Файл: Пояснительная записка Выжигание по дереву техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Выжигание по дереву – техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. В настоящее время наблюдается некоторый всплеск интереса к выжиганию как виду декоративно-прикладного искусства. Искусством выжигание является без сомнения. Возможности выжигания очень велики. Они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке, как предполагают многие. Гравюры, получаемые в результате выжигания по дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры, выполненные обычным способом.
Данная программа научно-технической направленности, базового уровня сложности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, обучаясь искусству выжигания, дети не только получают некоторые знания по способам оформления изделий, передачи объёмов предметов, наложения светотени, но и учатся видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего. Этому способствует не только выбор рисунка или составление композиции, но и подбор древесных материалов соответствующего цвета и текстуры. Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигателем становится художественное произведение детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся как с техническими, так и с художественными наклонностями.
Новизна и отличие от уже существующих программ проявляется в обосновании относительной изолированности пирографии от смежных видов декоративно-прикладного искусства. Кроме того, в данную программу включены новые темы для изучения: «Составление эскизов композиций для выжигания в разных художественных жанрах»; «Способы нанесения светотени»; «Приёмы заполнения фона».
Цель программы – формирование интереса к выжиганию по дереву как виду декоративно-прикладного искусства
, способствующему творческому развитию обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить с народными промыслами, использующими древесину, с их современным состоянием; -
научить разбираться в разных породах древесины, пригодной для художественной обработки; -
научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами; -
научить различным приемам выжигания и оформления готового изделия.
Развивающие:
-
развить эстетический и художественный вкус, умение видеть прекрасное; -
расширить кругозор обучающихся, развить творческое воображение, активность, интереса к предмету.
Воспитательные:
-
воспитать уважение к труду и людям труда; -
сформировать чувство коллективизма; -
воспитать дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца.
Работа в объединении строится на основе заинтересованности, доверия и сотрудничества между обучающимися и педагогом, поощрения самостоятельности и творческих поисков. В работе используются принципы доступности предлагаемого материала, его постепенное усложнение, непрерывность обучения, преемственность и гибкость (корректировка программы происходит в течение учебного года в зависимости от состава обучающихся, их возраста и подготовленности).
Данная программа сориентирована на обучающихся с 6 лет. Нижняя граница возраста относится трудоемкостью выполнения работ с выжиганием, а также необходимостью начальной подготовки по безопасному обращению с электронагревательным инструментом. Границы возраста могут варьировать с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Цифра обусловлена тем, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары и подгруппы) характер, при этом неизбежностью являются занятия смешанной группы (разный возраст, разная степень подготовки). Изучая общую тему, обучающиеся выполняют различные по степени сложности и объему задания. Нравственные и эстетические потребности удовлетворяются в процессе обучения через взаимопомощь, взаимодоверие, упорство довести начатое дело до конца, целеустремленность, дисциплинированность. Овладение детьми необходимыми техническими приемами и видами выжигания способствуют их подготовке к жизни.
Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 10-15 человек. Набор детей – свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области выжигания. Группы могут формироваться по возрастному признаку.
В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Для данной категории детей могут быть разработаны индивидуальные планы освоения программы. В этом случае образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в учебной группе устанавливается до 10 человек.
Курс обучения рассчитан на 1 год. Занятия проводятся по 2 часа 3 раза в неделю. Программа разработана на 216 часов в год.
Учебное занятие составляет 45 минут. Между занятиями 10-митутный перерыв.
Формы и методы работы.
Основным правилом работы в объединении является завершение каждой начатой работы. На занятиях используются коллективные и индивидуальные формы работы. В начале занятия, во время объяснения нового материала используются объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, инструктаж, показ, демонстрация. Объяснение новой темы сопровождается использованием наглядности: показ образцов изделий, экспонатов с выставки, фотоматериалов, иллюстраций из альбомов и литературы. Во время практической работы чаще всего используются практические методы (упражнения); чисто репродуктивные методы используются только на начальных этапах работы, затем предпочтение отдается продуктивной и частично-поисковой деятельности. Для поддержания устойчивого интереса используются такие формы обучения как конкурсы, викторины, игры-соревнования. Они также способствуют созданию творческой дружеской обстановки в объединении. Во время подведения итогов устраиваются выставки по темам, мини-выставки, обсуждения качества готовых работ, которые не только являются детальным анализом проделанной работы, но и позволяют отметить удачные находки и возможные просчеты в выполнении гравюр. Работа на занятиях проводится фронтально при объяснении нового материала, при проведении итогов занятия. В основном на занятии требуется индивидуальный подход к обучающимся, при выполнении практического задания педагог оказывает помощь каждому обучающемуся, просматривая работы, исправляя ошибки, давая рекомендации по правильному выполнению.
По окончании курса обучающиеся должны
знать:
- правила безопасности работы с инструментами;
- виды и свойства материалов и инструментов;
- технологию выжигания;
- основы композиции и цветоведения.
уметь:
- работать с материалами и инструментами для выжигания, соблюдая правила ТБ;
- выбирать способы оформления и выжигания работы;
- оформлять плоские изделия по образцу и замыслу;
- контролировать качество работы, устранять дефекты.
Способы отслеживания и контроля результатов.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
-
Текущий контроль успеваемости, проводимый по завершению раздела программы. Форма проведения - итоговое занятие, на котором проводится анализ изделия и отдельных этапов его изготовления. -
Промежуточный, проводимый по итогам работы первого и второго года обучения. Форма проведения зачет. В конце первого года обучения зачет предполагает выставку, в конце второго года – выставку и тестирование.
Учебный план
№ | Наименование учебного модуля | Количество часов | Формы промежуточной аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Модуль первого года обучения | 216 | 18 | 198 | Зачет в форме выставки |
2. | Модуль второго года обучения | 216 | 30 | 186 | Зачет в форме выставки и тестирования |
| Итого: | 432 | 48 | 384 | |
Рабочая программа учебного модуля 1 года обучения
№ | Тема | Количество часов | |||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1. | Основные приемы работы с древесиной. | 16 | 12 | 4 | |||
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - | |||
1.2 | История выжигания (пирография). | 2 | 2 | - | |||
1.3 | Организация рабочего места при выжигании. Устройство выжигательного аппарата. | 2 | 2 | - | |||
1.4 | Древесина, породы древесины, фанера, ДВП. | 2 | 2 | - | |||
1.5 | Зачистка (шлифовка) основы. | 2 | - | 2 | |||
1.6 | Технология декоративной отделки древесины и фанеры. | 4 | 4 | - | |||
1.7 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 | |||
2. | Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное). | 6 | 4 | 2 | |||
2.1 | Понятия «фон», «контур» и «силуэт». | 2 | 2 | - | |||
2.2 | Перевод рисунка на основу. | 2 | - | 2 | |||
2.3 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | 2 | - | |||
3. | Основные приемы выжигания. | 12 | - | 12 | |||
3.1 | Плоское выжигание. | 2 | - | 2 | |||
3.2 | Глубокое выжигание. | 2 | - | 2 | |||
3.3 | Выжигание по внешнему контуру. | 2 | - | 2 | |||
3.4 | Выжигание элементов рисунка. | 2 | - | 2 | |||
3.5. | Рамочное выжигание. Оформление рамки. | 2 | - | 2 | |||
3.6 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 | |||
4. | Виды штриховки при выжигании. | 10 | - | 10 | |||
4.1 | Параллельные линии. | 2 | - | 2 | |||
4.2 | Пересекающиеся линии. | 2 | - | 2 | |||
4.3 | Непересекающиеся отрезки. | 2 | - | 2 | |||
4.4 | Точки. | 2 | - | 2 | |||
4.5 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 | |||
5. | Создание орнаментов. | 10 | - | 10 | |||
5.1 | Работа над эскизом творческого изделия. | 2 | - | 2 | |||
5.2 | Выжигание, выполнение задания по образцу. | 6 | - | 6 | |||
5.3 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 | |||
6. | Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах. | 122 | - | 122 | |||
6.1 | Подготовка основы для выжигания. Приёмы перевода рисунка «Ежик». Выжигание по линиям рисунка. | 6 | - | 6 | |||
6.2 | Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок «Домик». | 6 | - | 6 | |||
6.3 | Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание рисунка «фоновым способом». | 8 | - | 8 | |||
6.4 | Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из изученных способов. | 8 | - | 8 | |||
6.5 | Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка. | 10 | - | 10 | |||
6.6 | Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка. | 8 | - | 8 | |||
6.7 | Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные творческие работы). | 10 | - | 10 | |||
6.8 | Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 10 | - | 10 | |||
6.9 | Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним из изученных способов. | 10 | - | 10 | |||
6.10 | Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 8 | - | 8 | |||
6.11 | Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 10 | - | 10 | |||
6.12 | Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 8 | - | 8 | |||
6.13 | Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). | 8 | - | 8 | |||
6.14 | Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка. | 10 | - | 10 | |||
6.15 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 | |||
7. | Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.). | 12 | - | 12 | |||
7.1 | Выжигание узора в круге. | 4 | - | 4 | |||
7.2 | Выжигание узора в квадрате. | 4 | - | 4 | |||
7.3 | Выжигание узора в ромбе. | 2 | - | 2 | |||
7.4 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 | |||
8. | Коллективные творческие работы. | 22 | - | 22 | |||
8.1 | Подготовка основы для выжигания. | 2 | - | 2 | |||
8.2 | Составление рисунка. Перевод рисунка на основу для выжигания. | 8 | - | 8 | |||
8.3 | Выжигание рисунка. | 8 | - | 8 | |||
8.4 | Покрытие картины лаком. | 2 | - | 2 | |||
8.5 | Итоговое занятие. Текущий контроль. | 2 | - | 2 | |||
9. | Промежуточная аттестация. | 2 | 2 | - | |||
Итого: | 216 | 18 | 198 |