ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
1. Законы, регулирующие систему государственных закупок в Китайской Народной Республике
В настоящее время одним из важнейших инструментов регулирования экономики являются государственные закупки. Эффективный контроль государства в данной области позволит не только привлечь дополнительные средства в бюджет, но и сформировать и простимулировать дополнительный интерес для бизнес-сообщества. Изучение зарубежного опыта в значительной мере может предостеречь от рисков и кризисных ситуаций в данной сфере.
Правительство Китайской Народной Республики как одной из лидирующих экономик планеты в должной мере понимает значимость законодательной базы, способствующей экономическому развитию. Законы, регулирующие систему государственных закупок в КНР, - это "Государственный закон о госзакупках" (Government Procurement Law) и Закон "О торговых соглашениях" (Bidding Law).
Согласно "Государственному закону о госзакупках" правительство и юридические лица Поднебесной должны приобретать только отечественные товары и услуги. Исключениями являются те виды услуг, которые невозможно приобрести в Китае, а если возможно, то цена таких услуг не должна быть на 20 % дороже, чем за рубежом. Также исключениями являются закупаемые товары, предназначенные для использования за границей или в иных случаях, предусмотренных законом.
Закон четко разделяет понятия отечественного и импортного товаров. Отечественным может называться продукт, который произведен на территории Китая и себестоимость которого превышает 50 %-й барьер от конечной цены. Импортный товар - это продукт, у которого менее 50 % добавленной стоимости было произведено на территории Китая24.
Закон "О торговых соглашениях" - это закон, регулирующий отношения в сфере госзакупок, в основном в секторе строительства, строительных работ, а также по приобретению сопутствующих товаров.
Стоит отметить, что главная цель данных законодательных актов - существенное ограничение деятельности иностранных компаний в секторе госзакупок Китая. Приоритет отдается отечественным производителям и поставщикам услуг.
Также примечателен тот факт, что, помимо двух основных законов о государственных закупках, в Китае существует "Каталог централизованных закупок" (CP Catalogue), в котором перечислены товары и услуги, подлежащие закупке по системе торгов.
Как уже говорилось ранее, кроме строгих ограничений в работе зарубежных компаний, в китайской системе есть и ряд исключений. Согласно распоряжению Министерства финансов КНР, зарубежные товары и услуги могут быть закуплены лишь в том случае, если высшие компетентные органы одобрят данное решение в соответствии с экспертной оценкой. Помимо этого, предпочтения отдаются тем поставщикам, которые предлагают выгодные условия (например, передачу технологии)25.
Таким образом, власти Китая с помощью законодательной базы пытаются всячески обезопасить отечественных производителей от иностранной конкуренции, ослабить зависимость национальных поставщиков от нестабильности мировых финансовых рынков. Участие зарубежного капитала в КНР жестко регламентировано, однако существует ряд взаимовыгодных исключений.
2. Международный опыт проведения государственных закупок на примере Великобритании
Государственные закупки в Великобритании осуществляются на основе Соглашения ЕС, Директив С и собственного законодательства, что подчеркивает многие особенности данной системы.
В настоящее время реализуется режим нормативного правового регулирования, который направлен на формирование максимальной открытости рынка госзакупок, предупреждение и предотвращение протекционизма в законодательстве стран - членов ЕС, способствует свободному обращению товаров и услуг на общем рынке госзакупок Евросоюза. Данный режим представляет собой пакет директив ЕС, которые подлежат инкорпорации в законодательство государств всех стран-членов, осуществляется на федеральном и местном уровнях.
Директивы ЕС в сфере госзакупок были введены в законодательство Великобритании в форме статутов и вступили в законную силу с 31 января 2006 г.
Можно выделить следующие директивы, которые действуют в настоящее время:
-
Статут № 5 от 2006 г. "Положение о государственных контрактах", который регулирует размещение заказов на выполнение работ и услуг для государственных заказов, гарантирует судебную защиту в том случае, если произойдет нарушение контрактных обязательств. Он также содержит положения, обеспечивающие гарантии соблюдения гласности, беспристрастности и справедливости при проведении тендеров на размещение государственных заказов, предусматривает различные меры противодействия при нарушении каких-либо правил проведения конкурса. -
Статут № 6 от 2006 г "Положения о контрактах на коммунальные услуги". Данный статут регулирует процедуры проведения государственных закупок организациями, которые являются лидирующими в сфере поставок воды, энергии и транспорта.
Нормативно-правовое регулирование размещения государственных заказов осуществляется на основании следующих законов:
-
Закон о защите информации от 1984 г. (Data Protection Act); -
Закон о справедливой торговле от 1973 г. (Fair Trading Act); -
Закон о конкуренции от 1980 г. (Competition Act); -
Закон о несправедливых условиях в контрактах от 1977 г. (Unfair Contract Terms Act).
При проведении государственных закупок Великобритания представляет национальный режим как в отношении стран - членов ЕС, так и третьих стран, в торговых отношениях с которыми содержатся обязательства о взаимном представлении данного режима.
Данные положения о взаимном доступе на рынок в сфере государственных закупок содержатся в двусторонних торговых соглашениях ЕС с третьими странами (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия).
Важным является то, что в национальном законодательстве Великобритании относительно государственных закупок формально не установлены какие-либо привилегии для определенных поставщиков, также отсутствуют какие бы то ни было дискриминационные положения в отношениях с иностранными поставщиками.
Одним из главенствующих принципов при осуществлении госзакупок в Великобритании является принцип окупаемости и экономии средств, который ставит своей основной целью при размещении государственного заказа достигать максимально возможного результата при минимальных издержках.
3. Особенности системы государственных закупок в ЮАР
24 апреля 2017 г. в Самаре прошел Международный форум- совещание молодых лидеров стран БРИКС, где присутствовали представители молодого поколения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. На форуме поднимались важные для экономического развития темы, посвященные международному сотрудничеству, инновационному развитию, государственным закупкам и многим другим проблемам. Особенно оживленное обсуждение вызвал доклад представителя ЮАР об особенностях национальной системы государственных закупок.
Значительную роль в государственном регулировании экономики играют государственные закупки, так как в некоторых развитых странах мира они составляют большую долю ВВП. В странах ОЭСР этот показатель равен 10 - 15 %, в развивающихся государствах достигает 25 %, а в переходных экономиках - 30 % и более. Очевидно, необходимо грамотное и эффективное регулирование закупок такого объема, что является непростым вопросом.
Важнейшие полномочия по регулированию закупочной системы на общенациональном уровне принадлежат Министерству финансов, Министерству общественных работ, Министерству промышленности и торговли и некоторым другим ведомствам, задействованным в планировании и осуществлении государственных закупок, а также выпускающим соответствующие руководящие документы. В структуре Минфина создан офис Главного сотрудника по закупкам, который не может участвовать в тендерах, однако обладает широким кругом полномочий по их регулированию и контролю. Например, он определяет векторы развития закупочной политики, проекты нормативно- правовых актов, проводит мониторинг и анализ тендеров, оказывает консалтинговые услуги в области госзакупок. Однако полномочия офиса до сих пор не закреплены законодательно.
Закупочная система Южной Африки децентрализована. Единого закона о государственных закупках не существует, а действующая законодательная база госзаказа неполноценна. Главным нормативно- правовым актом, регулирующим закупки, является Конституция
страны, в ст. 217 которой описываются пять основных принципов государственных закупок: честность, прозрачность, экономическая эффективность, чистая конкуренция и справедливость. Они полностью соответствуют тем принципам, на которых строятся международные способы управления системой госзаказа. Но, несмотря на этот факт, в той же статье говорится, что для достижения целей в области социально-экономического развития страны государство может предоставлять преференции отдельным участникам торгов.
Существуют и другие нормативные акты, регулирующие систему государственных закупок в ЮАР, например, закон об управлении государственными финансами (1999), об управлении финансами муниципалитетов (2003), рамочный закон о льготах и преференциях в госзакупках (2000), о профилактике и борьбе с коррупцией (2004) и др. Власти ЮАР признают несовершенство системы госзакупок и уже разработали проект закона, цель которого - сделать закупочную систему четко регулируемой и централизованной.
Несмотря на несовершенство законодательства, в ЮАР насчитывается свыше тысячи организаций, которые регулярно осуществляют закупки самостоятельно. Общий объем государственных закупок составляет 500 млрд рэндов в год. Тендерное объявление должно включать подробное описание закупаемого объекта, спецификации, объемы, сроки поставки и критерии оценки. Тендерные предложения вскрываются публично, а содержащаяся в них информация протоколируется. В настоящее время торги имеют "бумажный" вид, ведь система электронных тендеров пока не создана.
На сегодняшний день главная задача социально-экономической политики ЮАР - устранение последствий апартеида и соответствующих диспропорций, сложившихся в обществе во второй половине XX в. Одним из инструментов достижения этой цели является политика государственных закупок.
Широкое применение в ЮАР получил режим льготных закупок, благодаря которым исполнители, представляющие определенные социальные группы, получают преференции. Льготные социальные группы составляют, в основном, чернокожие участники торгов, а также на получение некоторых льгот могут рассчитывать белые женщины и инвалиды. Льготные условия введены с целью восстановить справедливость в отношении тех категорий граждан, которые подвергались расовой дискриминации или имели не самые лучшие условия для начала занятия предпринимательством. С другой стороны, льготные условия закупок выступают механизмом
поддержки отечественных поставщиков, предоставления им преференций по сравнению с иностранными участниками тендеров. Таким образом, благодаря особенностям режима государственных закупок ЮАР проводит политику позитивной дискриминации, направленной не только на иностранные компании, но и на некоторые отечественные предприятия.
Механизм льготных госзаказов входит в структуру множества программ социально-экономического развития страны. Например, в 2011 г. правительство разработало и утвердило программу социально-экономического развития "Новый путь роста", главной направленностью которой является поддержка отечественных производителей. В частности, одной из основных задач в программе обозначено обеспечить 75 % закупок силами отечественных организаций.
В декабре 2011 г. был введен в действие специальный протекционистский Акт по закупкам. Согласно его положениям, предприятия ЮАР, работающие в ряде секторов, в том числе железнодорожное производство, обязуются закупать сырье и материалы для производства у местных поставщиков и производителей.
Помимо цели восстановить справедливость среди всех слоев населения, власти ЮАР выдвигают отдельные предложения по участию иностранных компаний в государственных тендерах. Отмечается, что отечественное производство недостаточно развито, чтобы выдержать жесткую международную конкуренцию. В данной ситуации защита национальных организаций является необходимым шагом экономической политики, в том числе посредством государственных закупок.