе, обсуждение, обращение к своим чувствам и переживаниям, совместное проектирование. На внеурочном занятии не ставят отметок, не делят ответы на «правильные» и «неправильные».



Специально организованные на занятии ситуации, в которых ребята должны самостоятельно объяснить какое-либо явление или процесс, отстоять свою точку зрения, задать вопрос или рецензировать ответ — то есть в конечном итоге преобразовать полученное знание в личный опыт — могут стать более эффективными, чем пассивные репродуктивные формы обучения.

Напомним также, что внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и осуществляется в формах, отличных от урочных. Педагогической основой цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» стали идеи ценностно ориентированного воспитания, междисциплинарного подхода к реализации содержания образования.

В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования образовательная организация должна обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью. 1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном».

Какие технологии может использовать классный руководитель не только на внеурочных занятиях «Разговоры о важном», но и за их пределами?

Игровые технологии помогают учащимся в смоделированной среде отработать конкретные навыки, почувствовать себя на месте другого человека, получить новый опыт в безопасных условиях.

Более сложными являются технологии проблемного обучения, в которых для ребенка (группы) создается ситуация, требующая самостоятельного поиска решения. Проблемное обучение можно применять к решению различных задач.

Важными технологиями в работе классного руководителя остаются технологии межличностной коммуникации: провести мозговой штурм, использовать дебаты и др.

Наиболее эффективными с позиции раскрытия потенциала каждого обучающегося показали себя технология коллективных творческих дел и групповая проблемная работа. Однако в решении этой задачи шоу-технологии, например, организация публичных конкурсов и разнообразные соревнования, не всегда оказываются эффективными.

Отметим, что массовые социально-воспитательные технологии в ряде случаев не обеспечивают условия для развития субъектной активности, а наоборот, формируют ситуацию выученной беспомощности: если ребенок замечает, что он не может повлиять

на текущий ход событий, то он, как правило, отказывается от поиска решения, ключевыми чертами его характера становятся безынициативность, подчинение и в ряде случаев формальная исполнительность.


Какие бы технологии формирования субъектной активности ни выбрал классный руководитель, они всегда будут основываться на мотиве самоактуализации и механизмах саморегуляции личности. Результатом субъектной активности будет поступок.

А какие приемы для поддержания мотива самоактуализации используете на своих занятиях вы?

Большое значение как для обучения, так и для воспитания подрастающего поколения имеет этап рефлексии. Это связано с тем, что для достижения поставленной цели обучающемуся важно проверить результаты и проанализировать ход своих действий.

Организуете ли вы этап рефлексии на внеурочных занятиях «Разговоры о важном»? Какие приемы для этого используете? Напомним, что в материалах к занятиям обучающимся предлагается ответить на несколько вопросов, используя QR-код. Почему этот этап важен для ребят?

Еще один инструмент рефлексии — ведение дневника. Такой дневник разработан для классного руководителя и рекомендован для обучающихся. Этот инструмент позволит проанализировать тему, отнестись к своим достижениям, зафиксировать важные идеи и смыслы, обратить внимание на возникшие затруднения.

Как правило, во внеурочной деятельности форма проведения занятия имеет не меньшее значение, чем само содержание, которое становится основанием для формирования личной позиции. Грамотно выбранная форма организации и проведения занятия позволяет дифференцировать педагогическое воздействие. Какие условия влияют на выбор методики и формы проведения внеурочных занятий?

Первое условие состоит в том, что выбранная форма должна задействовать все каналы восприятия таким образом, чтобы ученики могли получить разнообразную пищу для внутренней активности.

Второе условие — форма проведения внеурочных занятий должна быть гибкой, т.е. ее можно изменять через включение новых деталей или иных элементов новизны. Важно отметить, что внеурочное занятие не может быть воспроизведено в неизменном виде: каждый раз оно трансформируется для конкретных обстоятельств.

Третье условие тесно связано с особенностями образовательного учреждения, со спецификой региона и индивидуальными особенностями учеников.

Четвертое условие — это соответствие выбранной формы ожидаемым результатам.

Условно можно выделить три уровня личностных результатов. Рассмотрим возможные формы проведения занятий «Разговоры о важном» в приложении к этим уровням.


На первом уровне ожидаемый результат заключается в приобретении некоторых социальных знаний о ценностях, нормах и устройстве общества. Другими словами, на этом уровне должно быть сформировано первичное понимание реальности и социальной жизни. Этот уровень результатов может быть достигнут относительно простыми методами. Например, при знакомстве ребят с государственными символами нашей страны, их значением и историей происхождения может быть выбрана форма презентации или лекции, после которой может быть проведена викторина.

На втором уровне появляется опыт переживания и формируется отношение к базовым ценностям нашего общества: человек, семья, общество, Отечество, государство — и к социальной реальности

в целом. На этом уровне выбранная форма проведения занятия должна

обеспечивать взаимодействие обучающихся. Например,

если на первом уровне была проведена с учениками беседа о богатстве природы нашей страны, то для достижения результатов второго уровня ребятам можно предложить форму дебатов, что даст им возможность посмотреть на тему с различных позиций, обсудить положительные и отрицательные стороны влияния деятельности человека, сравнить собственное отношение с отношением других.

На третьем уровне результатов предполагается, что ученик получает опыт собственной самостоятельной общественной деятельности. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с социальными субъектами за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде. Например, после проведения занятия, посвященного Дню пожилого человека, провести с учениками мозговой штурм на тему «Как мы можем помочь одиноким старикам?» и реализовать одну из идей: например, написать открытку совместно с фондом «Старость в радость» или поучаствовать в мероприятиях, организованных Российским движением школьников: https://рдш.рф/competition/2024.

Таким образом, практически невозможно достигнуть результатов второго или третьего уровня формами работы, соответствующими первому — знаниевому — уровню. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующих.

Для достижения результатов различных уровней важно постоянное обновление методического репертуара классного руководителя, куратора групп колледжа. Поиск новых форм работы или непривычное использование имеющихся позволяет не только обновить арсенал в соответствии с меняющимися условиями, но и дает почву для непрерывного профессионального развития.