Файл: Урок литературы в 7 классе Калевала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок литературы в 7 классе

«Калевала» – карело-финский мифологический эпос»

Цели урока: познакомиться с карело-финским эпосом; рассмотреть историю его создания, показать своеобразие и раскрыть глубину образов древнего эпоса.

Ход урока:


слайды 1 – 3


  1. Слово учителя.


слайд 4
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с таким понятием, как «калевала». Калевала1 – это карело-финский мифологический народный эпос, основанный на карельских и финских народных эпических песнях. В мировой литературе он появился свыше ста лет назад благодаря финскому языковеду и врачу Элиасу Лённроту.

Запись в тетради: Народный эпос — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.2


слайд 5
Первоначально калевала представляла собой только устное народное творчество, она состояла из различных рун, которые передавались из поколения в поколение.

Руны часто исполнялись двумя певцами, которые могли украсить свое пение игрой на народном инструменте – кантеле3.


  1. слайд 6
    Собиратель карело – финского эпоса.

Карело-финский эпос дошел до нас в виде цельного эпического произведения благодаря многолетнему труду Элиаса Лённрота (1802–1884), посвятившего ему всю свою жизнь. «Элиас Лённрот родился в семье портного в приходе Самматти. По окончании школы в Таммисаари, затем школы в Або, поступил в 1822 году на общегуманитарный факультет Королевской академии, который окончил в 1827 году. В том же году защитил диссертацию «Вяйнямёйнен, бог древних финнов» (на латинском языке). В 1835 году увлёкся собиранием карело-финского фольклора, древних эпических рун, пословиц и поговорок. В дальнейшем собранные Э. Лённротом этнографические материалы легли в основу эпоса «Калевала», принёсшего ему мировую известность. Леннрот совершил в общей сложности 11 поездок по финской и русской Карелии (1828—1842). Эти путешествия он совершал пешком, с ружьём и сумой за плечами, или в лодке; цели его путешествий были
прежде всего связаны с фольклором и лингвистикой, однако его путевые записи, дневники и заметки, содержат также ценные географические и краеведческие сведения: о путях и способах передвижения, ландшафте, озёрах, реках, селениях, населении, его быте и промыслах, экономическом положении, обычаях, состоянии врачебной помощи и т. д. Некоторые из его краеведческих наблюдений, особенно бассейна Верхней Кеми, не утратили своего познавательного значения. Собранные руны Лённрот объединил в эпическое произведение «Калевала». Первое издание эпоса состоялось в 1835 году, второе — в 1849 году».4

  1. Обсуждение темы по вопросам.

— Как мы уже говорили, калевала – это мифологический народный эпос. А что такое миф? (Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях). — Зачем люди создавали мифы? (Благодаря мифам люди объясняли различные явления жизни). — Какие мифы вы уже знаете? (С мифами Древней Греции).

  1. Работа с учебником.

Чтение вводной статьи «Калевала» стр. 36 – 41.

  1. Герои «Калевалы».

Познакомимся с основными героями «Калевалы». Послушаем сообщения о главных героях.

Зачитываются сообщения учащихся о главных героях произведения.


слайд 7



слайд 8
1. Сеппо Ильмаринен — «одно из трёх высших божеств карело-финской мифологии, бог воздуха и погоды, а также герой карело-финского эпоса Калевала. Образ Ильмаринена восходит к финно-угорскому божеству ветра и воздуха. Вместе со своим братом Вяйнемёйненом создал огонь на небе, при этом искра упала на землю и послужила на пользу людям. В преданиях он называется кузнецом и воспевается как первый, выковавший из железа орудия. Он же по требованию старухи Лоухи, хозяйки Похъёлы, выковал мельницу Сампо, являвшуюся источником счастья и благополучия. Народные песни, посвящённые его подвигам, — Tulen Synty (рождение огня), Raudan Synty (появление железа). Ильмаринен упоминается также в эстонском эпосе «Калевипоэг», согласно которому, он вместе с сыновьями выковал меч для главного героя:

Финский старец именитый, Опалённый дымом горна, Ладно он с тремя сынами Правил тайное искусство Ремесло заветной ковки».5


слайд 9
2. Вяйнемёйнен – «главный герой карело-финского поэтического эпоса. В карельских и финских эпических песнях Вяйнямёйнен является наиболее популярным персонажем. Согласно Калевале, Вяйнямёйнен родился сразу после сотворения мира и стал первым человеком. Он — богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец. Вяйнямёйнена можно отнести к наиболее архаическому типу эпических героев: он несёт явные черты шамана и действует чаще колдовством, чем мечом или копьём (в отличие от «типичных» богатырей Лемминкайнена и Ёукахайнена, которых «вековечному прорицателю» часто удаётся посрамить). Кроме того, Вяйнямёйнен имеет божественное происхождение: он родился от Ильматар — дочери воздушного пространства. Основные подвиги Вяйнямёйнена связаны с многократным катабасисом — нисхождением в царство мёртвых Маналу. Подвиг Вяйнямёйнена — пробуждение из могилы мёртвого великана-мудреца Антеро Виппунена с целью получить волшебные знания».6


слайд 10
3. Лемминкяйнен – «смелый рыбак, удалой охотник, весёлый парень» Лемминкяйнен отправляется в «сумрачную» Похъёлу свататься к дочери Лоухи, совершает несколько подвигов и гибнет в тёмных водах Маналы. Мать Лемминкяйнена находит и оживляет своего сына, после чего увозит его домой. Когда Лемминкяйнен узнаёт, что старуха Лоухи выдаёт свою дочь за другого (кузнеца Ильмаринена), он опять едет в Похъёлу, совершая по пути ещё несколько подвигов. На свадебном пиру вызывает на состязание и убивает хозяина Похъёлы, после чего вынужден скрыться от мести на далёком острове. Спустя три года возвращается к матери. В последних рунах рассказывается о путешествии трёх героев страны Калевы — Вяйнемёйнена, Ильмаринена и Лемминкяйнена — к старухе Лоухи за волшебной мельницей Сампо. По мнению финского мифолога Мартти Хаавио, история Лемминкяйнена во многом перекликается с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде».7


слайд 11
4. Старуха Лоухи – «хозяйка Похъёлы в карело-финском народном эпосе Калевала, могущественная колдунья. Один из главных антагонистов «Калевалы» — с Лоухи вынуждены бороться главные герои Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен. Старуха Лоухи традиционно считается злым и отрицательным персонажем. В 2007-2008 годах в посёлке Лоухи, названном на берегу озера Лоухское проходил праздник-капустник «Старуха Лоухи — вернём доброе имя». По мысли его устроителей, Старуха Лоухи была не злой ведьмой, а настоящей хозяйкой, радеющей о благе своего народа».
8

6. Подведение итогов урока.

Таким образом, калевала – это бесценный источник информации о жизни и верованиях древних северных народов. Образы «Калевалы» заняли почетное место на современном гербе республики Карелии: восьмиконечная звезда, венчающая герб, и есть символ Сампо – путеводная звезда народа, источник жизни и процветания, «счастья вечного начало».

7. Домашнее задание: Вн. чтение. Былины «Вольга и Микула Селянинович»; средневековый эпос: «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах».



1 Пояснение: «Ка́левала» (карел. и фин. Kalevala) — карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен). В основу «Калевалы» легли карельские народные эпические песни.

2 Источник: Эпос / Хализев В. Е., Мелетинский Е. М. // Экслибрис — Яя. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969—1978, т. 30).

3 Пояснение: Ка́нтеле (карел. и фин. kantele) — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям, относится к группе дощечных цитр. Старинные кантеле имели пять жильных струн.

4 Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лённрот,_Элиас

5 Источник: Ильмаринен // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

6 Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вяйнямёйнен

7 Источник: Мартти Хаавио. «Финская мифология» = Suomalainen mytologia. — 1967.

8 Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Старуха_Лоухи