Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение....................................................................................................................с.2
-
Обоснование актуальности выбранной темы -
Проблема. -
Цель исследования -
Задачи исследования -
Определение объекта и предмета исследования -
Гипотеза. -
Основные результаты и методы исследования.
1. Теоретическая часть.............................................................................................с.4
1.1. Моя первая учительница и ее педагогические качества.
1.2. Учителя основной школы и их педагогические качества.
2. Практическая часть..............................................................................................с.6
2.1. Анкетирование учеников 2-4 классов и анализ данных.
2.2. Анкетирование учеников 5,7 классов и анализ данных.
2.3. Анкетирование родителей и анализ данных.
Заключение..............................................................................................................с.11
Введение
Г. Кант выделил периоды жизни человека: период младенчества от 0 до 2 лет; раннее детство от 2 до 6 лет; среднее детство от 6 до 12 лет подростковый, юношеский от 12-18 лет; ранняя взрослость 18-40; средняя взрослость от 40 до 60; поздняя взрослость — после 60 лет.
Каждый период жизни – это определенный интересный этап, который вносит свои коррективы в судьбу человека.
Я же, в меру своего возраста, прожил пока только три полных периода, выделенных Кантом. У меня самый сложный и интересный период— подростковый.
Но даже сейчас я могу твердо сказать, что основу моей жизненной позиции и жизненного пути определили пройденные и текущий периоды, в которых огромную роль сыграла моя семья и первая учительница — Дзюбенко Галина Гумеровна.
Может, кто- то заинтересуется и задаст вопрос, почему же семья и первая учительница? Я отвечу, что их связывает одна профессия — учитель.
Проблема: Правда ли то, что школьный период и непосредственно учитель, влияет на формирование внутреннего мира ребёнка?
Актуальность моей работы заключается в том, что выбранная мною тема являлась и будет являться важных для родителей и учеников.
Цель исследования: выяснить, каким должен быть учитель в глазах учащихся начальной и основной школы, сопоставить данные критерии с критериями, которые представили родители, участвовавшие в опросе по данной работе.
Задачи исследования:
-
Дать характеристику учителю начальной школы глазами его учеников. -
Дать характеристику учителю основной школы глазами его учеников. -
Провести опрос на основе анкетных вопросов среди учеников начальной и основной школы. -
Сравнить ответы учеников начальной и основной школы. -
Провести опрос среди родителей, опрашиваемых по данному вопросу, проанализировать. -
Сделать вывод по работе.
Объект исследования: учителя начальной и основной школы.
Предмет исследования: личные и профессиональные качества учителя.
При исследовании исходил из следующей гипотезы:
Предположим: учитель начальной школы не заинтересует ученика в ходе учебного процесса.
Возможно: ученик начальных классов, придя в основную школу, просто не сможет проявить себя в образовательном процессе.
В своей работе я использовал следующие методы:
-
Теоретический метод: поисковый и сбор информации, систематизация, сравнительный анализ. -
Практический метод: анкетирование, оформление электронной презентации.
На основе результатов моего исследования учащиеся и родители смогут:
понять, какими качествами должен обладать учитель начальной и основной школы, какую роль играет семья и учитель в жизни ребенка.
1. Теоретическая часть
1.1.Моя первая учительница.
На основе своих воспоминаний о первой учительнице, я хочу сделать вывод о том, какими качествами должен обладать учитель начальной школы.
Сколько бы ни прошло времени, но каждый из людей помнит и вспоминает годы школьной жизни, кто-то негативно, кто-то с нежностью, тревогой и сожалением, так как это не повторится никогда. И каждый с особым трепетом вспоминает своего первого учителя.
Я тоже не исключение, хотя учусь только в 7 классе.
Когда я пришел в певый класс, меня встретила моя первая учительница Дзюбенко Галина Гумеровна. И о ней я вспоминаю, буквально каждый день, хотя и встречаюсь с ней в школе.
Верно говорят, что первая учительница – это тот самый человек, который необходим каждому. Она создает тот фундамент, на котором в дальнейшем строится жизнь ученика. Она знакомит с новой для нас школьной жизнью, требованиями, правами и обязанностями, помогает принять школу, как второй дом.
Я считаю, что первая учительница должна приложить очень много сил, чтобы расположить к себе каждого ученика. Воспитать в детях уважение и ответственность к учебе, к школе, помочь идти по дороге школьной жизни смело и уверенно. Но бывает и так, что всё происходит наоборот и, в ожидании хорошего учителя, на твоём школьном пути встречается не очень добросовестный педагог. Что же ожидает ученика тогда? Скорее всего, у ребенка пропадет желание и стремление к учебе, возможно, и навсегда.
Мне же повезло с моей первой учительницей, она оказалась очень хорошим, внимательным и отзывчивым человеком и замечательным педагогом.
Галина Гумеровна встретила нас в школе и проводила в первый наш класс. С первых же минут, мы почувствовали тепло, исходящее от нее, и его она нам отдавала на протяжении четырёх лет учебы. Она терпеливо объясняла нам предметы, доносила нужные для нас знания. Если у кого-то возникали трудности, то она с удовольствием старалась помочь, несмотря на очень сильную загруженность. Но это всё качества доброго и отзывчивого человека.
А я бы хотел особо подчернуть качества учителя.
Галина Гумеровна - очень строгая и требовательная учительница. Она тщательно следила за выполнением заданий. Особое внимание на уроках уделяла таблице сложения и умножения, на развитие речи. Но я никогда ее не боялся, а просто очень уважал. В ней, на мой взгляд, сочетался и сочетается идеальный образ учителя начальной школы, как во внутреннем ее мире, так и во внешних данных.
Галина Гумеровна стала для меня настоящим товарищем, наставником. Когда пришло время расставаться, я очень переживал, а мама мне говорила, чтобы я не расстраивался, так как я остаюсь в этой школе, только она не будет меня учить. А мне хотелось остановить время, повернуть его вспять и оказаться снова в первом классе, и со мной рядом она, Галина Гумеровна…
Моя учительница смогла привить у меня любовь к учебе, буквально по всем предметам. Я особо любил математику, окружающий мир. Именно с ней впервые мы вышли на муниципальный уровень научно-практической конференции и заняли заветное первое место. И до настоящего времени я не сдаю позиции в учебе и продолжаю активно принимать участие в различных школьных, районных, областных, международных конкурсах. Но при этом часто тянет меня в тот самый класс, где Галина Гумеровна учит вновь пришедших учеников.
Качества, которыми, на мой взгляд, должен обладать учитель начальной школы: доброта, отзывчивость, внимательность, требовательность, должен быть понятным для учеников, чтобы мог донести нужную информацию простым для детей языком, любящий свою работу, а значит, и детей.
На данном этапе работы я сделал вывод для самого себя и определил те важные качества, которые необходимы учителю начальной школы. Далее в работе я проведу опрос среди учеников, которые сейчас учатся у Галины Гумеровны, и их родителей, сделаю общий вывод на основе их ответов.
1.2. Учителя основной школы и их качества.
В начале своей работы я написал, что основу моей жизненной позиции и жизненного пути определили пройденные и текущий периоды, в которых огромную роль сыграла моя семья и первая учительница. После того, как я перешел в 5 класс, у меня начался новый этап в школьной жизни и адаптация к новому уровню и новым требованиям. Всё стало совсем иначе. Не было единого класса, родного, уютного, а на смены ему пришла новая классная система и много новых учителей. У каждого из них свои требования, подходы, методики преподавания, к которым мне пришлось привыкать. Не скрою, было очень тяжело, но мне помогали учителя, среди которых была моя бабушка, Коннова Татьяна Владимировна, учитель математики и физики, и моя мама, Кузнецова Инна Владимировна, учитель истории и обществознания. Мама все годы моей учебной жизни в начальной школе шла в ногу со мной и Галиной Гумеровной. Поддерживала меня во всех моих начинаниях и всячески старалась помочь. И сейчас её помощь очень ценная для меня.
Учась, я присматривался к каждому из учителей, старался понять и воспринять их требования и, конечно же, их выполнять. Но это было сложно, так как они все разные и в тоже время есть в них то, что их объединяет — любовь к своей работе и к нам, ученикам.
Сейчас я могу выделить те качества, которые я увидел в учителях основного звена и которые, на мой взгляд, кажутся главными и неотъемлемыми:
- учитель должен быть примером, на который хотелось бы равняться;
-
учитель должен быть адаптирован к любой неожиданной ситуации на уроке; -
учитель должен быть внимательным и заботливым; -
учитель должен должен уметь сострадать и сопереживать; -
учитель должен быть готов сотрудничать; -
учитель должен уметь увлечь своим предметом, чтобы ученик желал его изучать глубже, чем обозначено в рамках учебной программы; -
учитель должен быть пунктуальным, аккуратным; -
учитель должен быть терпеливым; -
и, конечно же, внешний вид учителя должен соответствовать его статусу.
На данном этапе работы я сделал вывод для самого себя и определил те важные качества, которые необходимы учителю основной школы. Далее в работе я проведу опрос среди учеников, которые сейчас учатся в 5-7 классах и их родителей, сделаю общий вывод на основе их ответов.
Практическая часть.
Как мы видим из теоретической части, моё мнение о приоритетных качествах педагога значительно изменились за период моего обучения. В основной школе они стали более расширены и требовательнее. Я думаю, что к окончанию школы данный список еще пополнится некоторыми качествами.
До данного этапа работы, я представлял лишь свою точку зрения. Во второй части своей работы я проведу анкетный опрос и в результате сделаю вывод.
2.1. Анкетирование учеников 2-4 классов и анализ данных.
В анкетировании приняли участие 7 учащихся. Я им предложил дать ответы на 8 вопросов. Результаты я представил в процентном соотношении.
1. Что для вас является наиболее важным качеством, которое должно быть у учителя?
-
доброта- 100% -
требовательность-29 % -
умение донести информацию на понятном языке- 50%
2. Играет ли роль внешний вид учителя?
Ответ «да» дали-100%
«Нет» ответили-14 %
3. Каким должен быть возраст учителя?
от 19 до 25-100%
от 26 до 40-50%
от 41 до 60- 0%
«мне не важен возраст, главное»- 0 %
4. Обязан ли учитель уметь найти подход к каждому ученику?
Да- 29 %
Нет-50%
5. У вас меняется отношение к учителю по мере взросления?
- да, изменилось в лучшую сторону- 57 %
- да, изменилось в худшую сторону- 43 %
- не изменилось- 100%
6. Когда учитель входит в класс вы в первую очередь обращаете внимание на:
- на его настроение-100%
- какая на нем сегодня одежда-100%
- вообще не на что не обращаю внимание-0%
7. Были ли у вас случаи, когда вам не хотелось идти в школу из-за учителя?
- да, было такое -29%
- нет, никогда не было-71%
- происходит и довольно часто –14%