Файл: Пояснительная записка Выжигание по дереву техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Выжигание по дереву – техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. В настоящее время наблюдается некоторый всплеск интереса к выжиганию как виду декоративно-прикладного искусства. Искусством выжигание является без сомнения. Возможности выжигания очень велики. Они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке, как предполагают многие. Гравюры, получаемые в результате выжигания по дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры, выполненные обычным способом.

Данная программа научно-технической направленности, базового уровня сложности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, обучаясь искусству выжигания, дети не только получают некоторые знания по способам оформления изделий, передачи объёмов предметов, наложения светотени, но и учатся видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего. Этому способствует не только выбор рисунка или составление композиции, но и подбор древесных материалов соответствующего цвета и текстуры. Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигателем становится художественное произведение детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся как с техническими, так и с художественными наклонностями.

Новизна и отличие от уже существующих программ проявляется в обосновании относительной изолированности пирографии от смежных видов декоративно-прикладного искусства. Кроме того, в данную программу включены новые темы для изучения: «Составление эскизов композиций для выжигания в разных художественных жанрах»; «Способы нанесения светотени»; «Приёмы заполнения фона».

Цель программы – формирование интереса к выжиганию по дереву как виду декоративно-прикладного искусства
, способствующему творческому развитию обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с народными промыслами, использующими древесину, с их современным состоянием;

  • научить разбираться в разных породах древесины, пригодной для художественной обработки;

  • научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами;

  • научить различным приемам выжигания и оформления готового изделия.

Развивающие:

  • развить эстетический и художественный вкус, умение видеть прекрасное;

  • расширить кругозор  обучающихся, развить творческое воображение, активность, интереса к предмету.

Воспитательные:

  • воспитать уважение к труду и людям труда;

  • сформировать чувство коллективизма;

  • воспитать дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца.

Работа в объединении строится на основе заинтересованности, доверия и сотрудничества между обучающимися и педагогом, поощрения самостоятельности и творческих поисков. В работе используются принципы доступности предлагаемого материала, его постепенное усложнение, непрерывность обучения, преемственность и гибкость (корректировка программы происходит в течение учебного года в зависимости от состава обучающихся, их возраста и подготовленности).

Данная программа сориентирована на обучающихся с 6 лет. Нижняя граница возраста относится трудоемкостью выполнения работ с выжиганием, а также необходимостью начальной подготовки по безопасному обращению с электронагревательным инструментом. Границы возраста могут варьировать с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Цифра обусловлена тем, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары и подгруппы) характер, при этом неизбежностью являются занятия смешанной группы (разный возраст, разная степень подготовки). Изучая общую тему, обучающиеся выполняют различные по степени сложности и объему задания. Нравственные и эстетические потребности удовлетворяются в процессе обучения через взаимопомощь, взаимодоверие, упорство довести начатое дело до конца, целеустремленность, дисциплинированность. Овладение детьми необходимыми техническими приемами и видами выжигания способствуют их подготовке к жизни.



Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-15 человек. Набор детей – свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области выжигания. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Для данной категории детей могут быть разработаны индивидуальные планы освоения программы. В этом случае образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.

Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.

Курс обучения рассчитан на 1 год. Занятия проводятся по 2 часа 3 раза в неделю. Программа разработана на 216 часов в год.

Учебное занятие составляет 45 минут. Между занятиями 10-митутный перерыв.

Формы и методы работы.

Основным правилом работы в объединении является завершение каждой начатой работы. На занятиях используются коллективные и индивидуальные формы работы. В начале занятия, во время объяснения нового материала используются объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, инструктаж, показ, демонстрация. Объяснение новой темы сопровождается использованием наглядности: показ образцов изделий, экспонатов с выставки, фотоматериалов, иллюстраций из альбомов и литературы. Во время практической работы чаще всего используются практические методы (упражнения); чисто репродуктивные методы используются только на начальных этапах работы, затем предпочтение отдается продуктивной и частично-поисковой деятельности. Для поддержания устойчивого интереса используются такие формы обучения как конкурсы, викторины, игры-соревнования. Они также способствуют созданию творческой дружеской обстановки в объединении. Во время подведения итогов устраиваются выставки по темам, мини-выставки, обсуждения качества готовых работ, которые не только являются детальным анализом проделанной работы, но и позволяют отметить удачные находки и возможные просчеты в выполнении гравюр. Работа на занятиях проводится фронтально при объяснении нового материала, при проведении итогов занятия. В основном на занятии требуется индивидуальный подход к обучающимся, при выполнении практического задания педагог оказывает помощь каждому обучающемуся, просматривая работы, исправляя ошибки, давая рекомендации по правильному выполнению.


По окончании курса обучающиеся должны

знать:

- правила безопасности работы с инструментами;

- виды и свойства материалов и инструментов;

- технологию выжигания;

- основы композиции и цветоведения.

уметь:

- работать с материалами и инструментами для выжигания, соблюдая правила ТБ;

- выбирать способы оформления и выжигания работы;

- оформлять плоские изделия по образцу и замыслу;

- контролировать качество работы, устранять дефекты.

Способы отслеживания и контроля результатов.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • Текущий контроль успеваемости, проводимый по завершению раздела программы. Форма проведения - итоговое занятие, на котором проводится анализ изделия и отдельных этапов его изготовления.

  • Промежуточный, проводимый по итогам работы первого и второго года обучения. Форма проведения зачет. В конце первого года обучения зачет предполагает выставку, в конце второго года – выставку и тестирование.


Учебный план




Наименование

учебного модуля

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Модуль первого года обучения

216

18

198

Зачет в форме выставки

2.

Модуль второго года обучения

216

30

186

Зачет в форме выставки и тестирования




Итого:

432

48

384






Рабочая программа учебного модуля 1 года обучения



Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основные приемы работы с древесиной.

16

12

4

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

1.2

История выжигания (пирография).

2

2

-

1.3

Организация рабочего места при выжигании. Устройство выжигательного аппарата.

2

2

-

1.4

Древесина, породы древесины, фанера, ДВП.

2

2

-

1.5

Зачистка (шлифовка) основы.

2

-

2

1.6

Технология декоративной отделки древесины и фанеры.

4

4

-

1.7

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

2.

Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное).

6

4

2

2.1

Понятия «фон», «контур» и «силуэт».

2

2

-

2.2

Перевод рисунка на основу.

2

-

2

2.3

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

2

-

3.

Основные приемы выжигания.

12

-

12

3.1

Плоское выжигание.

2

-

2

3.2

Глубокое выжигание.

2

-

2

3.3

Выжигание по внешнему контуру.

2

-

2

3.4

Выжигание элементов рисунка.

2

-

2

3.5.

Рамочное выжигание. Оформление рамки.

2

-

2

3.6

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

4.

Виды штриховки при выжигании.

10

-

10

4.1

Параллельные линии.

2

-

2

4.2

Пересекающиеся линии.

2

-

2

4.3

Непересекающиеся отрезки.

2

-

2

4.4

Точки.

2

-

2

4.5

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

5.

Создание орнаментов.

10

-

10

5.1

Работа над эскизом творческого изделия.

2

-

2

5.2

Выжигание, выполнение задания по образцу.

6

-

6

5.3

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

6.

Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах.

122

-

122

6.1

Подготовка основы для выжигания. Приёмы перевода рисунка «Ежик». Выжигание по линиям рисунка.

6

-

6

6.2

Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок «Домик».

6

-

6

6.3

Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание рисунка «фоновым способом».

8

-

8

6.4

Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из изученных способов.

8

-

8

6.5

Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка.

10

-

10

6.6

Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка.

8

-

8

6.7

Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные творческие работы).

10

-

10

6.8

Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака).

10

-

10

6.9

Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним из изученных способов.

10

-

10

6.10

Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака).

8

-

8

6.11

Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака).

10

-

10

6.12

Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака).

8

-

8

6.13

Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака).

8

-

8

6.14

Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка.

10

-

10

6.15

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

7.

Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.).

12

-

12

7.1

Выжигание узора в круге.

4

-

4

7.2

Выжигание узора в квадрате.

4

-

4

7.3

Выжигание узора в ромбе.

2

-

2

7.4

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

8.

Коллективные творческие работы.

22

-

22

8.1

Подготовка основы для выжигания.

2

-

2

8.2

Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания.

8

-

8

8.3

Выжигание рисунка.

8

-

8

8.4

Покрытие картины лаком.

2

-

2

8.5

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

9.

Промежуточная аттестация.

2

2

-

Итого:

216

18

198