Файл: Контрольная работа по биологии5 класс Вариант 1 Часть Выбери один правильный ответ (1 балл). А1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итоговая контрольная работа по биологии5 класс
Вариант 1
Часть 1. Выбери один правильный ответ (1 балл).
А1. Биология – это наука о:
1) космосе; 2)строении Земли; 3) живой природе; 4) веществах.
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
1) неподвижны; 2) имеют клеточное строение;
3) состоят из химических элементов; 4) имеют цвет.
А3. Все живые организмы способны к:
1) размножению;
2) неограниченному росту;
3) питанию готовыми органическими веществами;
4) быстрым перемещениям.
А4. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:
1) наблюдение; 2) измерение; 3) рассматривание; 4) эксперимент.
А5. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:
1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А6. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических:
1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А7. Важнейший признак представителей царства Растения – способность к:
1) дыханию; 2) питанию; 3) фотосинтезу; 4) росту и размножению.
А8 Животные питаются:
1) с помощью фотосинтеза; 2) неорганическими веществами.
3) водой и углекислым газом; 4) готовыми органическими веществами;
А9. Неклеточными формами жизни являются:
1) вирусы; 2) бактерии; 3) грибы; 4) растения.
А10. Споры бактерий служат для:
1)питания 2) дыхания 3) размножения 4) перенесения неблагоприятных условий
Часть 2.
В 1. Подчеркните лишнее понятие среди предложенных (1балл).
Ядро, цитоплазма, ткань, клеточная мембрана
В 2. Выбери три правильных ответа (3 балла)
1. К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер
2. В наземно-воздушной среде мало кислорода
3. Зелёное тело кузнечика это защитная окраска от врагов
4. Паразитизм это взаимовыгодное сожительство двух организмов
5. Деятельность человека на окружающую среду называют антропогенным фактором
| | |
В 3. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы (3 балла).
Царство живой природы:
1) грибы 2) Животные
Особенность жизнедеятельности
А) Питаются путём заглатывания пищевых частиц
Б) Неограниченный рост у большинства организмов
В) Активное передвижение
Г) Питаются путём всасывания веществ
Д) Имеют в клетке хлорофилл
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Часть 3.
С 1. Ученик рассматривал под микроскопом лист растения и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 1? Назовите и пишите функцию этого органоида (2 балла)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 2. Озаглавьте предложенный список. В перечне выберите один «лишний» объект.
1) Жираф
2) Кенгуру
3)Бегемот
4)Лев
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по биологии5 класс
Вариант 2
Часть 1. Выбери один правильный ответ (1 балл).
А1.Наука о живой природе:
1) география; 2) ботаника; 3) химия; 4) биология.
А 2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
1) имеют массу;
2) способны к обмену веществ;
3) не состоят из химических элементов;
4) имеют форму.
А3. Все живые организмы способны к:
1) росту; 2) передвижению на четырёх конечностях;
3) впитыванию воды корнями;
4) улавливанию света зелёными листьями.
А4. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:
1) наблюдения; 2) эксперимента; 3) описания; 4) анкетирования.
А5. Организмы, клетки которых сдержат ядро:
1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А6. Организмы, питающиеся готовыми органическими соединениями, называют:
1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А7. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:
1) Животные; 2) Растения; 3) Грибы; 4) Вирусы.
А8. Зеленый цвет растениям придают:
1) хлоропласты 2) лизосомы 3) цитоплазма 4) клеточная оболочка
А9 Животные способны к:
1) фотосинтезу; 2) накапливанию крахмала;
3) активному передвижению;
4) питанию неорганическими веществами.
А10. Вирусы имеют:
1) одноклеточное строение; 2) неклеточное строение; 3) тканевое строение; 4) ядро.
Часть 2.
В1. Подчеркните лишнее понятие среди предложенных (1 балл).
Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт
В2. Выбери три правильных ответа (3 балла)
1. Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно
2. Все обитатели организменной среды паразиты.
3. Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы биотических факторов
4. Влияние человека на природу называют абиотическим фактором
5. Все организмы обладают приспособленностью к условиям своего обитания
| | |
В 3. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы (3 балла).
Царство живой природы:
1) бактерии 2) грибы
Особенность жизнедеятельности
А) Тело состоит из одной клетки
Б) Тело (мицелий) образовано гифами
В) Обладают повышенной выносливостью в состоянии споры
Г) Некоторые представители содержат в своих клетках хлорофилл
Д) Размножаются спорами
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Часть 3
С 1. Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 3? Ученик рассматривал под микроскопом лист растения и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 1? Назовите и пишите функцию этого органоида (2 балла)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С 2. Озаглавьте предложенный список. В перечне выберите один «лишний» объект. Ответ обоснуйте (3 балла).
1) Мхи
2) Лишайники
3) Пингвины
4) Панды
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений для итогового тестирования по БИОЛОГИИ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений для итогового тестирования по биологии (далее – кодификатор) является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни).
Перечень элементов содержания, проверяемых на итоговом тестировании по биологии
Перечень элементов содержания, проверяемых на итоговом тестировании по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни). В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Код | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями | |
1 | 1.1 1.2. 1.3 1.4 | Биология – наука о живом мире. Наука о живой природе. Свойства живого. Строение клетки. Ткани. Процессы жизнедеятельности клетки. | |
2 | 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 | Многообразие живых организмов Царства живой природы. Бактерии. Вирусы. Грибы . Животные. Значение в природе и для человека. | |
3 | 3.1 3.2 3.3 | Жизнь организмов на планете Земля Среды жизни Экологические факторы Природные зоны. Природные сообщества |
Перечень требований к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется на контрольном тестировании по биологии
Перечень требований к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется на контрольном тестировании по биологии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственных стандартов
основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).
В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем – требования к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется контрольном тестировании.
Код требования | Требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на контрольном тестировании | |
1 | 1.1. | Давать определении биологии как науке |
| 1.2 | Называть свойства живого организма. |
| 1.3 | Называть органоиды клетки |
| | Описывать строение и функции органоидов клетки |
| | Называть особенности тканей растений и животных |
| 1.4 | Различать и описывать процессы: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение, |
2 | 2.1 | Устанавливать Соответствие между признаками и представителями царств живой природы |
| 2.2 | Объяснять особенности строения вирусов |
| 2.3 | Объяснять особенности строения бактерий |
2. | 2.4 | Объяснять особенности строения грибов |
| 2.5 | Объяснять особенности строения растений |
| 2.6 | Объяснять особенности строения животных |
3. | 3.1 | Устанавливать соответствие между средами жизни и представителями живой природы |
| 3.2 | Выделять особенности экологических факторов |
| 3.3 | Устанавливать соответствие между природными зонами и представителями живой природы |
Спецификация итоговой контрольной работы
Цель работы: оценка уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса биологии за год по программе основной школы, и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
Содержание работыопределяется на основе следующих нормативных документов:
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями, -
Программа по учебному предмету "Биология" 5-9 классов разработана на основе: Примерной программ по биологии, а также программы по биологии для 5–9 классов авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др. -
Базовый учебник: Предметная линия учебников издательства Вентана - Граф 5-9 классы. Авторы И.П. Пономарёвой, И.В Николаева, О.А. Корниловой.(Изд. центр «Вентана – Граф, 2012 г.»).Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.
Структура работы.
Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, состоит из 3 частей и включает 15 заданий. Часть I ( А) содержит 10 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности.
Часть II(В)- содержит 3 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: В 1 - с выбором лишнего значения из предложенных, Б 2- с выбором трех верных ответов из пяти; В3- задание на определение соответствия.
Часть II I (С) содержит два задания с развернутой формой ответа.
Задания уровня А (тесты с одним правильным ответом), позволяют прежде всего определить уровень предметных УУД: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; объяснение роли различных факторов в жизни организмов; сравнение биологических объектов и процессов; умение делать выводы на основе сравнения; знание основных правил поведения в природе и основ сохранения здорового образа жизни.
Задания уровня В и С ( первое задание по выбору трёх правильных ответов из шести, второе задание на соответствие, третье- знание биологических терминов и понятий); позволяют выявить уровень сформированности метопредметных и личностных УУД: овладение умением давать определения, понятия, делать выводы; умение анализировать и оценивать информацию; сформированность познавательного интереса, направленного на изучение живой природы.
Распределение заданий по блокам содержания программы ( таб. 1).
Таблица 1.
Распределение заданий по блокам содержания программы
Блок содержания | Число заданий в работе |
Наука о живой природе | 5 |
Строение клеток | 3 |
Царства живой природы. Многообразие растений, животных, грибов и процессы жизнедеятельности | 6 |
Жизнь организмов на планете Земля | 2 |
Всего | 15 |
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за контрольную работу.
-
Оценка «5» ставится, если ученик:
Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
-
Оценка «4» ставится, если ученик:
Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
-
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно выполняет не менее половины работы.
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
-
Оценка «2» ставится, если ученик:
Правильно выполняет менее половины письменной работы. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Верно выполненное задание части А оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.
Верно выполненное задание части В: В1 – 1 балл, В 2 и В 3 – 3 балла. Максимальное количество баллов -7.
Верно выполненное задание часть С: С 1 - 2 балла, С 2 – 3 балла. Максимальное количество баллов -5.
За всю работу максимальное количество баллов 22
Итого за работу 28 тестовых баллов.
Балл за работу | Тестовые баллы |
5 | 22- 20 |
4 | 16-19 |
3 | 10-15 |
2 | 9 и менее |
Продолжительность работы 40 минут.
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 | |||
А1 | 3 | А1 | 4 | |
А2 | 2 | А2 | 2 | |
А3 | 1 | А3 | 1 | |
А4 | 1 | А4 | 1 | |
А5 | 1 | А5 | 4 | |
А6 | 2 | А6 | 2 | |
А7 | 3 | А7 | 2 | |
А8 | 2 | А8 | 1 | |
А9 | 4 | А9 | 3 | |
А10 | 4 | А10 | 2 | |
Б1 | ткань | Б1 | Ткань | |
Б2 | 135 | Б2 | 235 | |
Б3 | 21210 | Б3 | 12112 | |
С1 | Ядро. Хранение наследственной информации | С1 | Вакуоль. Запас питательных веществ | |
С2 | Животные Африки. 2- кенгуру живет в Австралии | С2 | Животные Антарктиды. ;-Панда живет в Евразии |