Файл: Употребление суффиксов существительных чик, щик.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Экзаменационная работа

проект конспекта

урока русского языка в 5 классе на тему:

«Употребление суффиксов существительных -чик-, -щик-».


Выполнила: Маукаева Найля Камилевна,

учитель русского языка и литературы МОБУ «Мрясовская ООШ», Новосергиевского района.

Руководитель: Кочеткова Татьяна Ивановна,

д.ф.н., профессор кафедры дидактики и частных методик.

Технологическая карта урока


Параметр

Описание


Учебный предмет, класс

Русский язык, 5 класс


Тема урока

Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик-.


Цели урока

  • познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;

  • научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;

  • развивать навыки связной речи, способность к умозаключению.

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные




- образовывать существительные с суффиксами -чик-, -щик- и правильно писать их;

- научиться использовать знания о словообразовании имен существительных при написании суффиксов -чик-, -щик-.


Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова.


Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Организация пространства

Межпредметные связи

Литература

Формы работы

Фронтальная, в парах, в группе, индивидуальная

Ресурсы

Учебник Русский язык 5 класс для общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос (М.: Дрофа, 2013)

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цели

на каждом этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД


Организационный момент

Создать эмоциональный настрой на работу, проверить готовность детей к уроку

Приветствует ребят, проверяет их рабочие места, настраивает на работу

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Мотивация к деятельности.

Целеполагание

Подвести ребят к самостоятельному формулированию темы и определению целей урока
- Ребята! Мы сегодня продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как с их помощью образуются новые слова с новым значением, Это обогащает наш язык. Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложные задачи.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово
переписчик. (На доске перепис…ик). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов)
- Какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? (Произношение не соответствует написанию)

- Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Так какова наша тема и цель урока?

Предлагают варианты ответов

- Произношение не соответствует написанию.

- Ребята формулируют тему и цель урока

Регулятивные: формирование действий целеполагания;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели.

Последовательность изучения

Познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;


- Откройте тетради, запишите число, тему урока “Буквы ч и щ в суффиксах имён существительных -чик (-щик)

- Ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик -слова. Я буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске:

1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике (разведчик);

2. Солдат, обслуживающий пулемёт (пулемётчик);

3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смазчик);

4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник (перебежчик);

5. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь печатное издание (подписчик);

6. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь (приёмщик);

7. Человек, работающий посменно с другим

(сменщик).

- Что общего в этих словах?

- Посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ? Есть ли закономерность в написании?

Записи в тетради


Один ученик у доски записывает слова

разведчик

пулемётчик

смазчик

перебежчик

подписчик

приёмщик

сменщик

Эти слова за счёт своих суффиксов обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий


Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности.

Введение в тему урока, Постановка учебной задачи.

Учить обучающихся правильно писать буквы «ч» и «щ» в суффиксах имён существительных –чик, -щик

- Ещё раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах имён существительных –чик, -щик пишется буква ч, а когда – щ?

- Давайте проверим, правильно ли вы ответили (Открывается таблица)



ч

щ

После букв д-т, з-с, ж: объездчик

В остальных случаях: барабанщик

Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных





Делаем вывод: в суффиксах имён существительных –чик, -щик после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

- А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик? Почему?


Заслушиваются варианты ответов

после букв: д, т, з, с, ж пишется –чик-, в остальных случаях - -щик-.

Ответы ребят с опорой на изученную орфограмму

Первичное закрепление изученного

Научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик.

- Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого прочтём материал учебника на с.251 и выполним у доски упр.706 (зад.1,2)


Организует коллективную проверку упражнения, побуждая ребят к аргументированному высказыванию своего мнения.

У доски работают 2 ученика и выполняют задания 1.2 упр.706.




Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Дальнейшее закрепление

Обратить внимание учащихся ещё на одну функцию суффикса -чик- уменьшительное значение;

Закрепить изученную орфограмму путём групповой работы.

Даны пары слов.

- Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных?


(Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик-грузчик, магазинчик-лётчик, стульчик-объездчик, карманчик-подписчик).

- Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет ещё одно значение: уменьшительное


Значение лица

Уменьшительное значение

грузчик

фонтанчик


Выборочный диктант и самостоятельная работа в группах с последующей проверкой

-щик: сборщик, шарманщик, сварщик

-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

1 группа

Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…

2 группа

Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…


Работают в группах: по очереди вписывают суффиксы, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски, производят взаимопроверку, рефлексию.




Здоровьесберегающие технологии

Физкультминутка (действия показывает подготовленный ученик)

Творческая работа на закрепление

Закрепить изученную орфограмму путём создания собственного текста, обогатить словарный запас учащихся


Творческая работа:

Ребята, а сейчас представьте, что вы журналисты и должны написать статью о людях, которые принимают участие в создании новых зданий. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут?

( на экран выводятся слова – подсказки)

Учитель обеспечивает мотивацию ребят к творческой деятельности и положительную реакцию детей на творчество одноклассников


Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя следующие слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и объясняют правописание суффиксов.

Ребята зачитывают свои тексты - миниатюры.

Контрольный срез

Проверить степень овладения навыком применения способа действия для правильного написания суффиксов

Распределительный диктант: запись слов в 2 колонки в зависимости от суффикса (сборщик, шарманщик, сварщик, заказчик, советчик, попутчик, носильщик, переводчик, угольщик, компьютерщик, газетчик, барабанщик, рассказчик, оценщик).

Учащиеся распределяют слова по колонкам, потом проводят взаимопроверку в парах, наконец вслух 1 ученик зачитывает свой вариант, класс проверяет и комментирует.


Рефлексия, подведение итогов урока

Подвести итоги урока, соотнести поставленные цели с достигнутым результатом, зафиксировать в сознании детей новые знания.


- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Выберите любое начало фразы и продолжите её (рефлексия)

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

Я смог…

Ответы ребят

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, понимать личную ответственность за результаты деятельности.


Самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение и учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.


Домашнее задание

Выполнить упр.707. Учить параграф 89

Запись задания в дневники