ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, политика ЮАР в сфере государственных закупок несет преференциальный характер по отношению к национальным производителям. Предпосылкой для этого служит невозможность национальных компаний выдержать международную конкуренцию. С целью расширить и укрепить экономические права и свободы чернокожих граждан ЮАР большое внимание уделяется позитивной дискриминации населения. Множественные системные несовершенства также являются барьером для входа на рынок государственных закупок для иностранных компаний. Очевидно, в ближайшее время страна не ориентирована на развитие внешнеторговой сферы госзаказа.
Существует также проблема широко развитой коррупции на территории ЮАР, особенно в сфере государственных закупок. Согласно оценкам Transparency International ЮАР находится в средней части
мирового коррупционного рейтинга. Например, за 2014 г. индекс восприятия коррупции составил 44 балла из 100 (67-е место в мире). Этот показатель выше, чем у большинства африканских и некоторых европейских стран. Кроме того, множество общественных организаций, проводящих мониторинг экономической обстановки в стране, в том числе в области коррупции, заявляют, что коррупционная ситуация в стране критическая, а борьба со взяточничеством не приносит результатов. Проблема коррупции входит в число наиболее острых в Южной Африке. По данным прессы, лишь одного из пяти уличенных в коррупции чиновников увольняют, а остальные остаются на государственной службе. В случае расследования чиновник вправе уволиться по собственному желанию, после чего преследование по закону прекращается, а обвиняемый устраивается на новую работу.
Данный факт серьезно тормозит развитие закупочной системы в стране. На фоне отсутствия хорошо разработанного и эффективно действующего законодательства ЮАР в области госзаказа отсутствие противодействующих мер коррупции и ее процветание негативно сказываются на общем имидже страны как субъекта государственных закупок.
4. Особенности процесса государственных закупок в Японии
На сегодняшний день законодательные нормы Японии, отвечающие за проведение государственных закупок, опираются на нормы Всемирной торговой организации. Но по части позиций (например, по строительным работам, медицине и сфере IT) Япония взяла те обязательства, которые выходят за пределы данной организации.
Все условия допуска отечественных и иностранных компаний к процессу муниципальных и государственных закупок в Японии регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:
-
Закон о местном самоуправлении (Local Autonomy Law) от 17 апреля 1947 г. с последними изменениями от 18 мая 2007 г.; -
Приказ Министерства финансов о специальных процедурах для правительственных закупок или определенных услуг (Ministerial Ordinance Stipulating Special Procedures for Government Procurement of products or Specified Services); -
Приказ Кабинета о специальных процедурах правительственных закупок продукции или определенных услуг; -
Императорский указ о бюджете, обслуживании счетов и регулировании деятельности по обслуживанию счетов (The Budget, Settlement of Account and Accounting Regulations); -
Закон о государственном бюджете (The Accounts Law).
Важнейшим условием допуска к тендерным процедурам в данной стране является наличие статуса "квалифицированного поставщика". Квалификация поставщика товаров или услуг должна быть подтверждена специальными уполномоченными на то государственными органами. На получение и подтверждение данного статуса влияют такие показатели, как собственный капитал фирмы, величина оборотных средств, численность персонала, цена оборудования, примерный уровень продаж в год, опыт и время, в течение которого субъект государственной закупки занимается бизнесом. Здесь напрашивается вопрос о коррупционной составляющей: насколько прозрачны подобные процедуры и не создает ли это поле для коррупционных махинаций в государственных органах Японии?
Сегодня выделяют три вида тендеров в системе государственных закупок Японии:
-
Открытые. Это значит, что заинтересованная фирма публично заявляет о желании произвести закупки и приглашает к участию в тендере поставщиков, имеющих статус "квалифицированный". Как правило, в этом случае контракт заключается с тем, кто предложил наименьшую стоимость. -
Выборочные. Желающая фирма публично сообщает о намерении начать прием заявок к участию в тендере. По итогам скриннинга заявок выбираются поставщики, которые, по оценкам желающей фирмы, способны реализовать предстоящий контракт. Победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену. -
Лимитированные (единоличные). Подобные тендеры проводят закрытые учреждения, деятельность которых публично не афишируется. Обычно заказчиками здесь выступают учреждения, работающие с государственной тайной, лаборатории, тюрьмы, а также ведомства, деятельность которых требует реализации контракта на территории иностранного государства. В данном случае проведение конкурса не требуется: организации сами вправе выбрать себе фирму.
Органом, контролирующим процесс отбора заявок и определение победителей тендеров, является управление организации государственных закупок (The Office of Government Procurement Review) Администрации кабинета министров по имеющемуся соглашению в рамках ВТО.
Отбором контрактов для центральных министерств и ведомств занимается совет по организации государственных закупок (Government Procurement Review Board).
Законодательство страны не запрещает иностранным поставщикам принимать участие в закупках и не ставит жестких преференций японским товарам. А значит, можно сказать о функционировании института равного доступа к тендерам как у местных компаний, так и у зарубежных фирм.
Таким образом, ключевые особенности процесса государственных закупок в Японии состоят в следующем:
-
Многолетние законодательные институты, регулирующие сферу закупок, оказывают позитивное влияние на ее развитие. Отсутствие резкой смены законов и режима власти, по мнению авторов, только совершенствует тот или иной процесс. -
Приобретение и подтверждение статуса "квалифицированного" поставщика могут создать почву для коррупционных преступлений. -
Исходя из многообразия видов тендеров и их особенностей, можно сделать вывод, что к закупкам могут быть допущены и фирмы, не имеющие статуса "квалифицированного" поставщика (в случаях, когда организация самостоятельно определяет поставщиков без конкурса). -
В ситуации, когда организация вправе самостоятельно определить поставщика без конкурса, возможны случаи участия в закупках фирм, аффилированных с организацией.