Файл: Информационные платформы в системе государственных закупок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Информационные платформы в системе государственных закупок
В последнее время электронные закупки обращают на себя большое внимание, поскольку они имеют большой потенциал по обеспечению прозрачности и эффективности. В России большой опыт в развитии отдельных государственных информационных систем и достаточно высокий уровень цифровизации государственных структур привел к повышенному вниманию на концепт единой платформы государственных закупок и поднял актуальный вопрос о применимости платформенных технологий в российских условиях. Для создания Государственной цифровой платформы (далее – ГЦП) в сфере госзакупок необходимо было выделить основные признаки, которыми должна обладать данная платформа. Таким образом было выделено десять основных признаков, которыми должна обладать ГЦП в сфере госзакупок:
1. Наличие в составе ГЦП других ГЦП или коммерческих платформ как части экосистемы ГЦП, разделение функционала ГЦП между платформами в составе экосистемы ГЦП, наличие механизмов интеграции сервисов на ГЦП с других платформ или информационных систем.
2. Формирование, динамическое обновление и анализ личного профиля участника, поддержка оценки репутации участников, наличие участников, находящихся в черном списке, которые нарушили правила поведения на платформе.
3. Наличие ключевого взаимодействия между участниками данной платформы в полностью цифровом виде вместе с обменом ценностью.
4. Первичное разрешение конфликтов при взаимодействии в различных отраслях, осуществление обратной связи с участниками.
5. Монетизация деятельности, как определенная модель.
6. Создание и исполнение платежного сервиса для экономической деятельности участников.
7. Обеспечение агрегации, каталогизации и структурирования информации о предметной отрасли, а также поиска информации по различным параметрам.
8. Обеспечение пространства для коммуникации и генерации идей, наличие инструментов коммуникации участников с оператором платформы (система сообщений, форум, видеоконференции, голосовая связь).
9. Наличие машиночитаемого формата данных, системы предиктивной аналитики на основе больших данных, исходя из состояния их цифрового профиля участников.
10. Наличие системы алгоритмического контроля и встроенных индикаторов (триггеров) для выявления недобросовестного поведения и проверки участников.
Единая информационная система (далее – ЕИС) в сфере закупок была создана в целях внедрения информационного обеспечения для того чтобы обеспечить контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг по обеспечению муниципальных и государственных нужд, ведь в силу широкого распространения информационных систем и удобства их использования становится понятно, что осуществлять госзакупки можно и в информационной среде. При правильном подходе к реализации этой самой системы можно сделать процесс закупки гораздо удобнее как для лиц, заинтересованных услугой, так и для лиц её предоставляющих. А также, цифровизация процесса госзакупок может повлечь за собой и увеличение количества поставщиков услуг, что может в лучшую сторону сказаться на разнообразии и качестве этих самых услуг.
Решение о создании ЕИС было принято в 2013 году, а в 2016 году ЕИС уже была введена в эксплуатацию. С момента введения ЕИС в эксплуатацию её функционал постоянно подвергался доработкам и расширялся.
Сегодня ЕИС выполняет исключительно учётную и агрегирующую функции. Взаимодействие заказчиков с поставщиками в рамках производства госзакупок большей частью происходит в цифровой среде частной торговой площадки, а результаты отражаются в ЕИС путём обмена данными с частными торговыми площадками. Возможно можно было бы сделать на базе ЕИС и единую торговую площадку для того, чтобы взаимодействие заказчиков и поставщиков также происходило на ней, однако эксперты в сфере госзакупок говорят о нецелесообразности такого действия. При этом эксперты отмечают неоспоримые преимущества платформенного подхода и необходимость учета общей логики и выделенных признаков платформенного подхода при дальнейшем проведения реформирования российской системы госзакупок.
Исходя из этого основными целями развития ЕИС в сфере госзакупок ставятся анализ существующих электронных сервисов в целях определения путей дальнейшего их совершенствования, а также разработка новых механизмов цифрового взаимодействия участников процесса осуществления госзакупок. Кроме того, дальнейшее цифровое развитие ЕИС представляется вполне логичным учитывая реализации программ цифровизации российской экономики и информационного общества.
При этом нормативно-правовое и технологическое моделирование новых и совершенствование уже существующих сервисов ЕИС с учетом проблем, которые выявляются в процессе функционирования ЕИС, целесообразно проводить на основе платформенного подхода, анализируя текущее состояние системы. В рамках дальнейшего совершенствования ЕИС её функционал в сфере госзакупок следует дополнить возможностью урегулирования конфликтов между поставщиком и заказчиком, данное введение должно облегчить саму процедуру разрешения конфликтов, возникающих при проведении госзакупок, а также может сократить их издержки на обращение к судебной системе. Одним из таких удобств может быть введение в систему видеоконференций для разрешения споров между заказчиками и поставщиками.
В заключении хотелось бы сказать, что ЕИС в сфере госзакупок на данный момент времени представляет собой достаточно удобную систему для производства операций, связанных с госзакупками. Создание ЕИС однозначно упрощает процесс проведения госзакупок и является важным этапом к полному переходу госзакупок в информационную среду. Однако, в это же время, ЕИС не является полностью доработанной системой, ведь для удобства произведения госзакупок нужно вводить все больше новых функций, которые упрощают различные аспекты в проведении госзакупок. Но уже сейчас ЕИС функционирует достаточно для того чтобы упрощать процесс госзакупок и в дальнейшем будет только совершенствоваться и становится лучше.
Список использованных источников:
-
Стырин Евгений Михайлович, Родионова Юлия Дмитриевна
«Единая информационная система в сфере закупок как государственная цифровая платформа: Современное состояние и перспективы». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edinaya-informatsionnaya-sistema-v-sfere-zakupok-kak-gosudarstvennaya-tsifrovaya-platforma-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy (Дата обращения 26.04.2021 г.);
-
Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е., Синятуллина Л.Х.
«Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации // Вопросы государственного и муниципального».