Файл: Практическая работа к разделу 2 Страна патриотизм Кочеткова Л. В. Внеурочное мероприятие на тему Символы России и малой родины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 баллов - разработанный региональный компонент выполнен на должном дидактическом и методическом уровне

Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм»

Кочеткова Л.В.

Внеурочное мероприятие на тему: «Символы России и малой родины»

Цель проведения: создание условий формирования ценностных ориентиров обучающихся

Задачи:

  • Расширить и закрепить знания обучающихся об истории формирования российской символики, а также символики малой родины;

  • Способствовать формированию уважительного отношения к общегосударственной символике и символике Воронежской области, города Борисоглебск;

  • Способствовать осознанию обучающимися такого понятия как защита чести страны, и личного достоинства;

  • Продолжить формирование умений и навыков работы в команде, принимать решения, отстаивать своё мнение.

Оборудование: карточки, раздаточный материал.


Ход занятия:

«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы

переменить Отечество или иметь другую историю,

кроме истории наших предков».

А.С. Пушкин.

Учитель: Здравствуйте, участники интеллектуальной игры «Символы России и малой родины».

Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о нашей родине - России, о государственных символах.

Обратимся к словарю. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

Учитель: Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)

Учитель: А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (родина)

Вновь обратимся к Большому толковому словарю

РОДИНА, -ы; ж. 1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. Наша р. Россия. Р. Пушкина, Толстого. Любовь к родине. Защита родины. Измена родине. Тоска по родине. Жить вдали от родины. Трудиться на благо родины. Вернуться на родину. / О месте, где человек родился, где живут его родные и близкие. Малая р. Поехать к себе на родину в Красноярский край. 
2. Место происхождения кого-, чего-л., возникновения чего-л. Индия - родина шахмат. СССР - родина космонавтики.

Вот как писал о родине в годы Великой Отечественной войны поэт Константин Симонов.

Выразительно читает заранее подготовленный обучающийся.

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

1941 г.

Учитель: Внимание! Государственные флаги Российской Федерации и Воронежской области внести!

2 ученика вносят знамёна под гимн Российской Федерации

Учитель: Сегодня мы с вами поучаствуем в игре в форме интеллектуальной эстафеты «Государственная символика России и Воронежской области». В игре принимают участие команды. Представление команд. Команда «Россияне», капитан … и команда «Патриоты» капитан… Игра будет проходить в несколько этапов, и чтобы вам узнать эти этапы необходимо разгадать филворд.

Учитель: Выдаёт задание. Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к нашему государству. Слова в филворде могут изгибаться под прямым углом, по вертикали и горизонтали, но не пересекаться. Раздаётся задание.


О

Н

Г

И

М

Н

П

Б

К

С

Т

У

Ц

Ш

Р

О

Ф

Л

И

Т

И

Я

Е

Р

Г

А

Г

Е

Д

И

З

И

Б

Р

Е

Н

Р

О

С

С

В

О

Р

Т

Я

И

С

О

Е

Н

О

К

Н

С

Б

Г

Ж

М

К

Б

Е

К

Е

Л



Найдите в филворде следующие понятия: флаг, герб, гимн, президент, конституция, Россия, Борисоглебск, Воронеж.

Учитель: Вы отгадали все этапы нашей интеллектуальной эстафеты, перед вами маршрутный лист с этапами игры.

Маршрутный лист:

1. Станция «Герб»

2. Станция «Флаг»

3. Станция «Гимн»

4. Станция «Конституция»

5. Станция «Президент»

Учитель: И первая станция нашей игры - станция «ГЕРБ»

1. В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся иллюстрации гербов различных держав, вы должны выбрать только те, которые относятся к нашему государству.

Учитель: Что такое герб?

Официальный символ Российской Федерации, эмблема государства.

Учитель: Когда появляется постоянный герб?

Постоянный герб появляется в Великом княжестве Московском лишь во второй половине XV века. До этого периода на великокняжеских печатях, как правило, изображались святые покровители Великого князя, а иногда и сам правивший Великий князь. Начиная с правления Дмитрия Донского утверждается традиция изображать Великого князя на монетах и печатях  в образе всадника, поражающего врагов. К середине XV в. изображение вооруженного всадника, поражающего дракона, который ассоциировался у современников с Ордой, утверждается как символ Москвы и Московского великого княжества. И все же появление в России постоянного официального герба связано с браком Великого московского князя Ивана Васильевича III с греческой принцессой Софьей Палеолог, заключенного в 1478 г. Этот брак подчеркивал преемственность  Московского государства по отношению к павшей в 1453 г. Византийской империи. И должен был подвести идеологическую базу под притязания Москвы на роль центра православного мира в великой державы. Одним из способов демонстрации такой преемственности стало утверждение в роли официального государственного герба Московского великого княжества  римско-византийского двуглавого орла, который впервые появляется на великокняжеской печати в 1497 г.  Орел был символом Римской республики, а затем и римской империи. После разделения империи на западную и восточную, орел становится двуглавым: две головы, одна из которых смотрела на Запад, а другая на Восток символизировали два центра власти: Рим и Константинополь, объединенные единым телом, подчеркивавшим официальное единство империи. С этого времени двуглавый орел становится главным имперским символом, который заимствовали большинство европейских империй. Утверждение этого символа в качестве официального российского герба должно было подчеркнуть высокий международный статус Московского государства, его право на почетное место в ряду великих христианских держав.


Учитель: Когда был принят Государственный герб Российской Федерации или России?

5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации". Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Учитель: дайте описание герба Российской Федерации.

Государственный герб российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединённой лентой. В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.


Учитель: как можно истолковать изображение трёх корон на гербе России?

(Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная)

Что изображено на груди орла? (Святой Георгий Победоносец)

Какому поэту принадлежат эти строки:

Таков обычай был старинный, чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный оскалом всех своих зубов.

Где львов от века не бывало. С гербов свирепо смотрят львы

Или орлы, которым мало одной орлиной головы! (С.Я Маршак)

Учитель: когда был принят герб Рязанской области?

Правильный ответ: Герб Рязанской области был принят в 1997 году.

Учитель: как выглядит герб Рязанской области?




Правильный ответ: Герб Рязанской области: в золотом поле князь в зеленой, украшенной золотом и опушенной черным собольим мехом шапке и в зеленом одеянии, с накинутою на плечах червленой епанчей и в червленых сапогах, держит в правой руке серебряный меч, в левой - черные, украшенные золотом ножны; кафтан и епанча имеют черную соболью опушку и золотые застежки. Щитодержатели - выходящие из-за щита серебряные, с золотыми гривами, черными копытами и червлеными языками кони на золотом подножии в виде склоненных золотых хлебных колосьев. Щит окружен червленой, имеющей тонкие - обычную и внутреннюю - золотые каймы орденской лентой, а также покрыт червленой, подбитой горностаем мантией, с золотой бахромой, шнурами и кистями.

Учитель: как выглядит герб Сасово?



Правильный ответ:

Геральдическое описание:

В рассеченном серебряном и зеленом щите справа - лазоревая (синяя, голубая) волнистая перевязь, слева - две серебряных левых узких перевязи; в сердце щита - золотая, положенная в пояс связка каната; в червленой (красной) главе - башенная о трех зубцах корона, мурованная серебром и обремененная на обруче тремя золотыми безантами (монетами). В золотой вольной части со скругленным углом - старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение («городок») с червленым самоцветным камнем.

Учитель: сейчас мы переходим ко второй станции - станция «ФЛАГ»

В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся иллюстрации флагов различных держав, вы должны выбрать только те, которые относятся к нашему государству.