Файл: Коломейцева Лидия Владимировна г. Москва 2022 Цель формирование практических навыков при работе с кризисами различных возрастов. Методическое обеспечение литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи (1610)_n

Дисциплина: Психология развития и возрастная психология

Загрузите результат практического задания. 45 баллов,


Выполнил:

слушатель Собакарева Анастасия Владимировна

Преподаватель:

Коломейцева Лидия Владимировна

г. Москва – 2022

Цель: формирование практических навыков при работе   с кризисами различных возрастов.

Методическое обеспечение: литература из библиотеки, источники в интернете.

Пользуясь файлом «Приложение 1»; либо любым другим источником в интернете, либо в вашей личной библиотеке, заполните таблицу по периодизации стадий Э.Эриксона.

Эпигенетическая теория возрастной периодизации может быть полезным инструментом в Вашей консультативной работе. По Э.Эриксону каждый возрастной период может иметь свой психосоциальный исход, который обуславливает качество жизни человека. Например, в период младенческой стадии психосоциальным исходом может быть базовое доверие или недоверие к миру. Если у человека сформировано доверие к миру, то он ощущает себя в этом мире нужным и хорошим, что и служит его опорой на себя в его жизненном пути и в его достижениях. Обратно же ситуация складывается, если у человека сформировано базовое недоверие к миру, когда личность ожидает предательства и всевозможного плохого отношения к себе.

Ваша задача изучить эпигенетическую теорию возрастов и заполнить таблицу. В каждом столбце кратко сформулировать ответ 1. Описание стадии по теории Э.Эриксона. 2. Анализ собственной жизненной ситуации в данный возрастной период Вашей жизни.  3. Таблицу необходимо заполнить до конца. Спрогнозируйте возможные варианты развития событий в Вашей жизни, на тех возрастных стадиях, которые Вы еще не прошли.

Возрастная Периодизация Э. Эриксона

Стадии развития

Психосоциальная стадия

Предмет конфликта развития

Социальные условия

Психосоциальный исход

(Младенчество 0-1 год).

 

 Орально-сенсорная

 Доверие – недоверие к окружающим людям.

 Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей.

 Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.

Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии.

От рождения до года – первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия. Главным условием выработки чувства доверия к ощущение последовательности, приемственности и узноваемости переживаний. Младенкц со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Главный ритуал – взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает центром его жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка) Надежда как оптимизм в отношении своего культурного пространства – это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликтаю

Раннее детство

1-3 года: родители

 Мышечно – анальная

 Автономия – зависимость

 Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.

 Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развитая речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих.

Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии.

 Биологическое созревание создает основу для появления самостоятельных действий ребенка в целом ряде областей ( передвигаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку. Родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или завышенных ожиданий у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие. Главным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я – то,что я могу». При удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе – слабоволие.

Детство

3-6 лет: родители, братья, сестры

 Локомоторно – генитальная

 Инициатива, уверенность в себе – чувство вины

 Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение полоролевое поведение.

 Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависимости к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения.

Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии.

Третий период – « возраст игры», от 3 до 6 лет. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решение новых задач и приобритение новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится « Я – то, что я буду». Складывается игровая составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и учится предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением « атакавать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. Ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми, с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных норм и запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Школьный возраст

6-12 лет: школа, соседи, знакомые

 Латентная

 Трудолюбие – чувство неполноценности

 Трудолюбие: важное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативые умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу.

 Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.

Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии.

 Соперничество с родителем своего пола уже преодолено, происходит выход ребенка за пределы семьи и приобщение к технологической стороне культуры. В это время ребенок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом. Термин « трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: « Я – то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Школа помогает ребенку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым подтверждая чувство личностной силы. Связанный со школьными порядками ритуал – совершенство исполнения. Построив на ранних стадиях чувства доверия и надежды, автономности и « силы желания», инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести – это аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, « умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для « серьезных занятий», то появляется опасность выработки у негои чувства неполноценности и некомпитентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. На этой стадии у ребенка может развиться комплекс неполноценности, если ожидания взрослых завышены или занижены. Вопрос, на который отвечают на этом этапе: Способен ли я?  

Отрочество

12-20 лет

 Подростковая (юность).

 Идентичность – смешение ролей

 Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение: каким быть? Кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация в формах поведения. Лидерство в группах сверстников, и при необходимости, подчинение им.

Путанница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения. 

Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии.

 Эта стадия считается самым выжным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность – это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности. Именно тогда будущее в обозримых пределах становится частью сознательного плана жизни». Это вторая попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют об идеальной семье, общественном устройстве мира. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: Кто он есть и кем он станет? Ребенок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека?

Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем. Что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе. Ретуализация становится импровизационной, в ней выделяется идиологический аспект. Идеологи предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе ( какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя ( эго –идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости с одной стороны и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся. Желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. Группы « равных» очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Резкие социальные изменения, неудовлетворенность общепринятым ценностями Эриксон рассматривает как фактор, мешающий развитию идентичности и неспособности выбрать карьеру или продолжить оброзование. Отрицательный выход из кризиса выражается в плохой самоидентичности, чувстве своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда подростки кидаются в сторону делинквентного поведения.Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и ограничивает развитие идентичности. 

Ранняя зрелость 20-25 лет

 Молодость


 Близость – изоляция

 Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь.

 Изоляция: одиночество, остракизм.

Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии.

 Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом этот период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Интимность ( достижение близости) – как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

- человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому.

- в случае сомнений и неуверенности будет тяжело позволить другим пересечь свои границы.

- человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу.

- отсутствие трудолюбия приведет к инертности в отношениях, а не понимание своего места в обществе – к душевному разладу.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнерские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях – все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция» - это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Опасность данной стадии – избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни « потерять независимость» приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения? 



Средний возраст

25-65 лет

 Зрелость

 Генеративность – стагнация

 Генеративность: целеустремленность, продуктивность

 Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия

Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии.

 Основная проблема этой стадии – выбор между продуктивностью (генеретивность) и инертностью ( стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация. « Зрелая взрослость» приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. «Я» проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях дома, на работе в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность вступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота.

Трудности в « производительности» могут включать навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребенком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглащенность.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы – их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление как кризис среднего возраста выражается в чувстве безнадежности и бессмысленности жизни.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

 

Поздняя зрелость

После 65 лет

 Старость

 Цельность – отчаяние

 Цельность личности:чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.

 Отчаяние: отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.

Анализ реальных жизненных факторов, влияющих на формирование каждой психосоциальной стадии.

 Эта стадия конфликта цельности и безнадежности. В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь еще раз.

Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определенных целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадежности и страх смерть.