Файл: 1. Понятие античной науки, её возникновение и специфика География в период античности.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основателем сицилийской школы считался философ Эмпедокл. Для нее была характерна тесная связь с религиозно-этической доктриной пифагорийцев. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания, а четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями.
Знаменитая книдская школа продолжала эмпирические традиции египетских и вавилонских врачей, детально описывая отдельные комплексы болезненных симптомов и для каждой болезни разрабатывая свою терапию, включавшую сложные рецепты, диетические предписания и широкое применение местных средств, например прижиганий. Книдская школа характеризуется прежде всего блестящими достижениями в практической медицине. Документом, подтверждающим это положение, является трактат "О внутренних страданиях".
Среди ранних школ наиболее известны родосская и киренская школы. Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились.
4. Математика античности
Согласно мнениям древних авторов, заслуга создания математики как теоретической дедуктивной дисциплины принадлежит в основном пифагорийской школе. Отсутствие письменных документов не позволяет доподлинно восстановить последовательность открытий, которые делались в то время. Простые числа пифагорийцы называли «линейными», числа, являвшиеся произведениями двух или трех простых сомножителей, соответственно – «плоскими» или «телесными». Далее из натурального ряда были выведены ряды «треугольных», «квадратных», «пятиугольных» чисел. Параллельно с арифметикой развивалась также геометрия. Особый интерес у пифагорийцев вызывало соотношение между сторонами прямоугольного треугольника, получившее наименование теоремы Пифагора.
К началу IV в. до н.э. математика превращается в стогую и самостоятельную дисциплину, отвечающую всем критериям подлинной научности. К тому моменту было почти завершено логическое построение планиметрии, включавшей в себя теорию параллельных прямых, определение сумм углов треугольника и площадей многоугольников, теорему Пифагора, теорию дуг и хорд в круге, построение правильных многоугольников и вычисление площади круга.
В конце IV в. до н.э. почти вся известная к тому времени математика была изложена в «Началах» Евклида. Дошедший до нас текст данного произведения состоит из пятнадцати книг.
Также величайшим ученым эпохи эллинизма является Архимед. До нас дошли пять писем Архимеда к Досифею; по существу это пять математических трактатов, каждый из которых посвящен определенному кругу проблем. В одной из теорем Архимед, пользуясь методом исчерпывания, доказал, что площадь круга равна площади прямоугольного треугольника, один катет которого равен радиусу данного круга, а другой – длине его окружности. Не все математические сочинения Архимеда дошли до нашего времени. Но и того, что нам известно, достаточно, чтобы оценить Архимеда как величайшего математика древности, явившегося предтечей творцов высшей математики Нового времени.
Третий великий математик эпохи эллинизма – Аполлоний из Перги, жил и работал в Александрии. Наиболее знаменитое сочинение Аполлония – «Конические сечения» - посвящено теории кривых второго порядка, получающихся при сечении конуса плоскостью, расположенной под разными углами к оси конуса. Из других математических работ Аполлония полностью сохранился лишь один небольшой трактат в двух книгах «О сечении в данном отношении».
После Аполлония Пергского в эллинистической математике не появилось ни одного большого имени. Примерно около столетия длилась эпоха «эпигонов», затем наступил двухвековой перерыв.
5. Астрономия античности
Согласно античным источникам, основные достижения в области астрономии принадлежат пифагорийской школе. Имеются основания предполагать, что гипотеза о шарообразности Земли была сформулирована впервые пифагорийцами. Возможно, не без восточных влияний пифагорийцы научились различать пять планет и начали наблюдать за их перемещениями. В дальнейшем в пифагорийской школе оформилась классическая модель космоса, в которой небесные светила располагались на семи кругах, или сферах.
Наибольший интерес представляет собой система Филолая из Тарента. Филолай отказался от традиционного представления о центральном положении Земли и поместил в центр мира огненный «очаг», вокруг которого движутся в порядке удаления от него – невидимая для нас «Противоземля», затем Луна, Солнце, пять планет и внешняя звездная сфера. Солнце, по Филолаю, есть прозрачный шар, заимствующий свои свет и тепло, во-первых, от центрального «очага», а во-вторых, от огня, расположенного за пределами внешней сферы.
Деятельность греческих астрономов в VI-V вв. до н.э. в значительной степени имела практическую направленность: ее важной задачей было уточнение календаря, в частности согласование лунного календаря с фактической длительностью солнечного года. Метон, один из астрономов второй половины V в. до н.э., о котором имеются более определенные сведения, установил 49 летний лунно-солнечный цикл, состоявший из 235 месяцев, семь из которых были дополнительными; 110 месяцев этого цикла имели по 29 дней, 125 – по 30 дней. Солнечный год по Метону, содержал 365 дней.
Евктемон, греческий астроном, живший также как и Метон, во второй половине V в. до н.э., обнаружил неодинаковой длительности времена года; согласно его наблюдениям, астрономические времена года равны 90, 90, 92 и 93 дням.
Евдокс Книдский был ключевой фигурой в греческой науке. Он создал теорию, которая заключается в том, что каждому небесному телу (за исключением неподвижных звезд) придается некоторое число равномерно вращающихся сфер. Эти сферы взаимосвязаны друг с другом, хотя и совершенно независимы от сфер, приданных другим небесным светилам. Само небесное тело жестко прикреплено к определенной точке экватора последней сферы. Первая сфера тождественна по характеру своего движения с первыми сферами всех прочих небесных тел, а также со сферой неподвижных звезд.
Следующий принципиально важный шаг в построении общей картины мира был сделан Гераклидом Понтийским. Он объяснил видимое суточное движение небосвода не оборотами внешних небесных сфер вокруг Земли, а вращением самой Земли вокруг собственной оси. Также Гераклид предположил, что Меркурий и Венера вращаются не вокруг Земли, а вокруг Солнца и лишь это последнее движется по круговой орбите вокруг Земли.
Из всех астрономов классического периода античной астрономии, только Гераклид Понтийский сделал первый существенный шаг по направлению к гелиоцентрической системе Аристарха.
Основное сочинение Аристарха, в котором была изложена его система мира, до нас не дошло; о его содержании коротко сообщает Архимед в «Псаммите». Трактат Аристарха написан по образцу математических сочинений того времени: он состоит из ряда выводимых друг из друга теорем, которым предшествует шесть фундаментальных положений, или «гипотез», взятых в основном из данных наблюдений, полученных при прохождении Луны через тень Земли во время лунных затмений. Известно также, что Аристарх построил планетарий – полую вращающуюся сферу с механизмом, позволяющим воспроизводить движение Луны, Солнца и пяти планет.
Величайший астроном александрийской эпохи Гиппарх был родом из Никеи. Заслуги Гиппарха громадны – как в отношении усовершенствования геоцентрической картины мира, так и в области наблюдательной астрономии. Прежде всего, его имя в истории астрономии связано с теорией эпициклов. Он придал этой теории законченную форму и с ее помощью построил усовершенствованную геоцентрическую модель космоса.
Греческая астрономия в эпоху расцвета эллинистической науки достигла с достаточной точностью высокого уровня. В астрономии два столетия, последовавшие за смертью Гиппарха, были весьма неплодотворным периодом, не выдвинувшим ни одного значительного имени. Новая информация, позволяющая думать, что астрономические изыскания не прекратились полностью, относится лишь к концу I в. н.э. в этот период – период стабилизации римской империи – астрономическая наука начинает возрождаться.
Высшей точкой развития античной астрономии и одновременно ее последним крупным достижением следует считать основной труд Клавдия Птоломея «Математическая система», получившая впоследствии известность под названием «Альмагест». В этом сочинении Птоломей до конца осуществил программу Гиппарха, состоявшую в создании геоцентрической системы мира, в которой видимое движение Луны, Солнца и пяти планет объяснялось бы с помощью эксцентрических кругов и эпициклов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период античности наука возникает как обособленная сфера духовной культуры. Появляется особая группа людей, специализирующихся на получении новых знаний, знания становятся системными, теоретичными и рациональными. Естественные науки существовали в форме натурфилософии, неотделимой от философии. Ученые античного мира были энциклопедистами, носителями как гуманитарных, так и естественнонаучных знаний. Экспериментальная база естественных наук была крайне ограничена. В методологическом плане важным достижением античности является создание дедуктивного метода исследований, закрепленного в наиболее законченном виде в «Логике» Аристотеля, и аксиоматического метода изложения научных теорий, использованного впервые в «Началах» Евклида. Формальная логика Аристотеля, обогащенная новыми правилами, называется сейчас традиционной. На ее основе возникла математическая логика. Как междисциплинарная наука формируется математика, используемая при решении как научных, так и прикладных задач.
Период античности можно поистине считать периодом расцвета науки. В этот период было сделано большое количество открытий. Но несмотря на блестящие достижения греческой науки, жизнь человека античной эпохи почти не зависела от этих достижений. Победы Александра Македонского ни в какой степени не определялись научной деятельностью Аристотеля. Наука рабовладельческого общества не была обязательным составляющим этого общества: последнее могло бы прекрасно обойтись и без науки. Но она была составляющей античной культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Грядовой Д. И История философии. Книга 1. Древний мир. Античность Москва: Юнити, 2017. 463с.
2. Лученкова Е. С. История науки и техники - Минск: Вышэйш. шк., 2014. – 176 с.
3. Чайковский Ю. В. Лекции о доплатоновом знании: семестровый курс истории раннеантичной науки. – М.:КМК, 2012. – 482 с