Файл: Коломейцева Лидия Владимировна г. Москва 2022 Цель формирование практических навыков при работе с кризисами различных возрастов. Методическое обеспечение литература.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи (1610)_n
Дисциплина: Психология развития и возрастная психология
Загрузите результат практического задания. 45 баллов,
Выполнил:
слушатель Собакарева Анастасия Владимировна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Москва – 2022
Цель: формирование практических навыков при работе с кризисами различных возрастов.
Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.
Пользуясь файлом «Приложение 1»; либо любым другим источником в интернете, либо в вашей личной библиотеке, заполните таблицу по периодизации стадий Э.Эриксона.
Эпигенетическая теория возрастной периодизации может быть полезным инструментом в Вашей консультативной работе. По Э.Эриксону каждый возрастной период может иметь свой психосоциальный исход, который обуславливает качество жизни человека. Например, в период младенческой стадии психосоциальным исходом может быть базовое доверие или недоверие к миру. Если у человека сформировано доверие к миру, то он ощущает себя в этом мире нужным и хорошим, что и служит его опорой на себя в его жизненном пути и в его достижениях. Обратно же ситуация складывается, если у человека сформировано базовое недоверие к миру, когда личность ожидает предательства и всевозможного плохого отношения к себе.
Ваша задача изучить эпигенетическую теорию возрастов и заполнить таблицу. В каждом столбце кратко сформулировать ответ 1. Описание стадии по теории Э.Эриксона. 2. Анализ собственной жизненной ситуации в данный возрастной период Вашей жизни. 3. Таблицу необходимо заполнить до конца. Спрогнозируйте возможные варианты развития событий в Вашей жизни, на тех возрастных стадиях, которые Вы еще не прошли.
Возрастная Периодизация Э. Эриксона | ||||
Стадии развития | Психосоциальная стадия | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход |
(Младенчество 0-1 год). | Орально-сенсорная | Доверие – недоверие к окружающим людям. | Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. | Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. |
Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии. | От рождения до года – первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия. Главным условием выработки чувства доверия к ощущение последовательности, приемственности и узноваемости переживаний. Младенкц со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Главный ритуал – взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает центром его жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка) Надежда как оптимизм в отношении своего культурного пространства – это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликтаю | |||
Раннее детство 1-3 года: родители | Мышечно – анальная | Автономия – зависимость | Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. | Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развитая речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих. |
Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии. | Биологическое созревание создает основу для появления самостоятельных действий ребенка в целом ряде областей ( передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку. Родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Главным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я – то,что я могу». При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе – слабоволие. | |||
Детство 3-6 лет: родители, братья, сестры | Локомоторно – генитальная | Инициатива, уверенность в себе – чувство вины | Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение полоролевое поведение. | Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависимости к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения. |
Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии. | Третий период – « возраст игры», от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решение новых задач и приобритение новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится « Я – то, что я буду». Складывается игровая составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и учится предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением « атакавать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду. | |||
Школьный возраст 6-12 лет: школа, соседи, знакомые | Латентная | Трудолюбие – чувство неполноценности | Трудолюбие: важное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативые умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. | Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. |
Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии. | Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребенка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры. В это время ребенок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом. Термин « трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: « Я – то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребенку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал – совершенство исполнения. Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и « силы желания», инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести – это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, « умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству. Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для « серьезных занятий», то появляется опасность выработки у негои чувства неполноценности и некомпитентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребенка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены. Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я? | |||
Отрочество 12-20 лет | Подростковая (юность). | Идентичность – смешение ролей | Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение: каким быть? Кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения. Лидерство в группах сверстников, и при необходимости, подчинение им. | Путанница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения. |
Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии. | Эта стадия считается самым выжным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность – это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности. Именно тогда будущее в обозримых пределах становится частью сознательного плана жизни». Это вторая попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам. Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, общественном устройстве мира. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребенок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем. Что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе. Ретуализация становится импровизационной, в ней выделяется идиологический аспект. Идеологи предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе ( какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя ( эго –идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости с одной стороны и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся. Желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы « равных» очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их. Резкие социальные изменения, неудовлетворенность общепринятым ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности и неспособности выбрать карьеру или продолжить оброзование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения.Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности. | |||
Ранняя зрелость 20-25 лет | Молодость | Близость – изоляция | Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь. | Изоляция: одиночество, остракизм. |
Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии. | Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом этот период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Интимность ( достижение близости) – как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития: - человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому. - в случае сомнений и неуверенности будет тяжело позволить другим пересечь свои границы. - человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу. - отсутствие трудолюбия приведет к инертности в отношениях, а не понимание своего места в обществе – к душевному разладу. Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнерские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях – все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция» - это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека. Опасность данной стадии – избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни « потерять независимость» приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения? | |||
Средний возраст 25-65 лет | Зрелость | Генеративность – стагнация | Генеративность: целеустремленность, продуктивность | Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия |
Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии. | Основная проблема этой стадии – выбор между продуктивностью (генеретивность) и инертностью ( стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация. « Зрелая взрослость» приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. «Я» проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях дома, на работе в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества. Продуктивность вступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Трудности в « производительности» могут включать навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребенком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглащенность. Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы – их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадежности и бессмысленности жизни. Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? | |||
Поздняя зрелость После 65 лет | Старость | Цельность – отчаяние | Цельность личности:чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. | Отчаяние: отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. |
Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии. | Эта стадия конфликта цельности и безнадежности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь еще раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определенных целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадежности и страх смерть. |