Файл: Лекция 1 Основные вехи истории сестринского дела. Ф. Найтингейл основоположница сестринского дела как науки. Российское общество Красного Креста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция №1
Основные вехи истории сестринского дела. Ф.Найтингейл – основоположница сестринского дела как науки. Российское общество Красного Креста.

История медицины своими корнями уходит в глубь веков. В современном понимании медицина стала наукой в Древней

Греции и, несомненно, связана с медициной древних куль­тур Востока: египетской, вавилонской, индийской.

Уже при рабовладельческом строе складываются два направ­ления врачевания: народная и храмовая медицина.

Золотой век Греции оставил нам имена великих врачевателей:

Асклепий (VI—V века до н.э.) — почитался богом врачебно­го искусства и вошел в историю медицины под именем Эску­лап. Асклепия изображали в виде старца, опирающегося на посох, обвитый змеей. Змею считали символом мудрости, здоровья и бессмертия, поэтому эмблема медицины — змея, обвивающая чашу. От имени «Асклепий» произошло слово асклепионы — лечебницы — прообраз современных санатори­ев. В искусстве врачевания Асклепию помогали его дочери — Панакея (покровительница лекарственного врачевания, от ее имени произошло слово «панацея» — универсальное средство от болезней) и Гигея (ее имя вошло в историю разделом ме­дицины — гигиена). Согласно греческой мифологии врачи Махаон и Подалирий считались сыновьями Асклепия.

Гиппократ (V век до н.э.) — знаменитый врач древности — родился на острове Кос. Легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколение.

По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знат­ному роду врачей. Гиппократ жил в период величайшего внут­реннего расцвета Греции, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. Его наследие — труды, посвященные целостности организма, здо­ровому образу жизни, этические аспекты — не устарели до нашего времени. Это был врач-философ, сочетавший в себе врачебный опыт с большим пониманием людей и окружав­шей природы. Гиппократа справедливо называют «отцом ме­дицины». Работы Гиппократа явились основой для современной курортологии, гигиены, медицинской географии, диетологии. Созданная им школа положила начало фунда­ментальным принципам теории и практики медицины. Он неустанно заботился о достоинстве врача и питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство ме­дицины.


В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну — секреты этого искусства сохранялись внутри рода или семьи. Такая система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. По­зднее рамки семейных школ расширились: в них за определен­ную плату стали принимать учеников — не членов рода.

Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войс­ках, служили при правителях или же странствовали из одного города в другой.

Опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских вра­чей обобщил в труде «Канон врачебной науки» великий средне­азиатский ученый, врач, философ Ибн Сипа (980—1037 гг.), прозванный в Европе Авиценной. «Канон» многие века был ру­ководством для медиков средневековой Европы, знание его со­держания считалось обязательным для каждого врача.

У народов Древнего мира за больными людьми ухаживали близкие и родственники. В основе медицины лежало враче­вание, но не было людей, профессионально занимающихся уходом.
Развитие и становление сестринского дела за рубежом. Роль Флоренс Найтингейл в сестринском деле

История женского служения больным и раненым восходит к истокам христианства.

Когда на картах мира появилось государство Московия, в Европе уже веками существовали добровольные объединения лиц, посвятивших себя уходу за больными и ранеными. Хрис­тианская церковь с самого начала своего существования взяла на себя заботу о бедных и больных: обязанность эта лежала на диаконах и диаконисах (в переводе с греческого — служители).

Эпоха средневековья создала условия для появления боль­ниц и госпиталей, которые предназначались не столько для больных, сколько для странников, пилигримов, нищих.

В XI—XIII веках во многих городах Западной Европы со­здаются общины женщин и духовные попечительства для боль­ных, госпитальные братья и сестры посвящали свою жизнь уходу за больными, престарелыми людьми.

Традиция женского медицинского служения возобновилась в XVII веке во Франции. Священник Викентий Поль органи­зовал первую общину и школу сестер милосердия, в которой будущие сестры получали теоретическую подготовку. Его опыт был распространен по многим странам Европы. Так был со­здан

Инсппуг сестер милосердия — первая попытка организа­ции обучения сестричества.

В. Поль ввел в сестринском деле термины «сестра милосер­дия», «старшая сестра».

Опыт сестринского ухода стал востребованным многими странами в период военных действий.

Крымская война (1853—1856 гг.) потребовала качественно нового, квалифицированного ухода за больными и ранены­ми. Идея помощи раненым силами сестер милосердия яви­лась предпосылкой для организации Общества Красного Кре­ста. Основоположником организации стал гражданин Швей­царии Анри Дюнан. Он был поражен страданиями раненых и деятельностью англичанки Ф. Найтингейл, Н.И. Пирогова и его отряда сестер во время войны. Эмблемой общества стал красный крест на белом полотне (флаг родины Дюнана — белый крест на красном). Судьба не была благосклонна к А. Дюнану — он умер в нищете, так и не прикоснувшись к Нобелевской премии. Инициатором и вдохновителем созда­ния организации выступила Флоренс Найтингейл.

Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 г. в аристокра­тической английской семье во Флоренции, где она появилась на свет во время путешествия ее родителей. Образованием дочери занимался отец, он сам учил ее языкам: греческому, латинскому, французскому, немецкому и итальянскому, за­нимался с ней историей, математикой и философией.

С ранних лет Флоренс была застенчивой и не по годам серьез­ной девочкой. Идея службы в госпитале пришла совсем нео­жиданно, как озарение. Она много путешествовала, изучала организацию работы в госпиталях. Ухаживая за своими род­ными, Флоренс начинает все больше осознавать необходимость специального образования для ухода за больными людьми, хотя общество того времени традиционно считало, что для ухода за больными не нужно никаких знаний — выполнение этих функций входило в обязанности каждой женщины. В 1849 году она посетила Институт диаконис в Кайзерверте (Германия) и возвратилась в Англию с твердым намерением стать сестрой милосердия.

В 1851 году Флоренс против воли родителей едет в Герма­нию в школу для обучения уходу за больными. Через два года она стала управляющей небольшой частной больницей в Лон­доне.

В марте 1854 года Англия и Франция объявили войну Рос­сии. Флоренс собирает отряд медсестер и 5 ноября 1854 г. прибывает на турецкий театр боевых действий. Появление женщин было воспринято врачами с большой неприязнью — медсестрам даже запретили входить в палаты.


Мисс Найтингейл и медсестры принялись за титанический труд: чистили бараки, устраивали печи, организовывали го­рячее питание, обмывали и перевязывали раненых, ухажива­ли за больными. Флоренс приводили в отчаяние случаи амо­рального поведения и пьянства медсестер, которых она была вынуждена отправлять домой. После 8 часов вечера мисс Най­тингейл запретила всем женщинам входить в палаты, в ноч­ные часы уход обеспечивали выздоравливающие солдаты. Каждую ночь она сама делала обходы, проверяя качество ухо­да за самыми тяжелыми больными. Так родился образ жен­щины с лампадой в руке — символ милосердия и сестринско­го дела.

Последовательное проведение в жизнь принципов санита­рии и ухода за ранеными принесло свои результаты: менее чем за шесть месяцев смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2%.
В своей книге «Записки о госпиталях» Ф. Найтингейл пока­зала связь санитарной науки с организацией госпитального дела.

Вся жизнь этой замечательной женщины была посвящена развитию сестринского дела. А когда в 1855 году Флоренс за­болела крымской лихорадкой, то о здоровье женщины-леген­ды беспокоилась вся страна, включая королеву Викторию.

В конце 1856 года Флоренс вернулась в Англию и организо­вала сбор пожертвований с целью создания школы для подго­товки сестер милосердия. В 1860 году она открыла в Лондоне в госпитале первую современную сестринскую школу нового типа. Созданная мисс Найтингейл система подготовки мед­сестер послужила основой современного преподавания сест­ринского дела во всем мире; ее школа фактически стала моде­лью подготовки управленческого и педагогического звена сес­тринского персонала.
В своей книге «Записки об уходе» (1860 г.) она впервые:

■ выделила две области в сестринском деле — уход за боль­ными и уход за здоровыми;

■ дала определение сестринского дела;

■ показала отличие сестринского дела от врачебного;

■ провела анализ влияния санитарно-гигиенических фак­торов на состояние здоровья.
Вторая половина XIX века — возникновение сестринского дела как профессии. С этого времени можно говорить о разде­ле медицины гипургии — «уходе за больным».

В 1883 году Ф.Найтингейл была награждена Королевским Красным Крестом, а в 1907-м — орденом «За заслуги».

В 1901 г. Ф. Найтингейл ослепла. Умерла она в один год с А. Дюнаном (1910 г.) и похоронена в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне.

Имя Флоренс Найтингейл стало символом милосердия во всем мире. Всю свою жизнь она посвятила служению сест­ринскому делу. Благодаря этой женщине был поднят престиж профессии медицинской сестры, сестринское дело определе­но как наука и одновременно искусство, требующее опреде­ленной специальной подготовки. В Лондоне ей воздвигнут памятник.

В 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красно­го Полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл—до сих пор самую почетную и высшую награду для сестер мило­сердия во всем мире. Этой медалью награждают лучших сес­тер в день рождения Ф.Найтингейл. Первые медали в нашей стране были присуждены двум участницам Великой Отече­ственной войны: Герою Советского Союза фельдшеру Левченко Ирине Николаевне и хирургической сестре Савченко Лидии Филипповне.

Обязательство Ф. Найтингейл дают выпускники медицин­ских колледжей и училищ. Выпускники медицинских ВУЗов принимают присягу врача России.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО Ф. НАЙТИНГЕЙЛ

Я торжественно перед Богом и в присутствии этого собра­ния даю обязательство:

провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей про­фессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечёт за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредо­носное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы под­держать и возвысить уровень моей профессии, а также обе­щаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к мое­му ведению, и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики.

С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе.