Файл: Международный опыт государственных закупок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, политика ЮАР в сфере государственных заку­пок несет преференциальный характер по отношению к националь­ным производителям. Предпосылкой для этого служит невозмож­ность национальных компаний выдержать международную конку­ренцию. С целью расширить и укрепить экономические права и свободы чернокожих граждан ЮАР большое внимание уделяется позитивной дискриминации населения. Множественные системные несовершенства также являются барьером для входа на рынок госу­дарственных закупок для иностранных компаний. Очевидно, в бли­жайшее время страна не ориентирована на развитие внешнеторго­вой сферы госзаказа.

Существует также проблема широко развитой коррупции на тер­ритории ЮАР, особенно в сфере государственных закупок. Согласно оценкам Transparency International ЮАР находится в средней части

мирового коррупционного рейтинга. Например, за 2014 г. индекс восприятия коррупции составил 44 балла из 100 (67-е место в мире). Этот показатель выше, чем у большинства африканских и некоторых европейских стран. Кроме того, множество общественных организа­ций, проводящих мониторинг экономической обстановки в стране, в том числе в области коррупции, заявляют, что коррупционная ситуа­ция в стране критическая, а борьба со взяточничеством не приносит результатов. Проблема коррупции входит в число наиболее острых в Южной Африке. По данным прессы, лишь одного из пяти уличенных в коррупции чиновников увольняют, а остальные остаются на госу­дарственной службе. В случае расследования чиновник вправе уво­литься по собственному желанию, после чего преследование по зако­ну прекращается, а обвиняемый устраивается на новую работу.

Данный факт серьезно тормозит развитие закупочной системы в стране. На фоне отсутствия хорошо разработанного и эффективно дей­ствующего законодательства ЮАР в области госзаказа отсутствие про­тиводействующих мер коррупции и ее процветание негативно сказыва­ются на общем имидже страны как субъекта государственных закупок.

4. Особенности процесса государственных закупок в Японии

На сегодняшний день законодательные нормы Японии, отвеча­ющие за проведение государственных закупок, опираются на нормы Всемирной торговой организации. Но по части позиций (например, по строительным работам, медицине и сфере IT) Япония взяла те обязательства, которые выходят за пределы данной организации.

Все условия допуска отечественных и иностранных компаний к процессу муниципальных и государственных закупок в Японии ре­гламентируются следующими нормативно-правовыми актами:


  • Закон о местном самоуправлении (Local Autonomy Law) от 17 ап­реля 1947 г. с последними изменениями от 18 мая 2007 г.;

  • Приказ Министерства финансов о специальных процедурах для правительственных закупок или определенных услуг (Ministerial Ordinance Stipulating Special Procedures for Government Procurement of products or Specified Services);

  • Приказ Кабинета о специальных процедурах правительствен­ных закупок продукции или определенных услуг;

  • Императорский указ о бюджете, обслуживании счетов и регу­лировании деятельности по обслуживанию счетов (The Budget, Settlement of Account and Accounting Regulations);

  • Закон о государственном бюджете (The Accounts Law).

Важнейшим условием допуска к тендерным процедурам в дан­ной стране является наличие статуса "квалифицированного постав­щика". Квалификация поставщика товаров или услуг должна быть подтверждена специальными уполномоченными на то государствен­ными органами. На получение и подтверждение данного статуса вли­яют такие показатели, как собственный капитал фирмы, величина оборотных средств, численность персонала, цена оборудования, при­мерный уровень продаж в год, опыт и время, в течение которого субъект государственной закупки занимается бизнесом. Здесь напрашивается вопрос о коррупционной составляющей: насколько прозрачны подобные процедуры и не создает ли это поле для кор­рупционных махинаций в государственных органах Японии?

Сегодня выделяют три вида тендеров в системе государственных закупок Японии:

  1. Открытые. Это значит, что заинтересованная фирма публично заявляет о желании произвести закупки и приглашает к участию в тендере поставщиков, имеющих статус "квалифицированный". Как правило, в этом случае контракт заключается с тем, кто предложил наименьшую стоимость.

  2. Выборочные. Желающая фирма публично сообщает о намере­нии начать прием заявок к участию в тендере. По итогам скриннинга заявок выбираются поставщики, которые, по оценкам желающей фирмы, способны реализовать предстоящий контракт. Победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену.

  3. Лимитированные (единоличные). Подобные тендеры проводят закрытые учреждения, деятельность которых публично не афиширу­ется. Обычно заказчиками здесь выступают учреждения, работающие с государственной тайной, лаборатории, тюрьмы, а также ведомства, деятельность которых требует реализации контракта на территории иностранного государства. В данном случае проведение конкурса не требуется: организации сами вправе выбрать себе фирму.


Органом, контролирующим процесс отбора заявок и определение победителей тендеров, является управление организации государствен­ных закупок (The Office of Government Procurement Review) Администра­ции кабинета министров по имеющемуся соглашению в рамках ВТО.

Отбором контрактов для центральных министерств и ведомств занимается совет по организации государственных закупок (Government Procurement Review Board).

Законодательство страны не запрещает иностранным поставщи­кам принимать участие в закупках и не ставит жестких преференций японским товарам. А значит, можно сказать о функционировании института равного доступа к тендерам как у местных компаний, так и у зарубежных фирм.

Таким образом, ключевые особенности процесса государствен­ных закупок в Японии состоят в следующем:

    1. Многолетние законодательные институты, регулирующие сферу закупок, оказывают позитивное влияние на ее развитие. Отсут­ствие резкой смены законов и режима власти, по мнению авторов, только совершенствует тот или иной процесс.

    2. Приобретение и подтверждение статуса "квалифицированного" поставщика могут создать почву для коррупционных преступлений.

    3. Исходя из многообразия видов тендеров и их особенностей, можно сделать вывод, что к закупкам могут быть допущены и фир­мы, не имеющие статуса "квалифицированного" поставщика (в слу­чаях, когда организация самостоятельно определяет поставщиков без конкурса).

    4. В ситуации, когда организация вправе самостоятельно опреде­лить поставщика без конкурса, возможны случаи участия в закупках фирм, аффилированных с организацией.