Файл: Социальная философия Гоббса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная философия Гоббса

Томас Гоббс родился в 1588 г. в Мальмсбери в семье местного священника. После окончания провинциальной школы ему удалось поступить в Оксфордский университет и затем устроиться воспитателем в семью английских аристократов. На этом посту Гоббс совершил ряд длительных путешествий по Европе, во время которых познакомился с выдающимися мыслителями того времени, такими как Декарт или Галилей. В связи с политической обстановкой в стране он был вынужден на длительное время эмигрировать из Англии, в это время активно участвует в интеллектуальной жизни Европы, пишет ряд научных трудов, а также занимает место учителя будущего короля Карла II. После реставрации Стюартов оказался в сложном положении, т.к. одни обвиняли его в симпатиях к Кромвелю, а другие - в атеизме.

Основные труды Гоббса, изданные как «Основы философии»:

«О гражданине»; «Левиафан»; «О теле»; «О человеке».

Философия Гоббса строится на механистических началах, его Вселенная проникнута механистическим духом, в котором нет места для свободы духа. В цепи событий, их причин и следствий, Гоббс усматривает возможность разрывов, а потому приписывает ей противоречивый характер. Он не считает вправе себя поднимать вопрос о свободе воли, т.к., по его мнению, это заставило бы задаться вопросом о божественном всемогуществе.

В качестве единственного источника знания Гоббс признает эмпирический факт, который опосредован языковой практикой. Познание начинается с ощущения, тем самым Гоббс выступает как сторонник сенсуализма. Большую роль он отводил языку, который считал тождественным мышлению. Он правильно определил, что язык имеет знаковый характер. Слова - это знаки, которые люди использую для понимания друг друга, что обусловлено многочисленными соглашениями, заключенными между отдельными индивидами. Там, где нет людей, а существует только один индивид, необходимость в речи, словах-символах, также отпадает. На основе строгой коммуникации возникает наука, не терпящая многозначности в словах.

Социальное учение Гоббса

Социологические воззрения Гоббса связаны с его философией природы и человека. Мир, по Гоббсу, есть совокупность вещественных субстанций - тел. Человек занимает промежуточное положение между естественным и искусственными телами: он является естественным телом, но в качестве гражданина участвует в создании искусственного тела - государства, «смертного бога», «Левиафана».


Для Томаса Гоббса главным предметом философии является человек. Но в отличие от других философов, обращает внимание преимущественно на социально-политический и моральный аспекты человеческого бытия. Если мировоззрение средневекового человека опиралось на принцип геоцентризму, то в следующие исторические периоды - Возрождения и позже в XVIII-XIX столетия на передний план выходит принцип антропоцентризма. Правда, Томас Гоббс, будучи деистом, признает существование бога-творца, но, как замечал Карл Маркс, деизм - удобный и легкий способ избавиться от религии. Человек, по мнению Томаса Гоббса, житель двух миров - природы и общества.

Важное место в его социальном учении занимала проблема разума и естественного состояния. В естественном состоянии разум предоставляет человеку право на все, ибо разум представляет все как подчиненное разуму и принадлежащее человеку.

Естественное состояние предстает в философии Гоббса как определенный исторический этап в развитии человеческого общества. Познание окружающей реальности человеком основывается на принципе рациональности и разумности. Естественное состояние человека определяется эгоистическими мотивами его поведения.

Гоббс признавал равенство людей в физических и умственных возможностях. Ученый считал, что в природе человека заложено стремится поддерживать свое существование всеми возможными способами, именно так реализуется стремление личности к самосохранению. До того, как зародилось государство, мораль отсутствовала, а главный принцип человеческих взаимоотношений гласил «человек человеку волк». Человек несет в себе многочисленные отрицательные черты. Его алчность и жадность, натыкаясь на необузданные желания других, приводит к состоянию войны. В качестве примеров Гоббс приводит войны, свидетелем которых он был - тридцатилетняя война в Европе и гражданская война в Англии. Только обладание разумом спасает человека, т.к. он способен оценить грядущие последствия и искать другой выход, а не идти по дороге самоистребления.

Гоббс считал необходимым развивать в людях морально-нравственные качества, такие как доброта, уступчивость, умение прощать. В соответствии с будущим правилом Канта, он полагал, что человек должен предоставлять другому те же права, которые он желает, чтобы использовались, в отношении него самого. Кроме того, не следует причинять другому того, чего бы ты не пожелал для себя. Его правовые взгляды тесно переплетались с моральными нормами, поэтому его философия носит развитый нравственный характер.



Абсолютная свобода человека — стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком. В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира.
В качестве гаранта человеческого самоистребления люди создали государство, поэтому главная его функция - поддержание мира. Ради выполнения этой функции люди отрекаются от части своих природных естественных прав в пользу государства. При этом за индивидом сохраняются неотчуждаемые естественные права: право на защиту своей жизни и собственного здоровья, право следовать естественному закону, фактически, разуму по Гоббсу. «Объединение в государстве — это нечто большее, чем согласие или единодушие многих людей, это реальное единство в одном лице», подчеркивает Гоббс. Он называет государство «смертным богом» и сравнивает с библейским чудовищем Левиафаном. Власть государства огромна, более того, оно довлеет над человеком. Однако сохранение мира оправдывает такую абсолютную власть с моральной точки зрения и с точки зрения права. В государстве Гоббса отсутствует тезис о разделении властей, население лишено гражданских прав (свободы собраний, свободы совести и т.п.), поставлены под вопрос имущественные права, т.к. государство ради обеспечения общественного спокойствия имеет право конфисковать у гражданина его собственность. Государство подобно ужасному чудовищу - библейскому Левиафану, которое у всех вызывает страх, но этот страх держит людей от взаимной вражды.

Однако наделение государства такой огромной властью возлагает на него огромные обязанности. Использование в своих корыстных целях имеющиеся в распоряжении властителя ресурсы недопустимо. Он должен быть верен взятым на себя обязательствам. Сфера материального мира вполне может контролироваться государством, но никак не сфера разума.

Таким образом, Гоббс формулирует ряд естественных законов, которые проистекают из естественного состояния человека:

1.Всегда следует искать мира и добиваться его - Гоббс считает, согласно старому принципу, что любой мир лучше войны
, однако в случае, если она все-таки наступила, человек имеет право защищать свою жизнь любыми способами;

2.Отказ от своего права ради права другого - только так Гоббс видит возможность предотвратить возможные войны, данный отказ должен носить взаимный характер, отношения между людьми должны строится на договорной основе, на принципах справедливости и законности.

3.Принятые законы должны быть обязательны к исполнению - в случае нарушения этого закона происходит очередное возвращение к войне.

Дальнейшие законы имеют вид общих моральных требований: они предполагают в людях взаимные благодарность, уступчивость, прощение, беспристрастие. «Каждый обязан предоставлять любому другому те же самые права, которые он требует для себя самого». Самое общее естественное правило: «не делай другому того, чего не желаешь самому себе». Таким образом, в основе правовых установлений, по Гоббсу, лежат моральные принципы, и право в его рационалистической концепции еще не отделено от морали. Естественный закон совпадает с моральным законом, поэтому наука о естественных законах есть истинная нравственная философия. Эти естественные законы основываются на разуме, но они противоречат человеческим страстям. Соблюдение естественных законов зависит не только от разума отдельного человека, но и от поведения других людей, от их разумности. Они не действуют автоматически подобно законам природы и могут быть нарушены. Поэтому должна быть сила, которая поддерживала бы в людях стремление к миру и пресекала действия, ведущие к войне. Ради этого заключается между людьми общественный договор, ведущий к образованию государства.

В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа. Этика Томаса Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора. Учение Томаса Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.


Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что Томас Гоббс вошел в историю культуры как творец оригинальной философской системы, где в центр поставленная проблема людей морально-политичных, которая пытается всесторонне познать свою личную природу и суть.