Файл: Международный опыт государственных закупок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

1. Законы, регулирующие систему государственных закупок в Китайской Народной Республике
В настоящее время одним из важнейших инструментов регули­рования экономики являются государственные закупки. Эффектив­ный контроль государства в данной области позволит не только при­влечь дополнительные средства в бюджет, но и сформировать и про­стимулировать дополнительный интерес для бизнес-сообщества. Изучение зарубежного опыта в значительной мере может предосте­речь от рисков и кризисных ситуаций в данной сфере.

Правительство Китайской Народной Республики как одной из лиди­рующих экономик планеты в должной мере понимает значимость зако­нодательной базы, способствующей экономическому развитию. Законы, регулирующие систему государственных закупок в КНР, - это "Государ­ственный закон о госзакупках" (Government Procurement Law) и Закон "О торговых соглашениях" (Bidding Law).

Согласно "Государственному закону о госзакупках" правительство и юридические лица Поднебесной должны приобретать только отече­ственные товары и услуги. Исключениями являются те виды услуг, ко­торые невозможно приобрести в Китае, а если возможно, то цена таких услуг не должна быть на 20 % дороже, чем за рубежом. Также исключе­ниями являются закупаемые товары, предназначенные для использова­ния за границей или в иных случаях, предусмотренных законом.

Закон четко разделяет понятия отечественного и импортного това­ров. Отечественным может называться продукт, который произведен на территории Китая и себестоимость которого превышает 50 %-й барьер от конечной цены. Импортный товар - это продукт, у которого менее 50 % добавленной стоимости было произведено на территории Китая24.

Закон "О торговых соглашениях" - это закон, регулирующий отно­шения в сфере госзакупок, в основном в секторе строительства, строи­тельных работ, а также по приобретению сопутствующих товаров.

Стоит отметить, что главная цель данных законодательных актов - существенное ограничение деятельности иностранных компаний в секторе госзакупок Китая. Приоритет отдается отечественным произ­водителям и поставщикам услуг.

Также примечателен тот факт, что, помимо двух основных зако­нов о государственных закупках, в Китае существует "Каталог цен­трализованных закупок" (CP Catalogue), в котором перечислены то­вары и услуги, подлежащие закупке по системе торгов.


Как уже говорилось ранее, кроме строгих ограничений в работе зарубежных компаний, в китайской системе есть и ряд исключений. Согласно распоряжению Министерства финансов КНР, зарубежные товары и услуги могут быть закуплены лишь в том случае, если выс­шие компетентные органы одобрят данное решение в соответствии с экспертной оценкой. Помимо этого, предпочтения отдаются тем по­ставщикам, которые предлагают выгодные условия (например, пере­дачу технологии)25.

Таким образом, власти Китая с помощью законодательной базы пытаются всячески обезопасить отечественных производителей от иностранной конкуренции, ослабить зависимость национальных по­ставщиков от нестабильности мировых финансовых рынков. Участие зарубежного капитала в КНР жестко регламентировано, однако су­ществует ряд взаимовыгодных исключений.

2. Международный опыт проведения государственных закупок на примере Великобритании
Государственные закупки в Великобритании осуществляются на основе Соглашения ЕС, Директив С и собственного законодатель­ства, что подчеркивает многие особенности данной системы.

В настоящее время реализуется режим нормативного правового регулирования, который направлен на формирование максимальной открытости рынка госзакупок, предупреждение и предотвращение протекционизма в законодательстве стран - членов ЕС, способствует свободному обращению товаров и услуг на общем рынке госзакупок Евросоюза. Данный режим представляет собой пакет директив ЕС, которые подлежат инкорпорации в законодательство государств всех стран-членов, осуществляется на федеральном и местном уровнях.

Директивы ЕС в сфере госзакупок были введены в законодатель­ство Великобритании в форме статутов и вступили в законную силу с 31 января 2006 г.

Можно выделить следующие директивы, которые действуют в настоящее время:

  1. Статут № 5 от 2006 г. "Положение о государственных кон­трактах", который регулирует размещение заказов на выполнение работ и услуг для государственных заказов, гарантирует судебную защиту в том случае, если произойдет нарушение контрактных обяза­тельств. Он также содержит положения, обеспечивающие гарантии соблюдения гласности, беспристрастности и справедливости при проведении тендеров на размещение государственных заказов, предусматривает различные меры противодействия при нарушении каких-либо правил проведения конкурса.

  2. Статут № 6 от 2006 г "Положения о контрактах на коммуналь­ные услуги". Данный статут регулирует процедуры проведения госу­дарственных закупок организациями, которые являются лидирую­щими в сфере поставок воды, энергии и транспорта.


Нормативно-правовое регулирование размещения государ­ственных заказов осуществляется на основании следующих законов:

    1. Закон о защите информации от 1984 г. (Data Protection Act);

    2. Закон о справедливой торговле от 1973 г. (Fair Trading Act);

    3. Закон о конкуренции от 1980 г. (Competition Act);

    4. Закон о несправедливых условиях в контрактах от 1977 г. (Unfair Contract Terms Act).

При проведении государственных закупок Великобритания представляет национальный режим как в отношении стран - членов ЕС, так и третьих стран, в торговых отношениях с которыми содер­жатся обязательства о взаимном представлении данного режима.

Данные положения о взаимном доступе на рынок в сфере госу­дарственных закупок содержатся в двусторонних торговых соглаше­ниях ЕС с третьими странами (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия).

Важным является то, что в национальном законодательстве Ве­ликобритании относительно государственных закупок формально не установлены какие-либо привилегии для определенных поставщиков, также отсутствуют какие бы то ни было дискриминационные поло­жения в отношениях с иностранными поставщиками.

Одним из главенствующих принципов при осуществлении госза­купок в Великобритании является принцип окупаемости и экономии средств, который ставит своей основной целью при размещении госу­дарственного заказа достигать максимально возможного результата при минимальных издержках.

3. Особенности системы государственных закупок в ЮАР
24 апреля 2017 г. в Самаре прошел Международный форум- совещание молодых лидеров стран БРИКС, где присутствовали пред­ставители молодого поколения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. На форуме поднимались важные для экономического развития темы, посвященные международному сотрудничеству, инновационному раз­витию, государственным закупкам и многим другим проблемам. Осо­бенно оживленное обсуждение вызвал доклад представителя ЮАР об особенностях национальной системы государственных закупок.

Значительную роль в государственном регулировании экономи­ки играют государственные закупки, так как в некоторых развитых странах мира они составляют большую долю ВВП. В странах ОЭСР этот показатель равен 10 - 15 %, в развивающихся государствах до­стигает 25 %, а в переходных экономиках - 30 % и более. Очевидно, необходимо грамотное и эффективное регулирование закупок такого объема, что является непростым вопросом.


Важнейшие полномочия по регулированию закупочной системы на общенациональном уровне принадлежат Министерству финансов, Министерству общественных работ, Министерству промышленности и торговли и некоторым другим ведомствам, задействованным в пла­нировании и осуществлении государственных закупок, а также вы­пускающим соответствующие руководящие документы. В структуре Минфина создан офис Главного сотрудника по закупкам, который не может участвовать в тендерах, однако обладает широким кругом полномочий по их регулированию и контролю. Например, он опреде­ляет векторы развития закупочной политики, проекты нормативно- правовых актов, проводит мониторинг и анализ тендеров, оказывает консалтинговые услуги в области госзакупок. Однако полномочия офиса до сих пор не закреплены законодательно.

Закупочная система Южной Африки децентрализована. Единого закона о государственных закупках не существует, а действующая законодательная база госзаказа неполноценна. Главным нормативно- правовым актом, регулирующим закупки, является Конституция

страны, в ст. 217 которой описываются пять основных принципов государственных закупок: честность, прозрачность, экономическая эффективность, чистая конкуренция и справедливость. Они полно­стью соответствуют тем принципам, на которых строятся междуна­родные способы управления системой госзаказа. Но, несмотря на этот факт, в той же статье говорится, что для достижения целей в об­ласти социально-экономического развития страны государство может предоставлять преференции отдельным участникам торгов.

Существуют и другие нормативные акты, регулирующие систе­му государственных закупок в ЮАР, например, закон об управлении государственными финансами (1999), об управлении финансами му­ниципалитетов (2003), рамочный закон о льготах и преференциях в госзакупках (2000), о профилактике и борьбе с коррупцией (2004) и др. Власти ЮАР признают несовершенство системы госзакупок и уже разработали проект закона, цель которого - сделать закупочную систему четко регулируемой и централизованной.

Несмотря на несовершенство законодательства, в ЮАР насчиты­вается свыше тысячи организаций, которые регулярно осуществляют закупки самостоятельно. Общий объем государственных закупок со­ставляет 500 млрд рэндов в год. Тендерное объявление должно вклю­чать подробное описание закупаемого объекта, спецификации, объе­мы, сроки поставки и критерии оценки. Тендерные предложения вскрываются публично, а содержащаяся в них информация протоко­лируется. В настоящее время торги имеют "бумажный" вид, ведь си­стема электронных тендеров пока не создана.


На сегодняшний день главная задача социально-экономической политики ЮАР - устранение последствий апартеида и соответству­ющих диспропорций, сложившихся в обществе во второй половине XX в. Одним из инструментов достижения этой цели является поли­тика государственных закупок.

Широкое применение в ЮАР получил режим льготных заку­пок, благодаря которым исполнители, представляющие определен­ные социальные группы, получают преференции. Льготные соци­альные группы составляют, в основном, чернокожие участники тор­гов, а также на получение некоторых льгот могут рассчитывать бе­лые женщины и инвалиды. Льготные условия введены с целью вос­становить справедливость в отношении тех категорий граждан, ко­торые подвергались расовой дискриминации или имели не самые лучшие условия для начала занятия предпринимательством. С дру­гой стороны, льготные условия закупок выступают механизмом

поддержки отечественных поставщиков, предоставления им префе­ренций по сравнению с иностранными участниками тендеров. Та­ким образом, благодаря особенностям режима государственных за­купок ЮАР проводит политику позитивной дискриминации, направленной не только на иностранные компании, но и на некото­рые отечественные предприятия.

Механизм льготных госзаказов входит в структуру множества программ социально-экономического развития страны. Например, в 2011 г. правительство разработало и утвердило программу социаль­но-экономического развития "Новый путь роста", главной направ­ленностью которой является поддержка отечественных производите­лей. В частности, одной из основных задач в программе обозначено обеспечить 75 % закупок силами отечественных организаций.

В декабре 2011 г. был введен в действие специальный протекци­онистский Акт по закупкам. Согласно его положениям, предприятия ЮАР, работающие в ряде секторов, в том числе железнодорожное производство, обязуются закупать сырье и материалы для производ­ства у местных поставщиков и производителей.

Помимо цели восстановить справедливость среди всех слоев населения, власти ЮАР выдвигают отдельные предложения по уча­стию иностранных компаний в государственных тендерах. Отмеча­ется, что отечественное производство недостаточно развито, чтобы выдержать жесткую международную конкуренцию. В данной ситу­ации защита национальных организаций является необходимым ша­гом экономической политики, в том числе посредством государ­ственных закупок.