Файл: История органов внутренних дел России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СМОЛЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРАВООХРАНЫ И ПРАВОСУДИЯ»


РЕФЕРАТ


по учебной дисциплине "Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность"

Тема: «История органов   внутренних дел России»




Специальность: 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»

Студент 202 группы:

Самойленко Денис Алексеевич

_______________________________

(подпись)

Зачетная книжка студента № 835

Тел. студента: 89206670741


Старший преподаватель: кандидат юридических наук, доцент Лобанов Андрей Иванович
Смоленск

2023

ВВЕДЕНИЕ


Органы внутренних дел России на протяжении своей истории выполняли различные задачи, но важнейшими из них были обеспечение общественной безопасности и борьба с преступностью. В данном учебном пособии акцент сделан на истории органов полиции России, являвшихся составной частью органов внутренних дел. Полиция как один из ключевых государственных институтов появилась в России в первой четверти XVIII в. До этого полицейские функции наряду с другими судебными и административными выполнялись разными государственными органами. Органы внутренних дел за период своего существования претерпели различные изменения, связанные со сменой государственного устройства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Правоохранительные органы – система государственных учреждений и вооруженных частей для охраны общественного порядка, установленного в государстве.1

В IX–X вв. в Древней Руси, как и в других государствах того времени, правоохранительные функции выполняли те, кто осуществлял общее управление и вершил суд – князь, его дружинники и слуги, а с XI в. – еще и владельцы земли, переходившей по наследству, – бояре-вотчинники. Им помогали тиуны, мечники, праветчики, доводчики, дворские, пристава, проводившие розыск, суд, взимавшие в пользу князя судебные пошлины.

С образованием единого централизованного государства в XV–XVI вв. был создан Разбойный приказ, из которого для поимки «лихих людей» (опасных преступников) на места посылались сыщики (или обыщики). Государственного жалованья они не получали и кормились поэтому за счет подношений и поборов с населения. Это вызывало большое его недовольство, которое переходило в бунты. С 30-х годов XVI в. вместо обыщиков на местах стало функционировать так называемое губное самоуправление. В округах – губах – из дворян выбирались губные старосты и их помощники – целовальники, которые присягали (целовали крест), что будут правдиво и добросовестно записывать показания и вершить справедливый суд. Губные избы организовывали борьбу своих земляков, связанных круговой порукой, с лихими людьми и отчитывались перед Разбойным приказом.


В XVII в. для розыска беглых крепостных крестьян был создан Сыскной приказ.

С ростом городов особое внимание уделялось охране в них общественного порядка. В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем был издан «Наказ о градском благочинии», согласно которому в Москве выставлялась стража, были учреждены на улицах решетки, а на выездах из города – заставы. В городах назначались «объезжие головы» из бояр, к ним придавались стрельцы. Они задерживали нарушителей на съезжей избе. На московских рынках за порядком наблюдали ярыжки.

Учреждение регулярной полиции стало следствием укрепления абсолютной монархии при Петре I. В 1718 г. Петр I подписал указ о введении в Санкт-Петербурге Генерал-полицмейстерской канцелярии, руководимой генерал-полицмейстером, и утвердил для нее инструкцию. На эту должность был назначен Антон Девиер (1673—1745), который сформировал полицейский штат (10 офицеров, 180 нижних чинов), пожарную команду и начал проводить благоустройство города.

Так был введен в русский язык термин «полиция», который стал употребляться наряду с термином «благочиние». Слово «полиция» происходит от древнегреческого politeia, что означает форму городского управления, сочетающую принципы наследования (аристократии) и выборности (демократии) власти.

Среди первых полицейских было довольно много иностранцев. Русский самодержец постоянно приглашал их из европейских государств, чтобы перенять полезный опыт.

Опираясь на исторические источники, можно сказать, что российская полиция тогда работала весьма эффективно, и это позволило значительно снизить уровень преступности в стране.

В утвержденном Петром I Регламенте или Уставе Главного Магистрата (1721) говорилось: «…Полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобно­сти».

В последующие годы были учреждены должности обер-полицмейстера и полицмейстерская канцелярия в Москве и еще в 24 городах. При Екатерине II была создана сельская полиция — нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, который выбирался уездными дворянами. В
1782 г. Екатериной II был утвержден «Устав благочиния или полицейский», который стал правовой основой деятельности управ благочиния во главе с городничим, назначавшимся из отставных офицеров в городах.

В 1802 г. в ходе реформ государственного управления, проведенных по указанию Александра I, было создано Министерство внутренних дел Российской империи, которое наряду с решением проблем социального обеспечения населения занималось и охраной общественного порядка.



Первым министром внутренних дел стал потомственный аристократ Виктор Павлович Кочубей (1768—1834) – крупнейший государственный деятель первой половины XIX в.2

Во второй половине XIX в. чиновники министерства внутренних дел активно участвовали в подготовке и проведении крестьянской реформы. После отмены крепостного права в 1861 г. функции МВД расширились: оно вело надзор за органами земского и городского самоуправления, получившими значительные полномочия, осуществляло борьбу с разного рода политическими террористами.

Первая русская революция 1905—1907 гг. сделала возможным провозглашение свободы слова, печати, собраний и союзов. Задачей МВД, губернаторов и полиции было реализовать эти свободы в рамках существовавшего закона. В 1906 г. министром внутренних дел стал Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911), один из крупнейших реформаторов России, сторонник идеи правового государства. При нем деятельность сыскных отделений российской полиции получила соответствующую требованиям времени правовую основу. Однако предложенный им проект дальнейших реформ полиции, направленный на ее усиление в рамках правового поля, не был принят Государственной думой.

Образованное в ходе Февральской революции 1917 г. Формировалась она по принципу добровольности службы; полиционеры не имели единого руководства и единой структуры. Последовавшая Октябрьская революция 1917 г. привела к ликвидации всей правоохранительной системы России.

В процессе формирования административно-командной системы в конце 20-х годов усилилась тенденция к централизации полиции всей правоохранительной системы. 10 июля 1934 года был создан новый Народный Комиссариат внутренних дел СССР, объединивший органы внутренних дел, государственной безопасности, пограничные и внутренние войска в масштабах всего Советского Союза. В составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции (РКМ) НКВД СССР были образованы новые специализированные подразделения: Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС); усилилась роль полиции по обеспечению правопорядка на железнодорожном транспорте; приняты инструкции участковым уполномоченным в городе и на селе.

Такая концентрация власти в одном органе административной власти
, который оказался вне контроля государства и общества, с одной стороны, к сожалению, привела к многочисленным нарушениям законности, с другой стороны – это позволило органам внутренних дел успешнее бороться с общеуголовной преступностью и в определенной мере снизить ее.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) органы внутренних дел вместе с армией и чекистами успешно боролись с врагом. Помимо несения службы в тылу, они участвовали в боевых действиях на полях сражений, в составе партизанских отрядов, диверсионно-разведывательных групп. Тысячи бойцов – солдат и командиров внутренних войск, сотрудников полиции были награждены государственными наградами.

В марте 1946 г. НКВД СССР, как и другие наркоматы, был переименован в Министерство внутренних дел СССР. Некоторое время министерство выполняло еще и функции по обеспечению государственной безопасности, но затем органы госбезопасности были выведены из системы МВД. В результате проведения реформ в июле 1966 г. было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка (МООП) СССР. В 1968 г. Оно было переименовано в Министерство внутренних дел СССР. До 1984 года им руководил Николай Анисимович Щелоков (1910—1984). На этом посту он прослужил дольше других министров и наркомов – 16 лет. При нем была усовершенствована структура центрального аппарата МВД СССР, укреплена материально-техническая база органов внутренних дел, открыты высшие школы полиции и Академия МВД; больше внимание стало уделяться профилактике преступности.

В годы перестройки органы внутренних дел снова подверглись реформированию. В апреле 1991 г. был принят Закон РСФСР «О полиции», которым вводилось деление на криминальную полицию и полицию общественной безопасности. Этот же закон запрещал сотрудникам полиции состоять в политических партиях. Несмотря на политическую и экономическую нестабильность, сотрудники МВД не прекратили борьбу с преступностью.

Сложная экономическая и политическая обстановка привела к резкому росту преступности, возникновению национальных конфликтов. Это создавало прямую угрозу существованию российской государственности как таковой. Даже в этот сложный период сотрудники министерства внутренних дел приняли участие в формировании правовых основ деятельности полиции в постсоветской России. Заметна их роль в разработке Административного, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, положений и инструкций, необходимых в новой обстановке. Они несли боевую службу по восстановлению и укреплению конституционного порядка в Кавказском регионе. Достойно они несут службу и сейчас, продолжают традиции своих давних предков.
3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Органы внутренних дел России на протяжении всей своей истории являлись важнейшим государственным инструментом, с помощью которого решались задачи охраны правопорядка и борьбы с преступностью в нашей стране. На каждом историческом этапе развития нашего государства руководство страны и органы внутренних дел принимали необходимые меры по совершенствованию задач, форм и методов работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативные правовые акты

  1. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности»

Научная и учебная литература

  1. Головка Л. В., Брусницын Л. В., Ветрова Г. Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. — М.: Городец, 2020.


  2. Правоохранительные органы России. Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2019.

  3. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / под ред. Ляхов Ю. А. — М.: Инфра-М, Норма, 2018.

Интернет - ресурсы


  1. Официальный интернет-сайт Юридической библиотеки для полицейских: https://yurlibrary.ru/

  2. Официальный интернет-сайт МВД России /Ресурсы интернет: https://.мвд.рф.ru/

1 См: Головка Л. В., Брусницын Л. В., Ветрова Г. Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. — М.: Городец, 2020. Глава 10. С. 31.



2 См.: интернет-сайт Законовест/Ресурсы интернет: - URL: https://zakonovest.ru

3 См.: Официальный интернет-сайт МВД России/Ресурсы интернет: - URL: https://.мвд.рф.ru