ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Экзаменационная работа
проект конспекта
урока русского языка в 5 классе на тему:
«Употребление суффиксов существительных -чик-, -щик-».
Выполнила: Маукаева Найля Камилевна,
учитель русского языка и литературы МОБУ «Мрясовская ООШ», Новосергиевского района.
Руководитель: Кочеткова Татьяна Ивановна,
д.ф.н., профессор кафедры дидактики и частных методик.
Технологическая карта урока
Параметр | Описание | ||||||||||
Учебный предмет, класс | Русский язык, 5 класс | ||||||||||
Тема урока | Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик-. | ||||||||||
Цели урока |
| ||||||||||
Планируемые результаты | Предметные | УУД | Личностные | ||||||||
| - образовывать существительные с суффиксами -чик-, -щик- и правильно писать их; - научиться использовать знания о словообразовании имен существительных при написании суффиксов -чик-, -щик-. | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова. | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | ||||||||
Организация пространства | |||||||||||
Межпредметные связи | Литература | ||||||||||
Формы работы | Фронтальная, в парах, в группе, индивидуальная | ||||||||||
Ресурсы | Учебник Русский язык 5 класс для общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос (М.: Дрофа, 2013) | ||||||||||
Основные этапы и виды деятельности | |||||||||||
Этап урока | Целина каждом этапе | Деятельностьучителя | Деятельностьучащихся | УУД | |||||||
Организационный момент | Создать эмоциональный настрой на работу, проверить готовность детей к уроку | Приветствует ребят, проверяет их рабочие места, настраивает на работу | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | ||||||||
Мотивация к деятельности. Целеполагание | Подвести ребят к самостоятельному формулированию темы и определению целей урока | - Ребята! Мы сегодня продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как с их помощью образуются новые слова с новым значением, Это обогащает наш язык. Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложные задачи. Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик. (На доске – перепис…ик). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов) - Какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию) - Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Так какова наша тема и цель урока? | Предлагают варианты ответов - Произношение не соответствует написанию. - Ребята формулируют тему и цель урока | Регулятивные: формирование действий целеполагания; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели. | |||||||
Последовательность изучения | Познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик; | - Откройте тетради, запишите число, тему урока “Буквы ч и щ в суффиксах имён существительных -чик (-щик)” - Ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик -слова. Я буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске: 1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике (разведчик); 2. Солдат, обслуживающий пулемёт (пулемётчик); 3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смазчик); 4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник (перебежчик); 5. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь печатное издание (подписчик); 6. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь (приёмщик); 7. Человек, работающий посменно с другим (сменщик). - Что общего в этих словах? - Посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ? Есть ли закономерность в написании? | Записи в тетради Один ученик у доски записывает слова разведчик пулемётчик смазчик перебежчик подписчик приёмщик сменщик Эти слова за счёт своих суффиксов обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий | Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности. | |||||||
Введение в тему урока, Постановка учебной задачи. | Учить обучающихся правильно писать буквы «ч» и «щ» в суффиксах имён существительных –чик, -щик | - Ещё раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах имён существительных –чик, -щик пишется буква ч, а когда – щ? - Давайте проверим, правильно ли вы ответили (Открывается таблица)
Делаем вывод: в суффиксах имён существительных –чик, -щик после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных. - А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик? Почему? | Заслушиваются варианты ответов после букв: д, т, з, с, ж пишется –чик-, в остальных случаях - -щик-. Ответы ребят с опорой на изученную орфограмму | ||||||||
Первичное закрепление изученного | Научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик. | - Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого прочтём материал учебника на с.251 и выполним у доски упр.706 (зад.1,2)Организует коллективную проверку упражнения, побуждая ребят к аргументированному высказыванию своего мнения. | У доски работают 2 ученика и выполняют задания 1.2 упр.706. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра | |||||||
Дальнейшее закрепление | Обратить внимание учащихся ещё на одну функцию суффикса -чик- уменьшительное значение; Закрепить изученную орфограмму путём групповой работы. | Даны пары слов.- Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных?(Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик-грузчик, магазинчик-лётчик, стульчик-объездчик, карманчик-подписчик). - Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет ещё одно значение: уменьшительное
Выборочный диктант и самостоятельная работа в группах с последующей проверкой -щик: сборщик, шарманщик, сварщик -чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик -чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса. 1 группа Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон… 2 группа Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин… | Работают в группах: по очереди вписывают суффиксы, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски, производят взаимопроверку, рефлексию. | | |||||||
Здоровьесберегающие технологии | Физкультминутка (действия показывает подготовленный ученик) | ||||||||||
Творческая работа на закрепление | Закрепить изученную орфограмму путём создания собственного текста, обогатить словарный запас учащихся | Творческая работа: Ребята, а сейчас представьте, что вы журналисты и должны написать статью о людях, которые принимают участие в создании новых зданий. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? ( на экран выводятся слова – подсказки) Учитель обеспечивает мотивацию ребят к творческой деятельности и положительную реакцию детей на творчество одноклассников | Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя следующие слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и объясняют правописание суффиксов. Ребята зачитывают свои тексты - миниатюры. | ||||||||
Контрольный срез | Проверить степень овладения навыком применения способа действия для правильного написания суффиксов | Распределительный диктант: запись слов в 2 колонки в зависимости от суффикса (сборщик, шарманщик, сварщик, заказчик, советчик, попутчик, носильщик, переводчик, угольщик, компьютерщик, газетчик, барабанщик, рассказчик, оценщик). | Учащиеся распределяют слова по колонкам, потом проводят взаимопроверку в парах, наконец вслух 1 ученик зачитывает свой вариант, класс проверяет и комментирует. | ||||||||
Рефлексия, подведение итогов урока | Подвести итоги урока, соотнести поставленные цели с достигнутым результатом, зафиксировать в сознании детей новые знания. | - Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? - Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? - Выберите любое начало фразы и продолжите её (рефлексия) Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Я смог… | Ответы ребят | Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, понимать личную ответственность за результаты деятельности.Самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение и учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. | |||||||
Домашнее задание | Выполнить упр.707. Учить параграф 89 | Запись задания в дневники |