Файл: Практическая работа к теме 6 Человек созидание Тема занятия М. В. Ломоносов Класс 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 2.6 «Человек: созидание»
Тема занятия: __М. В. Ломоносов

Класс: ____3______________________________

Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности общественного согласия

_М. В. Ломоносов, учёный, детство в труде, учёба, мозаика. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опорный конспект разговора о ценности созидательного труда человека на благо своей страны.

Сегодня у нас необычное занятие.

Оно посвящено замечательному человеку, ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич.

- Кто уже слышал это имя и фамилию? Нет? Не беда.

Историческая справка: (готовят ребята 4 класса).

1 ученик. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в д. Денисовка (по другим сведениям – Мишанинской) Архангельской губернии, вблизи г.Холмогоры, который до возвышения Архангельска был географическим и экономическим центром Поморья. Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого, успешно занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Детство Михаила Ломоносова прошло в труде, не только нелегком, но часто и опасном. Вместе с отцом Михайло совершал плавания по Белому морю; приходилось бывать на Соловецких и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего ученого, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе. Ломоносов жадно познавал труды и красоты бытия.

(Показ на фотографии дом, в котором жил Ломоносов).

2 ученик. Михайло Ломоносов рано научился грамоте, сохранилось придание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: “Не мне отрока, а отроку меня учить подобает”. Все свободные часы Ломоносов проводил за чтением, любил беседовать со стариками.

В 1725 году в руки пытливого подростка попали две книги – “Грамматика” (Смотрицкого) и “Арихметика” (Магницкого).

(фотография книг)

“То были врата учености моей” - сказал о них Ломоносов.

Василий Дорофеевич сперва поощрял “книжное прилежание” сына, радовалась и маменька. Однако после её смерти, Василий Дорофеевич снова женился, и мачехе не нравилось, что
пасынок отнимает время от работы, “всячески старалась произвести гнев в отце моем, представлял, что я всегда сижу по-пустому за книгами”, - с горечью вспоминал Ломоносов.

3 ученик. В декабре 1730 года, морозной ночью, отважный юноша покинул отчий дом. (фотография). В столицу двигался рыбный обоз, и Михайла пристроился к нему, чтобы добраться до Славяно-греко-латинской академии, где, как он знал, “учености заморской преизбыточно”.

“Великовозрастному” ученику пришлось начинать с нуля, где учились ребята 8-10 лет.

Ломоносов терпеливо сносил насмешки, и “Несказанную” бедность своего бытия.

Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл 3 класса.

В свободное от занятий время, посещал библиотеку, чтением расширял свои познания.

Преподаватели не могли не обратить внимание на способного ученика. В это время из Сената пришло распоряжение направить “в науках достойных учеников” в Петербург, в гимназию при Академии наук. Ломоносов оказался в их числе.

В январе 1736 года вместе с 11 воспитанниками академии Ломоносов прибыл в Петербург.

Не прошло и года, как “студиозус” оказался в Европе, где “новые науки давно пришли в явленье”. Стране нужны были горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправились в Германию для обучения химии и горному делу.

Закончив курс наук в Марбурге, в июле 1739 года будущий ученый изучает горное дело, посещает рудники и шахты.

В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской академии наук, где и служил до конца своей жизни.

(Мозаика)

4 ученик. Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносову удалось создать рецепт для производства смальт и наладить их изготовление. У него получилось “превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд, красивое берилловое, бледно- пурпурное” и другие стекла. Ученый разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал рецепты мастики с помощью которой стекло можно было крепить на медной основе. Открытие Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности.

 (Фотографии, открытки, мозаика).

Вы прослушали историческую справку о жизни М.В. Ломоносова.

До наших дней научные открытия Ломоносова имеют большое значение. А с чего всё начиналось? С самообразования.

А сейчас мы с вами проверим свои научные и ученические способности.

Математика.

Магия чисел.

Число 9 раньше на Руси считали

2. Прочитай пословицу.



Русский язык.

На заумную затею
Приглашаю грамотеев.
Ну-ка, милый грамотей,
Посиди и попотей.

- Перед вами песочные часы. Попробуйте пересыпать песочек с буквами так, чтобы у вас сложились слова.

Кто сколько слов пересыплет за минуту.

(ар, рак, арка, барак, батрак, карта и т.д.)



Чтение.

Конкурс стихов (Чья команда расскажет больше стихов).

Технология.

Расставьте все по порядку. (Соедини стрелкой).

Игрушки из картона вырежу

иголкой

Пуговицу пришью

молотком

Гвоздь забью

клеем

Бревно распилю

ножницами

Солнышко приклею

пилой

Разминка для всех.

Отвечаем дружно хором.

Трактор водит ……

(тракторист)

Электричку …..

(машинист)

Стены выкрасил ….

(маляр)

Доску выстрогал ….

(столяр)

В доме свет провел …

(монтер)

В шахте трудится …

(шахтер)

В жаркой кузнице …

(кузнец)


Кто все знает Молодец!

Физкультура.

Игра “Запретное движение”.

Договариваемся какое движение будет запретным. Делаем спортивные движения все, кроме того, которые договорились не делать.

Рисование + технология.

МОЗАИКА

М.В. Ломоносов возродил на Руси искусство мозаики.

У вас сегодня есть возможность попробовать на сколько это кропотливый труд мозаика. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы

Подведение итогов.

Ну вот, дорогие мои ломоносовцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями. Показали свое мастерство во всех науках.

Желаю вам новых открытий на уроках.

Литература:

  1. В.В. Волина “Праздник числа”, Москва, 1996 г.

  2. А.И. Осипова “Примеры словных дел”

  3. В.В. Волина “Учимся играя”, Москва, 1994 г.

Опорный конспект разговора

Критерии оценивания опорного конспекта


Опорный конспект основан на ключевых словах (тезисах), заявленных разработчиками материалов к заданию

1/

В опорном конспекте учтены возрастные особенности обучающихся

1/

В опорном конспекте представлена воспитательная ситуация, побуждающая обучающихся к формированию ценностной позиции в отношении созидательного труда человека на благо своей страны

1/

Опорный конспект ресурсно обеспечен (использованы все возможные форматы организации деятельности обучающихся)

1/

Опорный конспект может быть использован в практической деятельности другими педагогами

1/


Интерпретация результатов:

1 балл

Опорный конспект не разработан. Либо разработанный материал не является опорным конспектом.

2 балла

Опорный конспект нуждается в доработке, не может обеспечить ожидаемый результат при использовании на занятии

5 баллов

Опорный конспект может быть предложен коллегам в качестве дополнительных материалов