Файл: Тема Педагогические технологии в работе классного руководителя (куратора).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как вы планируете свое профессиональное развитие? В каком направлении над обновлением своего методического репертуара вы работаете сейчас?
Какие возможности для непрерывного профессионального развития классного руководителя существуют в вашей образовательной организации, в регионе?
Обновление методического репертуара классного руководителя или куратора идет в нескольких направлениях и обусловлено педагогическим контекстом.
Цифровизация образования может помочь классному руководителю оперативно и автоматизированно собирать и обрабатывать обратную связь, организовывать на новом технологическом уровне групповую и проектную работу, дополнять занятия медиаконтентом. Однако эти новые возможности требуют от педагога и новых навыков.
Важным направлением поиска новых педагогических технологий выступает работа с информацией. Формирование навыков работы с информацией — одна из ключевых задач системы образования. В педагогическом репертуаре классного руководителя начинает появляться необходимость совершенствования читательской грамотности, развития навыков работы с разными текстами, критического мышления. Это одни из наиболее актуальных направлений профессионального совершенствования педагогов.
Незаслуженно забытым, но снова возвращающимся в практику классного руководителя и куратора становится социальное партнерство и установление связей с местным сообществом, привлечение родителей к жизни учебного заведения, проведение мероприятий вне стен школы или колледжа. Поиск методических приемов, конкретных технологических решений и анализ положительного опыта коллег — это актуальные направления профессионального развития классных руководителей и кураторов.
Важнейшее направление совершенствования деятельности классного руководителя тесно связано с аксиологическим контекстом
воспитания: передача ученикам ценностей невозможна без организованных проб в созидательной деятельности. Поэтому организация участия в волонтерском движении, музейная и событийная педагогика, наставничество и проекты, направленные на созидание, — это те векторы, в которых современному классному руководителю важно обновлять свой педагогический репертуар.
Ранее мы обсуждали, что учет возрастных, психофизиологических, эмоционально-волевых особенностей обучающихся является не только важным основанием выбора формы организации внеурочной деятельности, но и в целом ключевым фактором, определяющим содержание работы классного руководителя.
Так, для коллег, работающих с младшими школьниками, в фокусе внимания будет тот факт, что наиболее значимой фигурой в этом возрасте выступает учитель, на его оценке базируется самооценка ученика, отношения в классе строятся на эмоциональной основе, а главным новообразованием возраста является произвольное целеполагание. С точки зрения ценностей на этом этапе ребенок присваивает себе ценности значимого взрослого. Поэтому наиболее эффективными формами работы на данном возрастном этапе будут беседа, совместное коллективное дело и личный пример.
Педагоги, работающие с учениками среднего возраста, могли заметить, что особое значение для подростков приобретает возможность самовыражения и самореализации. Ученики средней школы отличаются неустойчивостью и избирательностью внимания, поэтому нестандартные уроки, решение проблемных ситуаций и индивидуальные задания будут более эффективны, чем просмотр фильма (без обсуждения) или групповой проект. Важно отметить, что для учеников этого возраста также важны доверительные отношения со взрослыми, но достигаются они иначе: через внимание к индивидуальности. В плане ценностей для учеников в возрасте от 11 до 15 лет важно разделять ценности какой-то группы: их система суждений и нравственных идеалов неустойчивы и любые жизненные трудности оказывают на них большое влияние.
Старшие школьники и студенты младших курсов начинают с большим вниманием относиться к учебной и учебнопрофессиональной деятельности. В этом возрасте повышается значимость собственных ценностей над групповыми. Характерной чертой этого возраста является формирование этических мотивов поведения и интерес к вечным проблемам: поиск истины, смысла жизни и другие. Классный руководитель или куратор группы, работающий с ребятами данного возраста, должен помнить, что доверительность достигается через понимание и разделение ценностей. Более эффективными будут те формы работы, которые затрагивают представления о будущем и соотносятся с собственными представлениями ученика о верном и правильном. Вместе с тем в этом в возрасте для обучающихся хорошо работают логические аргументы и рациональные объяснения.
«Разговоры о важном» не могут и не должны заканчиваться в понедельник. Очевидно, что разговор в начале недели может быть продолжен и на предметных занятиях, и дома. Во многих семьях растут разновозрастные дети. Приходя домой, они делятся тем, на каких примерах и на каком содержании обсуждалась общая тема. Домашняя работа в рамках внеурочных занятий, конечно, не может быть обязательной, но может послужить основой для продолжения разговора дома, просмотра и обсуждения фильма или книги, рекомендованных педагогом.
Еженедельное проведение методических объединений классных руководителей по параллелям в целях подготовки к внеурочным занятиям «Разговоры о важном» может стать профессиональным ресурсом, который поможет учителям выбрать педагогические технологии и формы работы, отличные от привычных уроков, способствующие проявлению субъектной активности обучающихся.
И в заключение несколько слов о педагогическом инструменте, который призван помочь каждому классному руководителю (куратору) в осмыслении профессионального опыта, полученного при подготовке и проведении занятий «Разговоры о важном». Дневник классного руководителя — интересный инструмент самоанализа, который доступен каждому педагогу.