Файл: Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса. Метод.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
введение рекрутской повинности, строительство крепостей, составление новых воинских уставов, изменение тактики ведения войны, конная артиллерия. Образование и культура - Реформа календаря, Навигацкая школа, Реформа алфавита, Артиллерийская школа, Военно-инженерная школа, Основание Академии наук и университета в рамках Академии. Финансовые реформы - введение прямых ("окладные") и косвенных налогов ("драгунские деньги"; "корабельные"),чрезвычайные сборы ("запросные", "неокладные");государственная монополия на ряд товаров (соль, табак).Государственные реформы - Основание Правительствующего сената, Указ о единонаследии, Создание коллегий центральных органов отраслевого управления, Табель о рангах. Церковная реформа.

23. В XVIII в. русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась, приобретала светский характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Основные направления в литературе.1. В литературе XVIII в. торжествовало направление классицизма, ориентировавшееся на античные художественные образцы и гражданские добродетели. Его ярчайшими представителями были М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Г. Державин, А. Кантемир, Д. Фонвизин и др.2. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза» Н. Карамзина).Архитектура. Строительство новой столицы – Петербурга – по плану в соответствии с целостным градостроительным замыслом и западными образцами стало новым этапом в становлении русской архитектуры. Любимым жанром русских живописцев XVIII в. становится портрет. В 1756 г. в Петербурге открылся первый профессиональный театр. В XVIII в. в России получает развитие система светского образования. Первой была открыта школа «математицких и навигацких» наук в Москве (1701 г.). Позже были образованы инженерные, медицинские, горные, кораблестроительные школы, а также «цифирные школы» начального обучения. В 1724 г. Петр I подписал указ об учреждении Петербургской академии наук.В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Московский университет.В 1783 г. была создана Российская академия наук. Ее первым президентом стала графиня Е.Р. Воронцова-Дашкова.Значительны достижения российской науки, представленной именами М. Ломоносова (физика, химия, минералогия, геология, металлургия, филология, история), Л. Эйлера (математика), С. Крашенинникова (география), А. Болотова (агрономия и почвоведение), В. Татищева, И. Болтина (история), Я. Козельского и С. Десницкого (правоведение) и др. Выдающимися изобретателями были А. Нартов (токарный станок), И. Ползунов (первая в мире паровая машина), И.П. Кулибин (оптические приборы, проект одно-арочного моста через Неву).


24. Внешняя политика Петра I.

Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709 г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря. Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России.

25. В 1722 г. император издал «устав о наследовании престола», по которому император мог назначить преемника по своему усмотрению. Время после смерти Петра I в 1725 г. и до воцарения Екатерины II в 1762 г. получило название «эпоха дворцовых переворотов». Смена монархов происходила в результате интриг и переворотов, особую роль при этом играла гвардия и дворянство при дворе императоров.Петр I умер, не назначив наследника, и императрицей стала его жена Екатерина I, правившая с 1725 по 1727 гг. При императрице был создан новый орган управления государством — Верховный тайный совет, отобравший ряд функций у Сената.В 1727 г. к власти пришел внук Петра I — Петр II, правивший до 1730 г. при регентстве Верховного тайного совета. В 1730 г. незадолго до своей свадьбы Петр II скончался, и Верховный тайный совет пригласил на престол Анну Иоанновну (1730—1740 гг.), дочь брата Петра I Ивана V.Пытаясь ограничить власть императрицы, Верховный тайный совет предложил ей подписать кондиции, очерчивающие круг ее полномочий. Однако уже через две недели Анна Иоанновна разорвала кондиции, заявив, что намерена править самодержавно. Фактическим правителем при императрице стал ее фаворит Э. И. Бирон. Ключевые посты в аппарате управления страной были отданы немцам, которые в первую очередь заботились о личном обогащении, а не об интересах государства.Анна Иоанновна завещала престол сыну своей племянницы Анны Леопольдовны — Ивану VI Антоновичу (1740—1741). Регентом при малолетнем императоре стала его мать Анна Леопольдовна. Однако уже в 1741 г. состоялся новый дворцовый переворот, на престол взошла дочь Петра I Елизавета Петровна (1741—1761). Императрица мало занималась государственными делами, уделяя основное время балам, фейерверкам и прочим развлечениям. В 1761 г. на престол взошел Петр III, при нем был принят «Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству», по которому дворяне были освобождены от обязательной государственной и военной службы.



26. Екатерина Вторая – русская императрица, правившая с 1762 по 1796 год. В отличии от предшествующих монархов, пришла к власти благодаря дворцовому перевороту, свергнув своего мужа, недалекого Петра III. В период своего правления прославилась как деятельная и властная женщина, окончательно культурно укрепившая высший статус Российской Империи среди европейских держав и метрополий.

Екатерине предстояло решить следующие 4 задачи: 1) улучшить финансы и упорядочить вообще государственное хозяйство; 2) решить вопрос о церковных имуществах; 3) умиротворить восставшее крестьянское население; 4) упорядочить правосудие и удешевить судебный процесс. Внешняя политика – самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Перед Россией стояло два важнейших вопроса: турецкий и польский. Руководивший русской внешней политикой Н. И. Панин, решил сконструировать так называемый Северный аккорд-союз государств, находившихся на севере Европы: Дании, Пруссии, Польши и Швеции при участии Англии. План Панина в конечном счете не был реализован. Тем временем конфликты между Россией и Турцией вылились в войну, начавшуюся в 1768 году. В этой войне талантливый русский полководец П. А. Румянцев нанес серьезное поражение туркам при Ларге и Кагуле в 1770г.5 июля 1770 года русский флот под командованием адмирала Г. А. Спиридова разгромил турецкий флот недалеко от острова Хиоса в бухте Чесме. Однако политика некоторых европейских государств, испугавшихся усиления России, заставила ее пойти на заключение мира, который был подписан в болгарском селении Кючук-Кайнарджи 10 июля 1774года. По этому договору Россия получила от Турции территорию от Буга и крепости Кинбурн до Азова, с частью прикубанских и приазовских земель. Кабарда была включена в государственные границы России. Россия получила также выход из Азовского в Черное море. Крым был объявлен самостоятельным, а с самой Турции Россия получила 4,5 млн. рублей контрибуции.

Большое внимание екатерининское правительство уделяло и польской проблеме. В ходе борьбы за власть в Польше на престол был посажен давний знакомый Екатерины Станислав Понятовский. Россия всячески старалась усилить свое влияние в Польше, что весьма беспокоило Пруссию выступить совместно с Австрией в польском вопросе, с тем чтобы умерить требования России на юге.


27. После смерти Екатерины II на престол вступил ее сын Павел I (1796–1801).Как внутренняя, так и внешняя политика Павла Первого характеризовалась непредсказуемостью и порой полной противоречивостью. При этом, каждая из них не влияла на сами основы существовавшего государственного строя – сохранения крепостного права и самодержавия. Более того, политика Павла располагала лишь к их укреплению.Являясь сторонником Пруссии, а также её воинственных порядков, данный правитель пытался строить быть России по военному прусскому образцу. Вступив в законное правление, он попытался превратить всю страну в подобие гатчинского лагеря. Именно реакционность являлась основной чертой внутренней политики Павла Первого.Он презирал революцию во Франции и боялся такого же поворота событий в России. По этой причине правитель боролся всеми доступными способами с французскими настроениями. Была запрещена не только литература, но и французский стиль одежды.Кроме того, Павел вводит в русской армии прусскую систему, одевая чиновников и солдат в прусские наряды. В столице государства он установил казарменный порядок. Например, как только император ложился спать в восемь часов вечера и остальные жители должны были погасить огни в домах.неуравновешенность и вздорность этого монарха часто приводили к репрессиям, а также неожиданным наградам.Всего за четыре года правления Павла Первого ему удалось раздать дворянам более пятисот тысяч государственных крестьян. С самого начала своей политики монарх то и дело боролся с восстаниями, которые охватили более тридцати губерний. Все они были подавлены при помощи военной силы.Данной противоречивостью и необоснованностью отличалась и внешняя политика Павла. Будучи ярым противником Франции, император выступает против неё войной в 1798 году. Всего спустя год русское войско появляется в Северной Италии (армией командовал Суворов). Тут главнокомандующему удалось одержать ряд блистательных побед в тяжёлых сражениях и всё таки освободить Северную Италию от Франции. Опасаясь освободительных движений в Италии, Австрия требует перевода русского войска в Швейцарию, где Суворову надлежало продолжить с австрийской армией войну против французов. После известного перехода сквозь Альпы и ряда ошеломительных побед в 1799 году внешняя политика Павла изменилась и Россия прекращает военные действия.В начале 1801 года Павел отдал приказ о начале похода донских казаков против английских колоний в Индии. Вскоре монарх скончался.


28. XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление.Создается система общего и специального образования, открывается Академия наук (1725), Московский университет (1755), возникают периодическая печать и журналистика, изменяются масштабы книгопечатания.Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов. Наиболее ярко это проявилось в творчестве А.П. Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции Кроме него значительный след в отечественной литературе оставили поэт Г.Р. Державин и создатель социальной комедии Д.И. Фонвизин.Отечественная историческая наука обогатилась в XVIII в. произведениями М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, М.М. Щербатова, В.Н. Татищева, каждый из которых ввел в обращение большое количество документальных материалов и издал обширные труды по истории российского государства.Характерная черта живописи XVIII в. – освобождение от культовой тематики. Наиболее ярко новые веяния проявили себя в портретном творчестве Д. Левицкого, В. Боровиковского и Ф. Рокотова.В скульптуре, как и в живописи, начинает преобладать психологический портрет. Галерея скульптурных портретов времен Екатерины II и Павла I была создана Ф.И. Шубиным. Среди монументальной скульптуры следует отметить Медного всадника работы Э.М. Фальконе.В первой половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре являлся стиль барокко, наиболее выдающимся представителем которого был итальянский зодчий В.В. Растрелли, создавший Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы в Петергофе. Во второй половине века на смену барокко приходит классицизм, представленный творчеством В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, И.Е. Старова.

29. Правление Александра I ознаменовалось либерализацией самодержавия в духе просвещенного абсолютизма (амнистия пострадавших при Павле, ослабление цензуры). «Штаб» реформ с 1801 г. — неофициальный Негласный комитет (А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, В. П. Кочубей). В 1802 г. коллегии заменяются 8 министерствами (на принципах единоначалия) и Комитет министров. В1803 г. начинается реформа системы образования (в т.ч. создано 5 университетов и Царскосельский лицей, в котором учился А. С. Пушкин). В 1803 г. издан Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший отпускать крестьян с землёй, но за высокий выкуп. В 1804 г. ограничено крепостное право в Прибалтике.После поражения в войне с Наполеоном в 1807 г. для успокоения