Файл: Русский язык 11 класс Зачёт 2 Зачёт 2 Простое осложнённое предложение Теория.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русский язык 11 класс
Зачёт № 2
Зачёт № 2
Простое осложнённое предложение
Теория
-
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения.
-
Обособленные члены предложения: определения, приложения, обстоятельства.
Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.
-
Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. -
Знаки препинания при обращениях. -
Слова-предложения и выделение междометий в речи. -
Порядок слов в предложении. -
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. -
Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Контрольная работа Пунктуация в простом осложнённом предложении.
Диктант с языковым анализом текста и
грамматическим заданием.
Контрольный тест Простое осложнённое предложение.
Проверочная работа Обособленные члены предложения.
Практикум Прямая речь. Цитирование.
Рекомендуемая литература
-
Бабайцева В.В. и др. Тренинг по пунктуации. – М.: Дрофа, 2004. -
Базжина Т.В. Русская пунктуация: Пособие-справочник. – М., 2000 -
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебн. для 10-11кл. общеобразоват. учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2006 -
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.: Просвещение, 2006. -
Пучкова Л.И. ЕГЭ 2009. Русский яз. Типовые тестов. задания. – М.: Экзамен, 2009 -
Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ 2008. Вступительные экзамены: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2008. – 528с.
• 1C: Репетитор-Он-Лайн. Русский язык. Тесты по пунктуации (htp://repetitor.1c.ru).
• 1C: Репетитор (htp://repetitor.1c.ru). Сайт отдела обучающих программ фирмы 1C.
• Грамотей – КЛУБ (htt://gramotey.ericos.ru).
Русский язык 11 класс
Зачёт № 2
Контрольная работа № 2
Пунктуация в простом осложнённом предложении
-
Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы. Определите стиль текста.
Олеся
Весна наступила в этом году ра(н,нн)яя дружная и - как всегда на Полесье – (н..)ожида(н,нн)ая… Воробьи стаями обсыпавш..е пр..дорожные ветлы кричали так громко и возбужде(н,нн)о что (н..)чего нельзя было ра(с,сс)лышать за их криком. Везде чу..ствовалась радос..ная тор..пливая тревога жизни…
В эти весе(н,нн)ие дни образ Олеси (н..)выходил из моей головы. Мне нравилось оставшись одному леч.. зажмурить глаза и беспреста(н,нн)о вызывать в своём во..бражении её то суровое то лукавое то сияющ..е нежной улыбкой лицо её молодое тело выр..сшее в пр..волье старого бора так(же) стройно и так(же) могуче как растут молодые ёлочки её свеж..й голос с (н..)ожиданными низк..ми бархатн..ми нотками. «Во всех её движениях в её словах думал я есть что-то благ..родное какая(то) врожде(н,нн)ая изящная умере(н,нн)ость…
(Н..)одна красота Олеси меня в ней оч..ров..вала но так(же) и её цельная сам..бытная свободная натура её ум одн..време(н,нн)о ясный и окута(н,нн)ый (н..)покол..бимым наследств..(н,нн)ым суевер..ем детский н..ви(н,нн)ый но и (н..) лише(н,нн)ый лукавого кокетства красивой женщины.
Каждый раз когда я пр..ходил Олеся встречала меня с своим пр..вычным сдерж..(н,нн)ым досто..нством. Но всегда, по первому н..вольному движению, которое она делала увидев меня я зам..чал что она радуе(т,ть)ся моему приходу… Мы всё сильнее и крепче пр..вяз..вались друг к другу.
Иногда я возмущался против собств..(н,нн)ого б..ссилия и против привычки тянувш..й меня каждый день к Олесе. Я и сам (н..)подозревал какими тонкими крепкими н..зрим..ми нитями было пр..вязано моё сердце к этой оч..ровательной (н..)понятной для меня девушке. Я ещё (н..)думал о любви но уже пер..живал тревожный пр..дшествующий любви период полный смутных томительно грус..ных ощущений.
( По А.И.Куприну)
2. Определите тип(-ы) речи в абзацах 1-2.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании беспрестанно вызывать (абзац 2).
4. Выпишите из текста определение, выраженное причастным оборотом, которое используется рассказчиком при описании лица Олеси. (сияющее нежной улыбкой)
5. Из абзаца 3 выпишите одиночные однородные определения, характеризующие натуру героини повести.
6. Из абзаца 4 выпишите обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
7. Из предложения с прямой речью выпишите слова автора.
8. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры.
Русский язык 11 класс
Зачёт № 2
Контрольный тест к зачёту № 2
Пунктуация в простом осложнённом предложении
Вариант 1
Задание № | А. Задания с выбором ответа | Эталон |
А 1 | Укажите неверное утверждение. Однородными называются такие члены предложения, которые 1) выступают в одной и той же синтаксической функции 2) не зависят друг от друга 3) относятся к одному и тому же члену предложения 4) соединяются только сочинительной связью | |
А 2 | Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены). 1) Горный стремительный поток бился о скалы. 2) Горячее заставлявшее щуриться солнце стояло высоко. 3) Его не покидало радостное праздничное лучезарное настроение. 4) Осенью откроется выставка молодых московских художников. | |
А 3 | В каком предложении неверно выделено обобщающее слово? 1) И по горам и по долам всё спит. 2) В степи, за рекой, в саду – везде тихо. 3) Ничто не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на ветке. 4) Лиственные деревья: осины, ольха, берёзки – ещё голы. | |
А 4 | В каком предложении нужно поставить одну запятую? 1) Сегодня у меня находка так находка. 2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. 3) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. 4) На листьях клёна блестят капли не то росы не то дождя | |
А 5 | В каком предложении нужна запятая перед союзом да (знаки препинания не расставлены)? 1) Мал золотник да дорог. 2) Отсталый да ленивый всегда позади. 3) Щи да каша пища наша. 4) Учился писать да читать а выучился петь да плясать. | |
А 6 | Укажите предложение, в котором нет обособления (знаки препинания не расставлены). 1) Тучи редея лениво разошлись по небу. 2) Татьяна любит не шутя. 3) Мне нравится его речь спокойная и ясная. 4) Листья падая шепчутся прощаясь навек. | |
А 7 | В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Закинув голову (1) я мог видеть в вышине тёмную (2) деревянную церквушку (3) наивно глядевшую(4) на меня. 1) 1, 2 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1,2,3,4 | |
А 8 | В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Лунный свет(1) прорезавшись сквозь чашу деревьев (2) скользил по резьбе ворот(3) слабыми фосфорическими пятнами.
4) 1,3 – выделяется деепричастный оборот | |
А 9 | Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Осознавая свои ошибки, 1) накапливается жизненный опыт 2) это обогащает опыт каждого 3) может обнаружиться неожиданное решение 4) человек не повторит их в дальнейшем | |
А 10 | В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых ставится тире? О Русь (1) малиновое поле (2) И синь, упавшая в реку, (3) Люблю (4) до радости и боли (5) Твою озёрную тоску. С.Есенин 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 4, 5 | |
А 11 | В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1) Он, вор, любил море. (М.Горький) 2) Самое устье реки, то есть вход в море, очень узко. 3) Море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы. (М.Горький) 4) О ней, этой Радде словами и не скажешь ничего. (М.Горький) | |
А 12 | В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? К сожалению (1) писатели не так часто плачут и хохочут над своими рукописями. Я говорю (2) к сожалению (3) потому, что и эти слёзы и этот смех говорят о глубокой жизненности того (4) что он создал. 1) 1, 2, 3 2) 1, 4 3) 1, 2 ,4 4) 1, 3, 4 | |
А 13 | Выберите вариант ответа, в котором указаны запятые, выделяющие вводные конструкции. Этимология (1) безусловно (2) представляет собой важный раздел в истории языка (3) связанный с объяснением происхождения слова. Кроме того (4) этимология может прийти на помощь в трудных случаях орфографии, однако (5) немногие обращаются к этимологическому словарю. 1) 1, 2, 4 2) 4, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5 | |
А 14 | Найдите ошибку в оформлении обращения: 1) Друзья мои, прекрасен наш союз! 2) Примите, тёмные дубравы, под тень свою. 3) Где, вы бесценные созданья? 4) Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами. | |
А 15 | В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Сыпь(1) ты (2) черёмуха (3) снегом, пойте (4) вы (5) птахи (6) в лесу. 1) 1, 2, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 2, 3, 5 4) 2, 3, 5, 6 | |
А 16 | Найдите ошибку в оформлении прямой речи. 1) «Кто хочет понять поэта, – говорил Гёте, – тот должен отправиться в страну поэта». 2) Ахматова с весёлым любопытством спросила: «А вы думали, Ахматова такая»? 3) Я ответил совершенно искренно: «Да, такая». 4) Но я был бы ещё правдивее, если бы сказал: «Нет, такого я не ожидал». Я знал, что встречу в первый, и, вероятно, в последний раз в жизни великого поэта. (Н.Струв)е | |
| Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.* Выполните задания В1 – В6. В доме Чайковского Дом кажется ра..сохся от старости. А может быть и от (того) что он стоял на поляне в сосновом лесу а от сосен всё лето т..нуло жаром. Иногда дул ветер но он к сожалению (н..) проникал в открытые окна. Чайковскому нравился этот деревя(н,нн)ный дом. Единств..(н,нн)ое раздр..жавш..е композитора скрипуч..е половицы. Только п..р..ступив через пять шатких половиц он мог пройти к роялю. Со стороны это выгл..дело должно быть забавно когда пожилой композитор проб..рался к роялю пр..гляд..ваясь к половицам пр..щур..(н,нн)ыми глазами. Но вот н.. одна из половиц (н..)скрипнула, Чайковский садит..ся за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Н..пр..ятное позади а сейчас начнёт..ся уд..вительное и весёлое. Рас..охш..йся дом к изумлен..ю многих запоёт от первых(же) звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом казалось скучал. Иногда ночью просыпаясь композитор слышал как потреск..вая пропоёт то одна то другая половица вспомнив к его радости дневную музыку. Композитор мечтал п..р..дать лёгкий восторг от всего от зрелища радуги и от ауканья крестьянских девушек и от самых простых явлений жизни. И он конечно (н..)когда (н..)ждал вдохн..вен..я а работал и работал. И вдохн..вен..е рождалось разумеется в работе. (По К.Паустовскому) * Данное задание выполняется на оборотной стороне бланка ответов. | |
| В. Задания с кратким ответом | |
В 1 | Какое словосочетание определяет чувство, которое рождали в душе композитора самые простые явления жизни? | |
В 2 | Выпишите из текста обобщающее слово при однородных членах. | |
В 3 | Из абзаца 1 выпишите вводное (-ые) слово (-а), выражающее (-ие) оценку степени достоверности факта. | |
В 4 | Из абзаца 3 выпишите обособленное (-ые) обстоятельство (-а), выраженное (-ые) деепричастием. | |
В 5 | Сколько простых частей в составе предложения, выделенного курсивом? | |
В 6 | Какое выразительное средство доминирует в абзаце 3? | |
Русский язык 11 класс
Класс 11 ___ Зачёт № 2
Ф.И.О. ___________________
___________________
Контрольный тест к зачёту № 2
Простое осложнённое предложение.
Вариант ___
| А 1 | А 2 | А 3 А 3 | А 4 | А 5 | А 6 | А 7 | А 8 |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
| ||||||||
| А 9 | А 10 | А 11 | А 12 | А 13 | А 14 | А 15 | А 16 |
1 1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
| ||||||||
В 1 | | |||||||
В 2 | | |||||||
В 3 | | |||||||
В 4 | | |||||||
В 5 | | |||||||
В 6 | |
Дата сдачи работы « ____» _________ 20___ г.
Баллы А ____ В ____ С ____ Всего ___
Оценка* ____ / ____________ /
Проверил ___________ Шатунова Л.Г.
* А, В, С: «3» – 10 – 16 б; «4» – 17 – 23 б ; «5» – 24 – 26 баллов.
Критерии оценивания работы (С), выполненной на оборотной стороне бланка ответов:
орфографических ошибок нет (или одна негрубая) – 2 балла; 1ошибка – 1балл; более 1 шибки – 0 баллов
пунктуационных ошибок нет (или одна негрубая) – 2 балла; 1-2 шибки – 1 балл; более 2 ошибок –0 баллов
Русский язык 11 класс
Зачёт № 2
Проверочная работа к зачёту № 2
Обособленные члены предложения
Вариант 1
1. Укажите предложение, в котором обособленные члены отсутствуют (знаки
препинания не расставлены).
а) Мне нравилась его спокойная и ровная речь простая и ясная.
б) Солнце поднялось над горами и сгоняло ещё лежавший в тени иней.
в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.
-
Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки
препинания не расставлены).
а) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им.
б) Литература предполагает прежде всего массового читателя.
в) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами.
3. В каком варианте ответа неверно выделено приложение?
а) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город.
б) В народе её называют чудо-ягодой.
в) И вот сама идёт волшебница-зима.
4. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить.
а) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.
б) Вы как инициатор должны играть главную роль.
в) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.
5. Найдите правильно построенное предложение.
а) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.
б) Взяв её под руку, они пошли вместе.
в) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не
приукрашивая и не ухудшая её.
-
Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления
обособленных членов.
По фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только
духовным (1) но и физическим гигантом (2) высоким, могучим и широким в
плечах.
а) 1 – (,) 2 – (–) б) 1 – (–) 2 – (,) в) 1 – (,) 2 – (:)
7. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении ?
Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного
обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) пропадавшую за дальним лесом.
а) 1, 3 б) 2, 3 в) 1, 2, 3
вариант 1
8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.
Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.
а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
9. Укажите, в каких строках А.Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены) верный вариант ответа.
1) Дыша духами и туманами она садится у окна.
2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая…
3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя. (А.Блок)
а) 1, 2 б) 1,3 в) 2, 3
10. В каком варианте деепричастный оборот не обособляется?
а) Он работал не покладая рук. (М.Горький)
б) Чуть шумят качаясь сосны (В.Брюсов
в) Окна разинув стоят магазины. (В.Маяковский)
11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Откинувшись в кресле (1) он смотрел на нас (2) присмиревших ребят (3) и (4) отложив раскрытую книгу (5) казалось (6) всё ещё думал о прочитанном.
а) 1, 2, 4, 5 б) 1, 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
12. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены).
В языке, как известно, есть одинаково звучащие и пишущиеся слова с совершенно различным значением – омонимы.
а) сравнительным оборотом, обособленным приложением
б) однородными определениями и вводным сочетанием
в) вводным сочетанием, однородными определениями и обособленным приложением
13. В бланке ответов расставьте недостающие знаки препинания в данный текст.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю
О всех кораблях ушедших в море
О всех забывших радость свою.
Так пел её голос летящий в купол
И луч сиял на белом плече
И каждый из мрака смотрел и слушал
Как белое платье пело в луче… А.Блок. 1905
Русский язык 11 класс
Зачёт № 2
Проверочная работа к зачёту № 2
Обособленные члены предложения
Вариант 2
-
Укажите предложение с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):