Файл: Практическая работа к теме 6 Человек созидание Тема занятия М. В. Ломоносов Класс 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.6 «Человек: созидание»
Тема занятия: __М. В. Ломоносов
Класс: ____3______________________________
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности общественного согласия
_М. В. Ломоносов, учёный, детство в труде, учёба, мозаика. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опорный конспект разговора о ценности созидательного труда человека на благо своей страны.
Сегодня у нас необычное занятие.
Оно посвящено замечательному человеку, ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич.
- Кто уже слышал это имя и фамилию? Нет? Не беда.
Историческая справка: (готовят ребята 4 класса).
1 ученик. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в д. Денисовка (по другим сведениям – Мишанинской) Архангельской губернии, вблизи г.Холмогоры, который до возвышения Архангельска был географическим и экономическим центром Поморья. Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого, успешно занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Детство Михаила Ломоносова прошло в труде, не только нелегком, но часто и опасном. Вместе с отцом Михайло совершал плавания по Белому морю; приходилось бывать на Соловецких и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего ученого, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе. Ломоносов жадно познавал труды и красоты бытия.
(Показ на фотографии дом, в котором жил Ломоносов).
2 ученик. Михайло Ломоносов рано научился грамоте, сохранилось придание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: “Не мне отрока, а отроку меня учить подобает”. Все свободные часы Ломоносов проводил за чтением, любил беседовать со стариками.
В 1725 году в руки пытливого подростка попали две книги – “Грамматика” (Смотрицкого) и “Арихметика” (Магницкого).
(фотография книг)
“То были врата учености моей” - сказал о них Ломоносов.
Василий Дорофеевич сперва поощрял “книжное прилежание” сына, радовалась и маменька. Однако после её смерти, Василий Дорофеевич снова женился, и мачехе не нравилось, что
пасынок отнимает время от работы, “всячески старалась произвести гнев в отце моем, представлял, что я всегда сижу по-пустому за книгами”, - с горечью вспоминал Ломоносов.
3 ученик. В декабре 1730 года, морозной ночью, отважный юноша покинул отчий дом. (фотография). В столицу двигался рыбный обоз, и Михайла пристроился к нему, чтобы добраться до Славяно-греко-латинской академии, где, как он знал, “учености заморской преизбыточно”.
“Великовозрастному” ученику пришлось начинать с нуля, где учились ребята 8-10 лет.
Ломоносов терпеливо сносил насмешки, и “Несказанную” бедность своего бытия.
Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл 3 класса.
В свободное от занятий время, посещал библиотеку, чтением расширял свои познания.
Преподаватели не могли не обратить внимание на способного ученика. В это время из Сената пришло распоряжение направить “в науках достойных учеников” в Петербург, в гимназию при Академии наук. Ломоносов оказался в их числе.
В январе 1736 года вместе с 11 воспитанниками академии Ломоносов прибыл в Петербург.
Не прошло и года, как “студиозус” оказался в Европе, где “новые науки давно пришли в явленье”. Стране нужны были горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправились в Германию для обучения химии и горному делу.
Закончив курс наук в Марбурге, в июле 1739 года будущий ученый изучает горное дело, посещает рудники и шахты.
В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской академии наук, где и служил до конца своей жизни.
(Мозаика)
4 ученик. Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносову удалось создать рецепт для производства смальт и наладить их изготовление. У него получилось “превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд, красивое берилловое, бледно- пурпурное” и другие стекла. Ученый разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал рецепты мастики с помощью которой стекло можно было крепить на медной основе. Открытие Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности.
(Фотографии, открытки, мозаика).
Вы прослушали историческую справку о жизни М.В. Ломоносова.
До наших дней научные открытия Ломоносова имеют большое значение. А с чего всё начиналось? С самообразования.
А сейчас мы с вами проверим свои научные и ученические способности.
Математика.
Магия чисел.
Число 9 раньше на Руси считали
2. Прочитай пословицу.
Русский язык.
На заумную затею
Приглашаю грамотеев.
Ну-ка, милый грамотей,
Посиди и попотей.
- Перед вами песочные часы. Попробуйте пересыпать песочек с буквами так, чтобы у вас сложились слова.
Кто сколько слов пересыплет за минуту.
(ар, рак, арка, барак, батрак, карта и т.д.)
Чтение.
Конкурс стихов (Чья команда расскажет больше стихов).
Технология.
Расставьте все по порядку. (Соедини стрелкой).
Игрушки из картона вырежу | иголкой |
Пуговицу пришью | молотком |
Гвоздь забью | клеем |
Бревно распилю | ножницами |
Солнышко приклею | пилой |
Разминка для всех.
Отвечаем дружно хором.
Трактор водит …… | (тракторист) |
Электричку ….. | (машинист) |
Стены выкрасил …. | (маляр) |
Доску выстрогал …. | (столяр) |
В доме свет провел … | (монтер) |
В шахте трудится … | (шахтер) |
В жаркой кузнице … | (кузнец) |
Кто все знает Молодец!
Физкультура.
Игра “Запретное движение”.
Договариваемся какое движение будет запретным. Делаем спортивные движения все, кроме того, которые договорились не делать.
Рисование + технология.
МОЗАИКА
М.В. Ломоносов возродил на Руси искусство мозаики.
У вас сегодня есть возможность попробовать на сколько это кропотливый труд мозаика. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы
Подведение итогов.
Ну вот, дорогие мои ломоносовцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями. Показали свое мастерство во всех науках.
Желаю вам новых открытий на уроках.
Литература:
-
В.В. Волина “Праздник числа”, Москва, 1996 г. -
А.И. Осипова “Примеры словных дел” -
В.В. Волина “Учимся играя”, Москва, 1994 г.
Опорный конспект разговора
Критерии оценивания опорного конспекта
Опорный конспект основан на ключевых словах (тезисах), заявленных разработчиками материалов к заданию | 1/ |
В опорном конспекте учтены возрастные особенности обучающихся | 1/ |
В опорном конспекте представлена воспитательная ситуация, побуждающая обучающихся к формированию ценностной позиции в отношении созидательного труда человека на благо своей страны | 1/ |
Опорный конспект ресурсно обеспечен (использованы все возможные форматы организации деятельности обучающихся) | 1/ |
Опорный конспект может быть использован в практической деятельности другими педагогами | 1/ |
Интерпретация результатов:
1 балл | Опорный конспект не разработан. Либо разработанный материал не является опорным конспектом. |
2 балла | Опорный конспект нуждается в доработке, не может обеспечить ожидаемый результат при использовании на занятии |
5 баллов | Опорный конспект может быть предложен коллегам в качестве дополнительных материалов |