Файл: Возникновение и развитие философскопсихологических взглядов в древней Индии. Основные направления и школы.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Бокситогорский институт (филиал)
Реферат
по дисциплине: «История психологии»
на тему: «Возникновение и развитие философско-психологических взглядов в древней Индии.Основные направления и школы.»
Выполнил: студент 2 курса
факультета психологии ОЗО
Лыгина Л. Б.
Работу проверил преподаватель: Трошина Е.А.
2011г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………….2
Актуальность учений индийских школ в наше время…………………………………………………………………...3
1.Сущность и предмет индийской философии……………………..4
2.Возникновение философских школ в Индии…………………….. 5
2.1.Ведийский…………………………………………………………5
2.2.Классический или брахмано-буддийский……………………….5
2.3.Послеклассический……………………………………………….6
2.4.Новая или современная индийская философия…………………6
3. Школы индийской философии…………………………………….6
4.Основные ортодоксальные учения древнеиндийской
философии……………………………………………………...........8
4.1 Веданта…………………………………………………....8
4.2Миманса. …………………………………………….........9
4.3Санкхья …………………………………………………....9
4.4Ньяя ……………………………………………………….10
4.5Вайшешика ………………………………………….........10
4.6Йога ……………………………………………………….11
5.Основные неортодоксальные школы древнеиндийской
философии…………………………………………………………11
5.1Джайнизм…………………………………………………..12
5.2Буддизм…………………………………………………….12
5.3Чаpвака-Локаята …………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………..15
Библиография………………………………………………………17
Введение
Возникновение философии в собственном смысле относится к VI веку до нашей эры. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) осуществляется переход от мифологического мировоззрения понятийно – философскому мышлению.
Философия древней Индии - это богатейший комплекс концепций и учений, которые возникли в результате тридцативековых усилий и попыток осознать, структурировать окружающий мир, найти в нём место человеку, его душе, жизни и смерти. В староиндийской философии истинным объектом исследования всегда был сам человек глазами своего духа.
Индийская философия неразрывно связана с религией, наукой и культурой Древней Индии. Развитие философии в Древней Индии было отражением специфического исторического развития индийского общества. Таким образом, изучая древнеиндийскую философию, мы можем глубже и вернее оценить всеобщие закономерности, лежащие в истории развития человеческой мысли, диалектику частного и всеобщего.
Главная мысль индийской философской Традиции - внутреннее “я” человека, его духовное зерно – (Атман) так же вечен, как сама Вселенная и соперничает с наиболее могущественными силами мироздания.
Целью реферата является доказательство гипотезы о значимости и самобытности индийской философии на протяжении веков, включая наше время. И положительном влияние на мировоззрение современного человека.
Задачами работы являются: 1.Актуальность учений индийских школ наше время.2. Изучение сущности и предмета индийской философии. 3.Рассмотрение школ индийской философии.
Актуальность учений индийских школ в наше время
Современный мир-проблема здоровья.
Практически каждый западный человек, не живущий по известным нашим предкам канонам жизни, если хочет жить счастливо и долго, нуждается в неотложной коррекции отношения к своему здоровью. Увы, для большинства людей это непосильная задача. Постоянный стресс, хаотичное питание, экологические проблемы в городах, недостаток позитивных эмоций замыкают человека в бесконечном круге проблем. Выражение «крысиные бега» очень точно отражает жизнь современного жителя мегаполиса. Постоянный бег по этому безумному кругу изолирует человека от его собственных потребностей, лишает эмоционального покоя. О здоровье, как состоянии полного физического, душевого и социального благополучия говорить, увы, не приходится.
Древние традиции индийской мудрости гласят, что составляющие гармонии это:
1)любовь;
2)понимание;
3)счастье.
Гармония тела и духа, жить в мире со своими мыслями и поступками - этому учит Индийская философия.
Культура востока с ее мудростью и терпимостью «проросла» на западной почве. Буддизм, йога, аюрведа - далеко не полный список дисциплин широко распространяющихся в современном западном мире.
1.Сущность и предмет индийской философии
Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Некоторые полагают, что «индийская философия» (Indian philosophy) есть синоним «философии индусов» (Hindu philosophy).[3;130] Это было бы верно в том случае, если бы слово «индус» понималось исключительно в географическом смысле — как житель Индии. Однако поскольку под словом «индус» подразумевается последователь индуизма, то есть определенного религиозного верования, то такое отождествление было бы неправильным и дезориентирующим. Даже в сочинениях прежних ортодоксальных индусских философов (как, например, в «Сарва-даршана-санграхе» Мадхавачарьи), которые пытались собрать в одном месте взгляды всех философских школ.[4;222] Мы находим наряду с изложением взглядов ортодоксальных индусских мыслителей освещение атеистических и материалистических философских школ (например, чарвака), а также учений таких неортодоксальных мыслителей, как буддисты и джайнисты.
Индийская философия отличается в этом отношении поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения, а именно:
прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это установление доводов оппонента должно быть первоначальной точкой зрения (пурвапакша). Затем следует ее опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения (уттарапакша), или выводом (сиддханта)[5;48]
Этот всеобъемлющий характер индийской философии — терпимость одних ее философских школ по отношению к другим — имел то положительное значение, что каждая философская система приняла обоснованный и завершенный вид. Если мы откроем обширные труды ведантистов, то найдем там тщательное и продуманное рассмотрение точек зрения всех других систем: чарвака, буддийской, джайнской, санкхьи, йоги, мимансы, ньяйи и вайшешики; равным образом в трудах буддийских или джайнских философов рассматриваются взгляды других философских систем. Поэтому каждая система становится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям. Неудивительно поэтому, что многие проблемы современной западной философии были уже рассмотрены в индийской философии. Более того, местные ученые, знакомые только с индийской философией, способны с удивительной легкостью усваивать сложнейшие проблемы западной философии.
2.Возникновение философских школ в Индии
Философия в Индии возникла на основе одной из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв. до н.э., сохранились до настоящего времени. В истории индийской философии различают четыре периода(общая краткая характеристика каждого периода):
2.1.Ведийский;
Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах (от древнеинд. «веда» - знание, ведение), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов.
2.2.Классический или брахмано - буддийский с 6 в. до н.э. до 10 в. н.э.;
В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь атеистическая локаята и вероучения:
- Будди́зм (Буддха Дхамма, «Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни
- Джайни́зм ( от санскр. jina, «победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э.], которые отрицают авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.
В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6«даршан» (способов воззрения), которые все считаются равноправной формой толкования истины: Миманса(«разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях); Веданта(завершение «Вед»); Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление»);Йога (напряжение, тренировка); Вайшешика; Ньяя (правило, логика)
2.3. Послеклассический – 10-18 вв.;
Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно прежде всего возникновение реалистических вишнуистской и шиваистской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали гпантризм и шактизм. С 10в. под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений (кабирпантхи, сикхи).
2.4. Новая и современная индийская философия
C XIX века под влиянием западноевропейской мысли — такие учения, которые представляют собой модернизированный теизм, или пантеизм (Брахма-самадж, Арья-самадж, учения Тагора, Ганди, Ауробиндо Гхоша). Среди представителей индийской философии XX века можно назвать Дайя Кришну (род. 1924), Праваса Дживана Чаудхури (1916—1961), Абдул Рахмана (род. 1923), К. Сатчидананда Мурти (род. 1924), Мар Грегориоса (1922—1996). Следует учитывать, что многие современные индийские философы, сохраняя неразрывную связь со своей философской традицией, живут и работают за пределами Индии. Одним из самых значительных из них является Джитендра Натх Моханти (род. 1928). Он известен и как философ-феноменолог и как историк индийской философии.
Современные философы, социологи, психологи, ученые, медики- высоко ценят и часто обращаются к трудам индийской философии, находя решения многим проблемам различного характера.
3. Школы индийской философии
Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).
В современных индийских языках слова «астика» («astika») и «настика» («nastika») обозначают соответственно «теист» и «атеист». Однако в философской литературе, написанной на санскрите, словом «астика» обозначали тех, «кто верит в авторитет вед», или тех, «кто верит в жизнь после смерти».[3;122] («Настика» соответственно означает противоположное.) Эти слова употребляются здесь в первом смысле. Во втором смысле даже такие неортодоксальные школы, как буддийская и джайнская, будут относиться к астике, поскольку их представители верят в жизнь после смерти. Шесть ортодоксальных школ относятся к астике, а школа чарвака — к настике в обоих смыслах этого слова.[6;74-75]
К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.