Файл: Протокол 1 от 22. 08. 2017 г. Директор мбоу дегтевской сош председатель педсовета Н. Б. Юндина Н. Б. Юндина.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дегтевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено и рекомендовано «Утверждаю»
на заседании педсовета Директор МБОУ Дегтевской СОШ
МБОУ Дегтевской СОШ Приказ от 25.08.2017 г. № 189
протокол №1 от 22.08.2017 г. Директор МБОУ Дегтевской СОШ
Председатель педсовета __________________Н.Б.Юндина _________________Н.Б.Юндина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
« Шахматы»
естественно-научное направление
5 класс
Романченко Валентина Викторовна
учитель биологии и химии
сл Дегтево
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
а) нормативные документы
-
Федеральный закон от №273 "Об образовании в Российской Федерации". -
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования -
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2017 – 2018 учебный год» -
Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.11 – 4851/м .Приложение №1 «Примерная структура рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». -
Письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». -
Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12. 2015 г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373». -
Учебный план и календарный учебный график МБОУ Дегтевская СОШ на 2017– 2018 уч. год. -
Устав МБОУ Дегтевская СОШ. -
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Дегтевской СОШ -
Рабочая программа по курсу « Шахматы» под редакцией И. Г. Сухина.
б) назначение программы
Программа шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
в) актуальность и перспективность курса
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности .
г) возрастная группа обучающихся на которых ориентированы занятия
Программа ориентирована на детей 10-11 лет. Создаёт условия для усвоения игры в шахматы. Программа реализуется учителем занимающимся игрой в шахматы с детьми 10-11 лет. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленным за классом.
е) продолжительность одного занятия
Продолжительность одного занятия в соответствии с рекомендациями 40 минут. На теорию отводится 0,25 или 0,5часа. На практику 0,5 или 0,75 часа. Некоторые занятия полностью отведены под практику.
д)объём часов, отпущенных на занятия в неделю,год
Согласно учебному плану МБОУ Дегтевской СОШ на 2017-2018 уч. год на изучение учебного предмета «Шахматы» в 5 классе отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Учитывая календарный учебный график школы на 2017-2018 уч. год, данная рабочая программа составлена на 33 часа. В связи с выходным днём 08.03.2018 г.01.05.2018 г рабочая программа сокращена на 2 часа за счет уплотнения тем раздела «Повторение». Содержание рабочей программы реализуется в полном объеме.
ж)цель – создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы.
задачи :
формировать универсальные способы мыслительной деятельности и универсальные учебные действия;
научить обучающихся игре в шахматы;
формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
з) формы и методы работы:
решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения, теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях.
индивидуальные;
групповые;
коллективные;
игровая деятельность.
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
II. Описание разделов содержания
5 класс.
1.Повторение изученного материала2ч.
Повторение программного материала, изученного за предыдущий год обучения
2.Краткая история шахмат5ч.
Краткая история шахмат их роль в формировании личности
3. Шахматная нотация 2ч .
Шахматная доска. Обозначение полей и линий. Запись хода партии.
Дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
4. Ценность шахматных фигур 4 ч.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты . Шкала условных оценок,.Дидактические игры и задания
5. Техника матования одинокого короля 8 ч.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.Дидактические игры и задания
6. Достижение мата без жертвы материала 4 ч
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания
7.Шахматная комбинация 6 ч
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР).Дидактические игры и задания
8 Повторение 2 ч
III. Учебно – тематическое планирование
№ п/п | тема | количество часов |
1 | Повторение изученного материала | 2 |
2 | Краткая история шахмат | 5 |
3 | Шахматная нотация | 2 |
4 | Ценность шахматных фигур | 4 |
5 | Техника матования одинокого короля | 8 |
6 | Достижение мата без жертвы материала 4 | 4 |
7 | Шахматная комбинация | 6 |
8 | Повторение | 2 |
Итого | | 33часа. |
Календарно-тематическое планирование курса «Шахматы»
5 класс
| № | Дата | Тема занятия | Содержание | |||
план | факт | ||||||
Повторение изученного материала 2 ч. | |||||||
1 | 04.09 | | Повторение изученного в начальной школе материала. | Повторение программного материала, изученного за год обучения | |||
| 2 | 11.09 | | Игровая практика | |||
| Краткая история шахмат5 ч. | ||||||
| 3 | 18.09 | | Краткая история шахмат. | Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. | ||
| 4 | 25.09 | | Чемпионы мира по шахматам. Анатолий Карпов | Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика | ||
| 5 | 02.10 | | Чемпионы мира по шахматам. Бобби Фишер | Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика | ||
| 6 | 09.10 | | Чемпионы мира по шахматам. Александр Алехин | Чемпионы мира по шахматам. Разбор вклада Александра Алехина в развитие шахмат. Игровая практика | ||
| 6 | 16.10 | | Чемпионы мира по шахматам Гарри Каспаров. | Чемпионы мира по шахматам.Игровая практика | ||
| 7 | 23.10 | | Чемпионы мира по шахматам Владимир Крамник | Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика | ||
| Шахматная нотация 2ч . | Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. | |||||
| 8 | 13.11 | | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | |||
| 9 | 20.11 | | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | |||
| Ценность шахматных фигур 4 ч. | ||||||
| 10 | 27.11 | | Ценность шахматных фигур. | Ценность шахматных фигур.Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. | ||
| 11 | 04.12 | | Решение заданий | |||
| 12 | 11.12 | | Выигрыш материала (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. | |||
| 13 | 18.12 | | Защита атакованной фигуры другой своей фигурой Игровая практика | Способы защиты от прямого нападению на фигуру . | ||
| Техника матования одинокого короля 8 ч. | Знакомство детей с техникой матования одинокого короля двумя ладьями, повторение и закрепление знания о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, активизирование мыслительной деятельности. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. | |||||
| 14 | 25.12 | | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | |||
| 15 | 15.01 | | Решение заданий. | |||
| 16 | 22.01 | | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | |||
| 17 | 29.01 | | Решение заданий. Игровая практика | |||
| 18 | 05.02 | | Техника матования одинокого короля.Слон и конь против короля. | Знакомство детей с техникой матования одинокого короля фигурами слон и конь | ||
| 19 | 12.02 | | Решение заданий. Игровая практика | | ||
| 20 | 19.02 | | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | Знакомство детей с техникой матования одинокого короля фигурами ладья и король | ||
| 21 | 26.02 | | Чемпионы мира по шахматам. Анатолий Карпов | | ||
| Достижение мата без жертвы материала 4 ч | ||||||
| 22 | 05.03 | | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. | ||
| 23 | 12.03 | | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | |||
| 24 | 19.03 | | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | |||
| 25 | 02.04 | | Чемпионы мира по шахматам. Бобби Фишер, Михаил Ботвинник. | Изучение вклада Бобби Фишера, Михаила Ботвинника в развитие шахмат. | ||
| Шахматная комбинация 6 ч. | | |||||
| 26 | 09.04 | | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.). | ||
| 27 | 16.04 | | Матовые комбинации. Тема завлечения. | |||
| 28 | 23.04 | | Матовые комбинации. Тема блокировки. | |||
| 29 | 28.04 | | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | |||
| 30 | 07.05 | | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса | |||
| 31 | 14.05 | | Решение заданий. | |||
| Повторение(2ч) | ||||||
| 32 | 21.05 | | Повторение программного материала | Закрепление пройденного материала | ||
| 33 | 28.05 | | Повторение программного материала | Закрепление пройденного материала. |