Файл: Педагогическая мастерская на уроках истории и обществознания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
" Педагогическая мастерская на уроках истории и обществознания" Мастер-класс
А. М. Чукаева, учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №8» г. Октябрьский
Цель: Демонстрация технологии педагогической мастерской в преподавании
обществознания путем.
Задачи:
1 Поделиться опытом использования технологии, способствующей
повышению мотивации учебной деятельности учащихся.
2 Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в
общении.
3 Создать условия для развития творческих способностей
Ход мастер-класса
Вступительное слово педагога о технологии «творческая мастерская».
Добрый день! Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности
учащегося при использовании учителем новых образовательных технологий.
Одной из современных технологий является технология педагогических
мастерских. Технологию я апробирую всего лишь первый год.
На уроках использую отдельные элементы мастерской".
Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и
взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника
к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное
знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание
творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные. Разрыв» - необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Это психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины.
Технология имеет свой алгоритм и состоит из семи этапов:
Первый этап – Индуктор (индукция): создание эмоционального настроя;
Второй этап – Создание творческого продукта (самоконструкция): индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;
Третий этап – социоконструкция: работа учащихся в парах, группах;
Четвёртый - социализация: Представление созданного продукта выступление ученика в группе;
Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ учеников;
Шестой этап – разрыв: внутреннее осознание участниками мастерской
неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.
Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс организации и проведения урока с применением технологии «педагогическая мастерская».
1-й этап: Индуктор: мотивационный этап. Наведение на тему. Постановка цели-прогноза. Стимулирование познавательного интереса путем введения интересной информации .
Уважаемые коллеги, сегодня на занятие я пришла с фонарем… Почти с таким же две с половиной тысячи лет назад по улицам Афин ходил философ Диоген.
Человек это был необычный, был равнодушен к удобствам и жил в бочке, просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам ». В то же время, был очень знаменит и уважаем. Одна притча гласит, что сам Александр Македонский хотел озолотить Диогена и, подойдя к нему, спросил: «Что бы ты хотел получить от меня». И Диоген, гревшийся в тот момент на солнце, спокойно ответил: «Я хочу, чтобы ты отошел, поскольку загораживаешь мне солнце». После чего Александр даже якобы заметил, «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
Так вот однажды Диоген среди ясного дня с зажженным фонарем стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, Диоген?» И философ ответил: «Ищу человека!»
Скажите, пожалуйста, в вашей жизни были ситуации, когда вы что-то или кого-то искали, и если это не секрет поделитесь.
Учащиеся приводят примеры из своего социального опыта. Тогда, думаю, вам понятны чувства Диогена. Но необычность ситуации была в том , что улицы Афин были полны людьми, а он словно не замечал их и продолжал восклицать: «Ищу человека!!!» Как вы думаете, какого человека искал Диоген?
Учащиеся высказывают предположения ( необычного, похожего на себя, доброго и т.п.)
Постановка условной цели-прогноза - найти «человека»
Учитель задает вопросы : Вы бы хотели помочь Диогену найти такого человека? Как вы думаете, что в случае успеха результатом наших поисков? Начнем?
2- этап: Работа с материалом.
Задание 1 . Ребятам предлагаются вырезки из журналов с изображениями различных людей.
Учитель: На кого бы из этих лиц вы посоветовали ему обратить внимание и почему? Может быть, с кем-то вы посоветуете ему познакомиться, а от кого- то уйти прочь. Сделайте свой выбор, и, пожалуйста, по очереди, представьте его, в нескольких словах поясняя, почему именно этот человек привлек ваше внимание.
Учащиеся выбирают, называют, объясняют
Учитель: А на что вы обращали внимание в первую очередь, на внешние данные или вас привлекли внутренние качества ???
Учитель: Диоген искал не внешнюю , а внутреннюю привлекательность. Слова «Ищу человека!» трактуют как : « Ищу личность!». Понятие личность довольно сложное, с одной стороны – это человек так - как личностью не рождаются, личностью становятся. Личностью или Человеком с большой буквы называют только того, кто обладает качествами, которые имеют значение для общества. Они не всегда заметны с первого взгляда, но они проявляются в деятельности человека.
Данные этапы работы можно использовать как часть урока, так и в комплексе с другими упражнениями.
Список литературы
1. Даутова О.Б. Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПБ, Каро, 2015 2.Вересаев В.В. Об обрядах старых и новых. М. 1936 3.Горнфельд А.Г. Новые словечки и старые слова. ПБ, 1922 4.Григорьев Г. Шкотов С. Старый и новый быт. М - Л. 1927 5. Крылова О.Н. Муштавинская И.В. Новая дидактика совре-менного урока в условиях введения ФГОС. СПБ, Каро, 2015 6.Журнал «Школа Будущего», № 2, 2018 Педагогическая мастерская как новая образовательная технология на уроках. Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор кафедры методики преподавания истории МПГУ, академик МАНПО.