Файл: Урок русского языка в 4 классе 30. 11. 22 Тема Родительный падеж имён существительных.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок русского языка в 4 классе
30.11.22
Тема Родительный падеж имён существительных
Цель урока Познакомить с особенностями имён существительных в родительном падеже.
Задачи урока 1. Уточнить и расширить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (основные значения, вопросы, предлоги).
2. Учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.
-
Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже. -
Отрабатывать приём распознавания падежей. -
Развивать внимание, память, речь. -
Формировать умение работать в паре. -
Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.
Формируемые УУД
Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной и парной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия, планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий)
Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Знать и уметь определять существительные в родительном падеже
Уметь выполнять разбор предложения по членам
Личностные результаты:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Уметь высказывать свое мнение
Метапредметные результаты:
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Уметь слушать и понимать речь других
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Уметь работать в паре
Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, карточки для исследовательской работы, тест
Ход урока
-
Орг. момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Подравнялись, тихо сели.
Дружно принялись за дело.
-Ребята,сегодня на уроке мы продолжим изучать тему, над которой работали на предыдущих уроках. А что это за тема? (Имя существительное) Слайд 1
I. Актуализация знаний \ Повторение изученного материала.
- Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.
–Составьте из данных слов предложение. Слайд 2
Маленький, весело, бегал, и, лосёнок, по, траве, прыгал, зелёной
Запишите предложение в тетрадь.
Маленький лосёнок весело бегал и прыгал по зелёной траве.
(По ходу записи обговариваются орфограммы, подбираются проверочные слова.)
-Выполним разбор предложения по членам.
-Определим падежи и склонение у имён существительных в этом предложении.
-Дайте характеристику данному предложению.
-Что вы знаете об однородных членах?
-Поставили ли вы запятую в этом предложении? Почему?
- Продолжим повторение. Слайд 3
Большой, вечерний, снежок, лесная, речной.
-Что за орфограмма объединяет эти слова? Докажи.
-
-Какое слово лишнее? (Снежок) Почему? -
-Что такое имя существительное? -
(Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?; имеет постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, мужского, женского или среднего рода; изменяется по числам и падежам; изменение имен существительных по падежам – называется склонением; мы знаем три склонения имен существительных).
На прошлом уроке мы изучили с вами именительный падеж. Что вы о нём мне можете рассказать ( Часть речи, обозначает предмет. Кто? Что? Подлежащее. 1 скл –а, -я, 2 скл. 0 или –о, -е, 3 скл. 0)
-
Формулирование темы и цели урока.
На слайде написаны словосочетания. Прочитайте их. Что объединяет данные словосочетания? Слайд 4
Капля дожд…, берег мор…, кувшинчик из глин…, остаться у друг…, спуститься с гор…, бежать от старт… до финиш…, выглянуть из-под крыш...
О каком падеже пойдёт речь на уроке? (о родительном падеже) слайд5
Запишите тему урока в тетрадь. (Родительный падеж)
Какие цели поставите перед собой?
Физкультминутка
Сейчас вы поработаете в паре и выполните исследовательскую работу. слайд 6
-
Вставьте пропущенные окончания.
-
Укажите склонение у выделенных имён существительных.
-
Определите падеж у выделенных имён существительных.
-
Заполните таблицу.
| |||
Вопросы | | ||
Вспомогательное слово | | ||
Предлоги | | ||
Член в предложении. | | ||
Окончания | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
| | |
Родительный падеж | |||
Вопросы | кого? чего? | ||
Вспомогательное слово | нет | ||
Предлоги | без, у, от, до, из, для, с, около, вокруг, между, после | ||
Член в предложении. | второстепенный | ||
Окончания | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
-и, -ы | -а, -я | -и |
Капля дождя, берег моря, кувшинчик из глины, остаться у друга, спуститься с горы, бежать от старта до финиша, выглянуть из-под крыши.
Проверка.
Проверка таблицы по учебнику с. 107, упр. 191
Расскажите, что вы знаете о родительном падеже
Объясните написание окончаний в предлжении.
-Вам интересно, почему родительный падеж получил такое название?
слайд 7
Родительный падеж. Название имеет греческий корень «род». Родительный падеж можно было бы назвать еще «родительским» падежом. В латинском языке он как «падеж родства»: сын своего отца, внук Льва Толстого, потомки Пушкина.
-
Включение новых знаний в систему знаний \ самостоятельная работа
-
С. 108, упр. 193 -
Проверка. -
Словарная работа ИНЖЕНЕР
1.Слово Инженер пришло в русский язык из французкого языка. Первоначальное значение этого слова в языку –остроумный, одарённый
2. Лицо с высшим техническим образованием. Инженер путей сообщения. Инженер-технолог. Инженер-строитель.
Запишите слово в тетрадь и составьте с ним предложение, где бы это слово стояло в единственном числе
-
Дополнительно упр. 192 -
тест
Итог урока \ Рефлексия
Что мы теперь знаем о родительном падеже? (Слайд 8 презентации)
-На какие вопросы отвечают существительные в форме родительного падежа?
-Какие предлоги дружат с существительными в форме родительного падежа?
Домашнее задание
С.109, упр.196, таблица
Приложение 1.
Капля дожд…, берег мор…, кувшинчик из глин…, остаться у друг…, спуститься с гор…, бежать от старт… до финиш…, вынуть из печ….
Приложение 2.
| |||
Вопросы | | ||
Вспомогательное слово | | ||
Предлоги | | ||
Член в предложении. | | ||
Окончания | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
| | |
Приложение 1.
Капля дожд…, берег мор…, кувшинчик из глин…, остаться у друг…, спуститься с гор…, бежать от старт… до финиш…, вынуть из печ….
Приложение 2.
| |||
Вопросы | | ||
Вспомогательное слово | | ||
Предлоги | | ||
Член в предложении. | | ||
Окончания | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
| | |
Тест Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже. | Тест Отметь знаком “+” те словосочетания, в которых выделенные имена существительные находятся в родительном падеже. | ||
Сидел у кровати | | Сидел у кровати | |
Сок из моркови | | Сок из моркови | |
Работал шофёром | | Работал шофёром | |
Отъезжал от деревни | | Отъезжал от деревни | |
Шапка папы | | Шапка папы | |
Кисель из клюквы | | Кисель из клюквы | |
Шум ручья | | Шум ручья | |
Застучал по крыше | | Застучал по крыше | |
Гулял с сыном | | Гулял с сыном | |
Ушёл без портфеля | | Ушёл без портфеля | |
Выпить воды | | Выпить воды | |
Пою о Родине | | Пою о Родине | |
Желаю здоровья | | Желаю здоровья | |
Коридор гостиницы | | Коридор гостиницы | |
Дует ветер | | Дует ветер | |