Файл: Роль сми в современном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ОРЕНБУРГСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

(ОТЖТ – структурное подразделение ОрИПС – филиала СамГУПС)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине: обществознание

на тему: «Роль СМИ в современном обществе»

Руководитель

Васенко Ю.А.

«____» __________2021 г.

Исполнитель

студент

Асеева Карина

группа ПХ-1-117

«____» __________2022 г.

Оренбург 2021 – 2022 г.
Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретическая часть

1.1. Возникновение СМИ……………………………………………………….5

1.2. Функции и виды СМИ………………………………………………….…..6

1.3. Политика СМИ……………………………………………………...………8

1.4. Требования к СМИ……………………………………………………....…10

2. Практическая часть

2.1. Социологический опрос выявление влияния СМИ на общество………..12

2.2. Рекомендации как распознать недостоверную информацию в Интернете……………………………………………………………………....13

Заключение……………………………………………………………………… 17

Список литературы…………………………………………………………..…..19

Введение

СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. СМИ предназначены не для одного человека, а для всего общества. С помощью СМИ мы узнаем новости со всего мира, можем узнать все, что нужно, они показывают нам, что происходит в мире.

В настоящее время, многие смотря по телевизору, читая газету или просматривая в интернете, сталкиваются с «громкими» и «говорящими» названиями в статьях. Но не все задумываются о достоверности этих статей. Зачастую они оказываются ложными. На основе этих предположений я решила провести свою исследовательскую работу, и проверить, как и с какой целью СМИ манипулирует людьми?

Цель работы: Изучение влияния СМИ на общество и разработка рекомендаций позволяющих распознать недостоверную информацию в интернете.
Задачи:
1. Изучить историю появления СМИ;

2. Изучить функции и виды СМИ;

3. Проанализировать политику и работу СМИ;

4. Охарактеризовать требования к СМИ;

5. Обратиться к историческим источникам и специальной литературе;
6. Провести социологический опрос для выявления влияния СМИ на общество.


7. Предложить рекомендации как распознать недостоверную информацию в интернете.

Предмет исследования: Влияние СМИ на общество.

Объект исследования: СМИ.

Методы исследования:

Теоретический метод: изучение и анализ специальной литературы, обобщение по результатам социологического опроса.

Эмпирические методы:   наблюдение, анкетирование, анализ статистических данных полученных в результате социологического опроса.

Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью осмысления деятельности средств массовой информации (СМИ) как одного из наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на культуру.

В настоящее время почти каждый человек смотрит новости, но не все задумываются об их достоверности. Необходимо внимательно относиться к полученной информации, критически анализируя её, помня, что СМИ может использовать новости как средство формирования общественного сознания и мнения. Особенно это актуально для подростков, у которых в силу возрастных и психологических особенностей не до конца сформировано критическое мышление.

Значительное влияние СМИ на общество было отмечено в разные исторические периоды, доказательством этому служит появление выражения «СМИ – четвертая власть». Термин впервые употребил Томас Карлейль. Иногда авторство приписывают Жан-Жаку Руссо.

Первой, второй и третьей властями являются, соответственно, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическими отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия.

Гипотеза: СМИ в новостях не рассказывают всей правды или доставляют информацию в искаженной форме.

Глава 1

1.1 Возникновение СМИ

Оказывается своими корнями журналистика уходит в античный мир, когда письменность только зарождалась, а знание алфавита было прерогативой исключительно вельмож и наиболее влиятельных государственных мужей. Именно тогда возникли первые специализированные службы, занимавшиеся сбором и профессиональным распространением всевозможных актуальных новостей. Изначально ведомости передавались устным путем через различных глашатаев и герольдов.



Однако желание обладать более достоверной информацией, не искаженной многочисленными пересказами и домыслами, стало катализатором для создания первых новостных рукописных вестников. Примечательно, что этот вектор развития масс-медиа был типичным вплоть до шестнадцатого века, а пресса была доступна лишь «сливкам общества». 

Первые газеты появились в Древнем Риме приблизительно в середине II века до нашей эры...

Первые римские газеты записывались на деревянных табличках, но свою основную функцию они выполняли исправно. Вначале новости, публикуемые в них, были неофициального характера, но после распоряжения Юлия Цезаря к новостным сводкам добавились отчеты о заседаниях сената, доклады полководцев и послания правителей соседних государств.

Таким образом, до изобретения газет в XVII веке существовали их подобия, но самым близким были циркуляры, называемые awiso.

Это были рукописные новостные бюллетени, освещавшие политические и экономические события по всей Европе. Они появились в Италии в XVI веке и наиболее популярны были в Риме и Венеции.

Таким образом, мы узнали, что ещё с древних времён функцией прессы являлось просвещение народа в политической, экономической и социальной сфере государства.

1.2 Функции и виды СМИ

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

  1. Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни. 

  2. Функция формирования общественного мнения к различным явлениям любой из сфер общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения).

  3. Образовательная функция – донесение знаний, расширение познавательных способностей 

  4. «Тиражирование» образцов поведения государственных органов, политиков, политических партий и других субъектов политической сферы.

  5. Управленческая функция – средство мобилизации масс для решения конкретных социальных, экономических, политических задач.

  6. Функция политического маркетинга - представляет из себя «продажу» политического товара .

К видам средств массовой информации относятся:

  • пресса (газеты, журналы);

  • книжные издательства;

  • агентства печати;

  • радиовещание;

  • телевидение;

  • кино-, видео-, звукозапись;

  • интернет.


С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

1.3. Политика СМИ

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий, когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

  1. Лень и не желание людей копаться в информации.

  2. Незнание того, что существуют альтернативные точки зрения.

  3. Некоторые люди осознанно идут на поводу рекламы или пропаганды.

  4. Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации. Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке.

1.4 Требования к СМИ

Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.


Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям:

1.массовость получателя;

2.периодичность – для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;

3. форма изложения материала – печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.

4.В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». Согласно данной статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации:

5. поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

6.учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

7.изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

2. Практическая часть.

2.1. Проведение социологического опроса выявление влияния СМИ на общество

В практической части исследовательской работы я провела социологический опрос, чтобы выявить, как много людей смотрят (читают)

новости, а главное, насколько доверяют им. В опросе участвовало 50 человек разных возрастных категорий. Респондентам были заданы два вопроса: Смотрите (читаете) ли вы новости? Верите ли вы тому, что там говорится?

Вопрос 1:

Смотрите (читаете) ли вы новости?


Вопрос 2:

Верите ли вы тому, что там говорится?



Подводя итог социологическому исследованию, можно сказать, что большинство опрошенных, регулярно смотрят новости, и доверяют информации, не подвергая ее критическому анализу.

2.2 Рекомендации как распознать недостоверную информацию в Интернете.

В век глобализации и информационных технологий все больше современные людей предпочитают узнавать новости из интернета. И я решила разобраться, как распознать недостоверную информацию в интернете.

Я изучила соответствующую литературу и выделила полезные рекомендации.