Файл: Акасия мо устьАбаканский район мбоу Московская сош им. А. П. Кыштымова Скифы Южной Сибири Хаджаев Михаил.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МПиН Республики Хакасия

МО Усть-Абаканский район

МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова»

Скифы Южной Сибири

Выполнил: Хаджаев Михаил,

ученик 7 класса МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова»

Руководитель: Шалгинов М. Г.,

учитель истории МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова»

с. Московское

2019

Содержание


  1. Введение …………………………………………………………. 3

  2. Скифа Причерноморья …………………………………………. 4

  3. Тагарцы Южной Сибири ……………………………………….. 5

  4. Родство скифов и тагарцев ……………………………………... 7

  5. Заключение ………………………………………………………. 8

  6. Источники ………………………………………………………... 9


Введение

Памятники и материальное наследие скифской культуры попали в поле зрения исторической науки задолго до ее окончательного сложения. Бронзовые и золотые предметы, изготовленные причерноморскими скифами, всегда привлекали любителей старины и коллекционеров. Когда в начале XVII века появились первые предметы из разграбленных курганов Южной Сибири, они оказались настолько похожими на причерноморские материалы, что первое предположение было о фальсификации. Когда выяснилось все же азиатское происхождение этих предметов, долгое время существовало мнение, что часть скифов со временем откочевала на восток, и этим объясняется поразительная похожесть материалов Саяно-Алтая и Монголии на наследие скифов Причерноморья. Но открытия, произведенные в последней четверти XX и начале XXI века, кардинально изменили эти представления.

Таким образом, целью данной работы является установление территории, откуда скифы пришли в Северное Причерноморье.

Задачи: изучение научно-популярной литературы и интернет-ресурсов по данной проблеме.

Актуальность: современные научные методы исследования вносят значительные коррективы в историческую науку. Школьникам нужно знать о новых открытиях в истории своей страны.

Практическая значимость: работа может быть использована при изучении истории Хакасии в учебных заведениях.

Скифы Причерноморья
Скифы появились в Восточной Европе, если верить письменным источникам, в VII веке до н.э. Конные скифские орды, завоевав земли Северного Причерноморья, вскоре двинулись на юг, в центры древневосточных цивилизаций. В богатых царствах их ждала сказочная добыча.


Пройдя через перевалы Главного Кавказского хребта, они вторглись в VII веке до н.э. в Закавказье, разгромили могучее государство Урарту и, словно грозная буря, обрушились на цветущие города Мидии, Ассирии, Вавилонии, Финикии и Палестины.

Вскоре после этих событий скифы двинулись дальше на юг и, достигнув Сирии и Палестины, собирались вторгнуться в Египет. По сообщению Геродота, северные кочевники оставались в Передней Азии 28 лет и всё опустошили своим буйством и насилием.

И, тем не менее, скифские походы на юг надо признать крупномасштабным явлением, оказавшим разностороннее влияние на судьбы и культуру народов Кавказа и Передней Азии. Прежде всего, участвуя в политической борьбе и в войнах древневосточных государств, скифы склоняли чашу весов то в одну, то в другую сторону. А нарушая своими опустошительными набегами и тяжёлой данью местную экономическую жизнь, они выступали как некая непредвиденная разрушительная сила. Однако с активными военными действиями скифы повсюду распространяли передовые формы скифского вооружения — луки и стрелы, мечи и копья, боевые топоры и конское снаряжение.

Принесли скифы с собой и своё искусство звериного стиля, заставив работать на себя искусных мастеров Передней Азии. Так произошло слияние двух художественных начал. Во второй половине VII века до н.э. появилось новое направление в искусстве, вобравшее скифские и восточные элементы. Скифские звериные мотивы — орлы, олени, хищники из семейства кошачьих — появились в украшениях предметов восточного типа — налобных лентах, диадемах, нагрудных украшениях-пекторалях.

Однако скифы вели себя на Ближнем Востоке как грабители и насильники. Тысячи бронзовых наконечников их стрел, найденные при раскопках древних ближневосточных городов, следы пожарищ и разрушений в них подтверждают сообщения древних письменных источников об опустошительных набегах скифской конницы на цветущие области Передней Азии.

Со временем общая политическая ситуация на Ближнем Востоке складывается для «северных варваров» крайне неблагоприятно. Грабежи и насилия скифов начинают вызывать возмущение у покорённых, и они то и дело выступают с оружием в руках против захватчиков. Находясь под угрозой полного разгрома, скифы вынуждены были вернуться в свои северопричерноморские владения. И с конца VII века до н.э. основные события скифской истории уже связаны только со степными и лесостепными областями Восточной Европы.



Тагарцы Южной Сибири
90% всех курганов, которые мы видим, совершая путешествия по нашему краю, относятся к тагарскому периоду. Эти курганы отличаются большими размерами и высокими каменными стелами по углам и стенкам ограды.

Природные условия Хакасско-Минусинской котловины, ограниченная площадь степей, защищенная от соседних степных областей массивами горных хребтов и непроходимыми лесами, позволили местному населению остаться на своих прежних землях, не переходить к кочевому образу жизни, а развивать свое хозяйство и культуру, заимствуя все полезное от соседей, не ломая своих сложившихся веками традиций. Так в пределах региона сложилась своеобразная культура, известная в археологической литературе под названием тагарской.

Тагарцы известны в китайских летописях под названием «дин-лин», а их страна – «дин-лин-го». «Го» - по-китайски – государство. Признание страны тагарцев государством со стороны высокоразвитой китайской цивилизации свидетельствует о ее высоком политическом положении в регионе.

Тагарская культура относится к культурам скифского типа, т. е. идентична культуре причерноморских скифов – тех, о которых писал древнегреческий историк Геродот, и тех же, которых не мог покорить Александр Македонский.

На сегодняшний момент сложились следующие представления о хронологических рамках и периодизации тагарской культуры. Тагарская культура прошла в своем развитии два последовательных этапа –раннетагарский (VIII-VI вв. до н.э.) и позднетагарский этап (V - нач. II вв. до н.э.).

Тагарцы достигли совершенства в технологии обработки бронзы. Их изделия обладали высоким качеством и прекрасным внешним видом. Как пример можно привести факт из истории исследования курганов в XX веке. Когда проводились раскопки курганов, попадающих под зону затопления Красноярской ГЭС, художники археологической экспедиции, рисующие планы курганов, использовали бронзовые ножи тагарцев, найденные неподалеку, без какой-либо дополнительной заточки для того, чтобы заострять карандаши.

Тагарцы также достигли успехов в ведении хозяйства. На памятниках татарской культуры встречается большое количество костей домашних животных - овец, коров, реже лошадей. В качестве жилищ тагарцы научились изготавливать цельные бревенчатые дома, сооруженные по принципу соединения «лапа в лапу».


О жизни тагарцев повествуют также изображения на петроглифах, в частности, Боярская писаница. На Большой Боярской писанице на скальной поверхности, длиной 10 м., при ширине 1,5 м., выбиты изображения жилищ различных конструкций, домашний скот, домашняя утварь, в том числе котлы, кожаные сосуды, оружие, люди в молитвенных позах или за повседневными делами. Видимо, на писанице представлен идеальный поселок в момент традиционного календарного праздника. В больших котлах готовили пищу для участников празднеств, а из маленьких пили кумыс. Можно предположить, что межгорные долины Боярского хребта являлись центрами первобытных святилищ, посещавшихся во время сезонных праздников.

История высокоразвитой тагарской культуры закончилась внезапно. Страна тагарцев была захвачена пришельцами с юга в первой половине II века до н.э.

Родство скифов и тагарцев
Где искать прародину скифов? Это один из главных вопросов в их истории. Однако большинство ученых, так или иначе, склоняются к одной из двух традиционно противопоставляемых гипотез. Первая из них — так называемая автохтонная — предполагает, что прямыми предками скифов были племена эпохи бронзы, проникшие в Северное Причерноморье из Поволжья.

Совершенно иначе подходит к проблеме группа специалистов, отстаивающих центральноазиатское происхождение скифской культуры. По их мнению, между населением доскифского и скифского времени в Северном Причерноморье не существует ни этнической, ни культурной преемственности. Скифы приходят в VII веке до н.э. в указанный регион из глубин Азии и приносят с собой уже вполне сформировавшуюся культуру в виде знаменитой скифской триады: характерный тип вооружения, конской сбруи и искусство звериного стиля.

Сегодня, с учётом всей имеющейся на данный момент информации, логично признать, что центральноазиатская гипотеза происхождения скифов предпочтительнее автохтонной. А чтобы подкрепить эту позицию фактами, необходимо выделить характерные черты скифской культуры и доказать, что их уже в готовом, сложившемся виде принесли в Северное Причерноморье орды ираноязычных кочевников-скифов именно из Азии.

Лицо скифской культуры определяет, прежде всего, названная триада. К этой триаде некоторые учёные ныне добавляют ещё два признака: бронзовые литые котлы на конической ножке и бронзовые дисковидные зеркала с ручкой в виде двух вертикальных столбиков.


То же самое можно сказать и о прочих характерных чертах скифской архаики: каменные блюда, конская узда, зооморфное искусство — все эти предметы имеют явственные центральноазиатские корни.

Важным для решения проблемы происхождения скифов стало открытие уюкского кургана Аржан в Туве, в котором нашли погребение вождя IX—VIII веков до н.э. В этом погребальном памятнике были обнаружены вполне развитые образцы материальной культуры скифского типа, а также изделия, выполненные по канонам скифского звериного стиля.

Ещё более весомый вклад внесли российские генетики из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН. Исследования ДНК показали, что по структуре генофонда представители тагарской культуры оказались сходны с популяциями железного века, относящимися к «скифскому миру». Это пазырыкская культура на Алтае, уюкская культура на территории Тувы и классические скифы Северного Причерноморья, к которым, как отмечают авторы, тагарцы более всего генетически близки.

Итак, в многолетнем споре двух гипотез о происхождении скифов и их культуры чаша весов всё больше склоняется в пользу «азиатчиков». Скорее всего, скифская прародина находилась где-то в пределах обширной азиатской территории: между Тувой, Северной Монголией, Алтаем, Средней Азией и Казахстаном, возможно в Хакасско-Минусинской котловине.

Заключение
Древнегреческий историк Геродот сообщал в V веке до н.э., что воинственные варвары — скифы появились в Причерноморских степях откуда-то из глубин Азии. Скифы, обосновавшись на новой малой родине в Причерноморье, совершали набеги на древние рабовладельческие государства Передней Азии. Могли ли иметь отношение к этому грандиозному переселению древнего народа безымянные вожди тагарцев?

Проведённое исследование показало, что это вполне возможно, ведь самые ранние памятники скифов находятся на территории Монголии, Тувы, Алтая и Хакасии.

Источники


  1. Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М.: Мысль, 1983.

  2. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986; Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск, 1979.

  3. Очерки истории Хакасии ( с древнейших времен до современности) / гл.ред. В.Я. Бутанаев; научн.ред. В.И. Молодин. Абакан. Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008.

  4. Научное обозрение Саяно-Алтая №2 (12) 2015.