Файл: Занятие 2 Преподаватель Пермь 2021.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

«Национальный социально педагогический колледж»
Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Экологические основы природопользования

Практическое занятие №2

Выполнила:

Преподаватель:

Пермь – 2021

Задание 1. Проведите информационный поиск по вопросу определения количественных и качественных характеристиках природоохранных зон Российской Федерации.  На основании полученных материалов составьте схему «Система особо охраняемых территорий России».

Существующие в Российской Федерации категории охраняемых территорий и зон с особыми условиями использования, которые могут полностью или частично соответствовать критериям охраняемых природных территорий МСОП или же выступать в роли поддерживающих элементов экологических сетей (эконета) — экологических коридоров и т.д., образуют три крупные группы, различающиеся статусом категорий и уровнем устанавливающего их законодательства:

  • категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ), установленные федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях»;

  • категории охраняемых территорий и зон с особыми условиями использования, не являющиеся ООПТ, установленные федеральным законодательством;

  • категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ), установленные региональным законодательством (законодательством субъектов Российской Федерации).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния и определяются им как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

При создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

  • значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

  • наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

  • наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

  • наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.


С учетом задач и особенностей режима, федеральным законом устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

  • национальные парки;

  • природные парки;

  • государственные природные заказники;

  • памятники природы;

  • дендрологические парки и ботанические сады.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении:

  • федеральных органов исполнительной власти;

  • органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  • органов местного самоуправления;

  • государственных научных организаций;

  • государственных образовательных организаций высшего образования.

Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям как федерального, так и регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Государственные природные заповедники

Государственный природный заповедник является особо охраняемой природной территорией федерального значения, в границах которой природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, противоречащая его задачам и режиму особой охраны территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

  • осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

  • организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

  • осуществление государственного экологического мониторинга окружающей среды;

  • экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;

  • содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.


На территории государственного природного заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

  • сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

  • поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

  • предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

  • осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

  • выполнение научно-исследовательских задач;

  • ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;

  • осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В государственных природных заповедниках могут выделяться:

  • участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы, размеры которых определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии;

  • участки частичного хозяйственного использования, не включающие особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, на которых допускается деятельность, направленная на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, осуществляемая в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

По фактическому режиму среди действующих государственных природных заповедников выделяются четыре основных варианта:

  • ООПТ, действующий режим которых полностью соответствует установленному для государственных природных заповедников, при практическом отсутствии какой-либо деятельности человека, за исключением обеспечивающей основные функции данной категории ООПТ, включая и научно-исследовательские работы;

  • заповедники с особо активным развитием туризма и рекреации, при наличии соответствующей инфраструктуры, сходные по режиму и характеру использования территории с национальными парками;

  • заповедники, территория которых частично используется коренным населением для ведения традиционной хозяйственной деятельности, также приближающиеся к национальным паркам;

  • заповедники, имеющие статус биосферных, в границах которых выделены биосферные полигоны.


В подавляющем большинстве случаев площади территорий развития туризма и рекреации или же ведения традиционной хозяйственной деятельности в заповедниках не превышают 25% от их общей площади и никогда не превышают 50%, то есть во всех случаях преобладают территории собственно заповедного режима. Существуют также планы по переводу заповедников с особо активно развитой туристическо-рекреационной деятельностью и (или) использованием территории для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренными народами в категорию национальных парков.

Действующие монолитные заповедники, а также отдельные участки кластерных заповедников различаются как по репрезентативности в отношении соответствующих ландшафтов, так и по степени нарушенности территории, подверженности внешним антропогенным воздействиям и потребностям в управленческих действиях для достижения их природоохранных задач.

По упомянутой репрезентативности, то есть полноте представленности характерных экосистем, можно выделить два основных типа заповедных территорий:

  • достаточно обширные, в основном самоподдерживающиеся территории с более или менее полным набором характерных для соответствующих ландшафтов экосистем;

  • небольшие территории, на которых представлены отдельные ненарушенные или малонарушенные экосистемы или их фрагменты, часто в окружении антропогенных ландшафтов.

По степени нарушенности, подверженности антропогенным воздействиям и способностям к восстановлению различаются следующие основные варианты заповедных территорий, между которыми имеются и переходные:

  • территории с преобладанием ненарушенных аборигенных экосистем, характеризующихся преимущественно естественными (ненарушенными) экологическими процессами, обладающие достаточно полным набором аборигенных видов, представленных с экологически значимой плотностью, не испытывающие значимого прямого современного воздействия человека и не нуждающиеся в существенном постоянном вмешательстве (управленческих действиях) для достижения своих природоохранных задач;

  • в значительной степени нарушенные территории, не испытывающие значимого прямого современного воздействия человека и способные к восстановлению аборигенных экосистем и характерного набора аборигенных видов в ходе естественных процессов или за счет минимальных, ограниченных во времени управленческих воздействий;

  • территории с преобладанием аборигенных экосистем, находящиеся под постоянным или регулярным внешним антропогенным воздействием, оказывающим значимое влияние на экологические процессы;

  • территории, в силу тех или иных причин (в частности, отсутствия или малочисленности характерных ключевых видов, нарушений гидрологического режима и т. д.) нуждающиеся в постоянном существенном вмешательстве (управленческих действиях) для поддержания близкого к естественному облика экосистем;

  • сильно нарушенные территории, нуждающиеся в значимых управленческих действиях для их восстановления.


При достаточном разнообразии заповедных территорий и различиях фактических режимов их охраны, все государственные природные заповедники по своим задачам, целям управления, общим особенностям территории, и действующему режиму, полностью соответствуют критериям охраняемых природных территорий МСОП.

Национальные парки

Национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения с выделенными в их границах зонами, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной федеральным законом деятельности (см. ниже), и зонами, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных и познавательных целях.

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

  • сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

  • сохранение историко-культурных объектов;

  • экологическое просвещение населения;

  • создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

  • разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

  • осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

  • восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

В целях установления режима национального парка осуществляется функциональное зонирование его территории с выделением:

  • заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

  • особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

  • рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

  • зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

  • зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

  • зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов не истощительного природопользования.