Файл: Роды литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роды́ литерату́ры — это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.

Роды и жанры* литературы

Эпос

Лирика

Драма

 

 

 

Басня

Гимн

Водевиль

Былина

Инвектива

Драма

Легенда

Мадригал

Комедия

Новелла

Ода

Мелодрама

Очерк

Песня (песнь)

Скетч

Повесть

Послание

Трагедия

Рассказ

Романс

 

Роман

Сонет

 

Сказка

Стансы

 

Эпопея

Стихотворение

 

 

Стихотворение в прозе

 

 

Элегия

 

 

Эпиграмма

 

 

Эпитафия

 

 

Лиро-эпические жанры: баллада, поэма, роман в стихах






Род – наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.

 

Жанр (от фр. genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы, т.е. эпос, лирика, драма, в их разновидности. Например, в эпосе – былина, сказка, роман, повесть и т.д., в драме – комедия, драма, трагедия и т.д., в лирике – послание, элегия, эпиграмма, песня...


Роды литературы

    ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль. 
    ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия. 
    ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. 
    ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

 

Виды (жанры) литературы

    КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества. 
    ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора. 
    МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных. 
    ОЧЕРК — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни. 
    ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д. 
    ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя. 
    ПОЭМА — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование. 
    РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа. 
    РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные. 
    ТРАГЕДИЯ — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть. 
    ЭПОПЕЯ — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

 


Основные понятия

    АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой. 
    АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь. 
    АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора. 
    АВТОРСКАЯ РЕЧЬ — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. 
    АКМЕИЗМ — литературное течение в русской поэзии нач. XX в. 
    АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу. 
    АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. 
    АЛЬМАНАХ — сборник литературных произведений различного содержания. 
    АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог. 
    АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь. 
    АНАПЕСТ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге. 
    АННОТАЦИЯ — краткое пояснение к содержанию книги. 
    АНОНИМ — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя. 
    АНТИТЕЗА — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 
    АНТОЛОГИЯ — сборник избранных произведений разных авторов. 
    АПОСТРОФА — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему. 
    АРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов. 
    АФОРИЗМ — мысль, изложенная кратко и точно. 
    БАЛЛАДА — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. 
    БАСНЯ — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием. 
    БЕЛЛЕТРИСТИКА — художественные прозаические произведения. 
    БЕЛЫЕ СТИХИ — стихи, не имеющие рифмы. 
    БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания. 
    БУРИМЕ — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам. 
    БУРЛЕСК — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно. 
    БЫЛИНА — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях. 
    ВДОХНОВЕНИЕ — состояние озарения, творческого подъема. 
    ВЕРСИФИКАЦИЯ — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения. 
    ВИРШИ — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки. 
    ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение. 
    ВОЛЬНЫЙ СТИХ — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках. 
    ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками. 
    ВУЛЬГАРИЗМ — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи. 
    ВЫМЫСЕЛ — плод воображения, фантазии писателя. 
    ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем. 
    ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано. 
    ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям. 
    ГИПЕРБОЛА — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления. 
    ГРОТЕСК — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. 
    ДАКТИЛЬ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога. 
    ДЕКАДЕНТСТВО — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм. 
    ДЕТЕКТИВ — произведение приключенческой литературы. 
    ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения разных жанров, предназначенные для детей. 
    ДИАЛОГ — разговор двух или нескольких персонажей. 
    ДИФИРАМБ — произведение восхваляющего характера. 
    ДОЛЬНИК — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. 
    ЖАНР — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания 
    ЖИТИЕ — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого. 
    ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается развитие действия в произведении. 
    ЗАИМСТВОВАНИЕ — использование автором приемов, тем или идей другого писателя. 
    ИДЕАЛИЗАЦИЯ — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде. 
    ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ — область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения. 
    ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах. 
    ИДИЛЛИЯ — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы. 
    ИМАЖИНИЗМ — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов. 
    ИМПРЕССИОНИЗМ — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя. 
    ИМПРОВИЗАЦИЯ — создание произведений без предварительной 
    подготовки.ИНВЕКТИВА — резкое обличение. 
    ИНВЕРСИЯ — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок. 
    ИНТРИГА — развитие действия в сложном сюжете произведения. 
    ИРОНИЯ — скрытая насмешка. 
    КАНТАТА — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя. 
    КАНТИЛЕНА — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку. 
    КАНЦОНА — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь. 
    КАРИКАТУРА — шутливое или сатирическое изображение событий или 
    лиц.КЛАССИЦИЗМ — литературное направление (течение) XVII — нач. ХIХ вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах. 
    КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности. 
    КЛАУЗУЛА — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога. 
    КОДА — заключительный, добавочный стих. 
    КОЛЛИЗИЯ — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой. 
    КОММЕНТАРИЙ — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы. 
    КОМПОЗИЦИЯ — структура художественного произведения. 
    КОНТЕКСТ — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов. 
    КОНТРАСТ — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием. 
    КОНФЛИКТ — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении. 
    КОНЦОВКА — заключительная часть или эпилог литературного произведения. 
    КРИТИКА — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений. 
    КРЫЛАТОЕ СЛОВО — меткое выражение, ставшее поговоркой. 
    КУЛЬМИНАЦИЯ — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития. 
    ЛАКОНИЗМ — краткость в выражении мысли. 
    ЛЕГЕНДА — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ. 
    ЛЕЙТМОТИВ — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении. 
    ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова. 
    ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники. 
    МАДРИГАЛ — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания. 
    МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни. 
    МЕЛОДИКА СТИХА — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки. 
    МЕТАФОРА — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления. 
    МЕТОД — основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др. 
    МЕТОНИМИЯ — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании. 
    МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение. 
    МИНИАТЮРА — небольшое литературное произведение. 
    МИФ — древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев. 
    МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении. 
    МОДЕРНИЗМ — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством. 
    МОНОЛОГ — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе. 
    МОНОРИТМ — стихотворение с повторяющейся одной рифмой. 
    МОТИВ — В литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое. 
    МОТИВИРОВКА — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания. 
    НАЧАЛЬНАЯ РИФМА — созвучие, находящееся в начале стиха. 
    НЕОЛОГИЗМ — новое слово. 
    НОВАТОРСТВО — внесение новых идей, приемов. 
    ОБРАЗ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений. 
    ОБРАЩЕНИЕ — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю. 
    ОДА — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою. 
    ОКТАВА — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной. 
    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами 
    ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья. 
    ПАМФЛЕТ — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом. 
    ПАРАЛЛЕЛИЗМ — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения. 
    ПАРОДИЯ — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала. 
    ПАСКВИЛЬ — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием. 
    ПАСТОРАЛЬ — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. 
    ПАФОС — ведущий эмоциональный тон произведения. 
    ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературном произведении. 
    ПЕРЕНОС (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней. 
    ПЕРИФРАЗ — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков. 
    ПЕРСОНАЖ — действующее лицо литературного произведения. 
    ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях. 
    ПОГОВОРКА — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности. 
    ПОРТРЕТ — изображение в художественном произведении внешности персонажа. 
    ПОСВЯЩЕНИЕ — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено. 
    ПОСЛАНИЕ — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. 
    ПОСЛЕСЛОВИЕ — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению. 
    ПОУЧЕНИЕ — литературное произведение в форме речи познавательного характера. 
    ПОЭЗИЯ — художественное творчество в стихотворной форме. 
    ПРИБАУТКА — острое словцо или словосочетание. 
    ПРИТЧА — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме 
    ПРОБЛЕМА — вопрос, который исследуется писателем в 
    произведении.ПРОБЛЕМАТИКА — перечень проблем, затронутых в произведении. 
    ПРОЗА — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью. 
    ПРОЛОГ — вступление в литературное произведение. 
    ПРОТОТИП — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа. 
    ПСЕВДОНИМ — вымышленное имя или фамилия писателя. 
    ПУБЛИЦИСТИКА — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества. 
    ПУТЕШЕСТВИЕ — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии. 
    РАЗВЯЗКА — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена. 
    РАЗМЕР СТИХА — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха. 
    РАПСОД — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни. 
    РЕДАКЦИЯ — один из вариантов текста произведения. 
    РЕМАРКА — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров. 
    РЕПЛИКА — ответ одного персонажа на речь другого. 
    РЕФРЕН — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы. 
    РИТМ — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов). 
    РИФМА — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк. 
    РОД ЛИТЕРАТУРЫ — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос. 
    РОМАНС — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви. 
    РОНДО — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы. 
    РУБАИ — формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки. 
    САРКАЗМ — язвительная насмешка. 
    САТИРА — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека. 
    СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) — стих, В котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха. 
    СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке. 
    СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. 
    СИМВОЛИЗМ — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. 
    СКАЗ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь. 
    СКАЗАНИЕ (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности. 
    СЛОГ — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи. 
    СОНЕТ — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. 
    СРАВНЕНИЕ — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки. 
    СТАНСЫ — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли. 
    СТИЛИСТИКА — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений. 
    СТИЛЬ — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. 
    СТИХ — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная 
    речь.СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи. 
    СТОПА — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер. 
    СТРОФА — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. 
    СЮЖЕТ — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности. 
    ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания художественного 
    произведения.ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — работа писателя над произведением. 
    ТЕМА — объект художественного отражения. 
    ТЕМАТИКА — совокупность тем произведения. 
    ТЕНДЕНЦИЯ — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор. 
    ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества. 
    ТИП — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений. 
    ТРОП — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. 
    УРБАНИЗМ — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе. 
    УТОПИЯ — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования. 
    ФАБУЛА — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности. 
    ФЕЛЬЕТОН — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества. 
    ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова. 
    ФОЛЬКЛОР — совокупность произведений устного народного поэтического творчества. 
    ХАРАКТЕР — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами. 
    ХОРЕЙ — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом 
    слоге.ХРОНИКА — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни. 
    ЦИКЛ — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием. 
    ЧАСТУШКА — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием. 
    ЭВФЕМИЗМ — замена в поэтической речи грубых выражений более 
    мягкими.ЭЗОПОВ ЯЗЫК — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли. 
    ЭКЛОГА — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь. 
    ЭКСПОЗИЦИЯ — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении. 
    ЭКСПРОМТ — произведение, созданное быстро, без подготовки. 
    ЭЛЕГИЯ — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением. 
    ЭПИГРАММА — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение. 
    ЭПИГРАФ — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора. 
    ЭПИЗОД — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении. 
    ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев. 
    ЭПИТЕТ — образное определение. 
    ЮМОРЕСКА — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах. 
    ЯМБ — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.







Тема 5. "Роды, виды и жанры художественной литературы. Эпический род литературы: Русский рассказ XIX - начала ХХ века".


Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование),лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображениевнутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене;представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

Роды художественной литературы

ЭПОС

ДРАМА

ЛИРИКА

(греч. - повествование) 

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие) 

изображение событий и отношений между героями на сцене(особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента) 

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.