Файл: Тема Коммуникативная компетенция классного руководителя (куратора) Давыдова Л. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3.2. Коммуникативная компетенция классного руководителя (куратора)
Давыдова Л.В.
Самостоятельная работа
Коммуникативная компетенция определяет владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet
В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
Коммуникативные компетенции:
-
Умение жить и работать в коллективе, иметь понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель). -
Представление о способах выхода из конфликтных ситуаций. -
Владение навыками взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).
Значение коммуникативной компетенции
-
Влияет на учебную успешность. -
От коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. -
Коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
Для развития данной компетенции необходимо:
-
-определить её понятие и структуру, а так же определить содержание на разных возрастных этапах; -
-применять системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов; -
-в целях достижения полноценного результата выбрать методы, направления, технологии и техники развития компетенции.
Уровни коммуникативной компетентности
-
первый уровень – неосознанная компетентность; -
второй – репродуктивная компетентность; -
третий – продуктивная компетентность; -
четвертый – творческая компетентность.
Критерии уровней коммуникативной компетентности:
-
Критерием первого уровня является несамостоятельная деятельность ученика, построенная на подсказках учителя, когда педагог ведет в учебной деятельности и требует исключительно правильных ответов от ученика, не признавая его права на ошибку и диалог. Такая ситуация имеет место в том случае, когда не повезло с педагогом или когда ученик испытывает большие трудности в формировании общих учебных понятий и способов учебной деятельности.
-
Критерием второго, репродуктивного, уровня является наличие лингвистических знаний у ученика при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму, учитель ожидает от ученика успешного выполнения задач, требующих простых мыслительных операций с данными, а также организует обмен независимыми высказываниями между учениками.
-
Критерием третьего, продуктивного, уровня выступает достаточное владение учениками лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом синтез лингвистических знаний и умений используется как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Мыслительная деятельность опосредована словесно–логической формой. Учитель организует самораскрытие, взаимопонимание и стремление к взаимораскрытию учеников, достигая высокого уровня социальной реализации старшеклассников как в деятельности общения и обучения, так и в создании индивидуального культурного продукта учебной деятельности (письменного текста).
-
Критерием четвертого, творческого, уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Ученик ставит и решает задачи, требующие обобщения данных и творческого мышления, стремится к пониманию другого с целью поиска новой истины, вступает в «партнерство» (В. Я. Ляудис), транслируя социальную ответственность – высший уровень социализации.
Среди выделенных нами четырех уровней сформированности коммуникативной компетентности языковой личности наивысшим является четвертый уровень – творческая компетентность.
Ученики, вышедшие на четвертый, творческий, уровень коммуникативной компетентности, не только успешны в учебе и социально реализованы, но и ориентированы на взаимопомощь другим ученикам, на партнерство.
Коммуникативные действия обеспечивают
-
социальную компетентность и учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности; -
умение слушать и вступать в диалог; -
участвовать в коллективном обсуждении проблем; -
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В состав коммуникативных действий входят:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятия решения и его реализация; -
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; -
умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
-
метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;
-
метод коммуникативного тренинга;
-
метод творческого поиска.
Формирования базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников.
В начале учебного года было проведено социометрическое исследование, в результате которого
-
установлены микрогруппы с положительными и отрицательными связями между членами этих групп. Эта работа позволила выделить учащихся, у которых коммуникативные компетентности развиты недостаточно, а также школьников, которые взаимодействуют с ними и оказывают как положительное, так и отрицательное влияние. -
Индекс групповой сплоченности( степень интереса группы ,как единого целого)- 0,3.
Хороший показатель групповой сплоченности-0.6.
-
Уровень психологической атмосферы в коллективе-29,9.
На шкале от благоприятного к неблагоприятному показателю значение соответствует положительной, комфортной атмосфере.
-
Проведен тест коммуникативных качеств школьника.
Для развития коммуникативных способностей методом «создания воспитывающих ситуаций» были проведены следующие внеклассные мероприятия:
-
Игра «Последствия», которая ориентирует участников на ценность человеческой жизни и человека как творца собственной жизни. Направлена на выработку стратегии, тактики взаимодействия учащихся, организацию их совместной деятельности для достижения определенных целей, умение аргументировать и слушать (интерактивная функция общения). -
День добрых сюрпризов - этическое занятие, направленное на формирование умения оказывать знаки внимания, пробуждение желание доставлять окружающим благо. Направлена на развитие восприятия и понимания другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия (перцептивная функция общения). -
День тайного друга - учить искусству принимать знаки внимания и оказывать их(перцептивная функция общения). -
Занятия по этикету - практические занятия по этикету, которые помогают ученикам приобрести необходимые навыки и освобождают их от неуверенности в правильности своих действий (информационная функция общения - передача партнерами общения информации друг другу, аффективная — с взаимообменом (по механизму заражения) эмоциями). -
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Цель: воспитывать гражданские чувства: патриотизм, уважение к военным, ветеранам, любовь к Родине(информационная функция общения). -
Экскурсия в Русский Музей. Цель - просвещение в духе традиционной российской культуры (информационная функция общения).
Для развития коммуникативных способностей методом коммуникативного тренинга были проведены следующие внеклассные мероприятия:
-
Игра «Волшебный стул», которая направлена на развитие интереса к человеку и содействие формированию достоинств как черты личности, на развитие восприятия и понимания другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия (перцептивная функция общения). -
Корреспондентский марафон - маленькое открытие, касающееся не только ученика, о котором собираешь информацию, но и того, кто действительно тебе интересен в классе, но пока не вполне доступен для общения. Направлена на выработку стратегии, тактики взаимодействия учащихся, организацию их совместной деятельности для достижения определенных целей, умение аргументировать и слушать (интерактивная функция общения). -
Театр-экспромт - психологическое раскрепощение школьника, формирование чувства уверенности и поддержании чувства достоинства(интерактивная функция общения). -
Устный журнал «Это интересно» (информационная функция общения). -
Игра «Кораблекрушение» направлена на выявление эмоционально-психологических отношений учащихся в коллективе, определение лидеров классного сообщества, на выработку стратегии, тактики взаимодействия учащихся, организацию их совместной деятельности для достижения определенных целей, умение аргументировать и слушать (интерактивная функция общения).
Для развития коммуникативных способностей методом творческого поиска были проведены следующие внеклассные мероприятия:
-
Создание коллективного проекта « Русские художники. -
КТД « Мир моих увлечений». -
Инсценировка «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». -
КТД « Моя семья» -
Проект праздника совместно с родителями, посвященный 8 Марта
Высказывания учащихся о проведенных мероприятиях:
8 марта
-обрадовались мы и мамы;
Корреспондентский марафон
-мне было интересно увлечение окружающих;
-я узнал много нового о личностях нашего класса;
-помог лучше узнать друг друга.
День добрых сюрпризов
-понравилось проявление доброты в человеке;
-все делали друг другу приятное
День тайного друга
-всем было приятно получать подарки;
-понравилась загадочность этого дня и много радости;
-понравилось, когда искали тайного друга.
Игра последствия
Понравилось, потому что мы узнали, надо нам это делать или нет.
Мир моих увлечений
-понравился тем, что все показали свое творчество.
Волшебный стул
-можно высказать свое мнение;
-понравилось, когда мы каждому говорили приятные слова
Мне понравились все классные мероприятия, было весело, интересно, много общения.
В конце учебного года было проведено повторное социометрическое исследование.
-
На начало года -
индекс групповой сплоченности - 0,3.
-
На конец года
индекс групповой сплоченности - 0,464
Проведен повторно тест на изучение коммуникативных качеств школьника.
Улучшения показателей социометрического исследования характеризует эффективность проведенной работы с учащимися класса.
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Хорошая коммуникативная среда позволяет воздействовать на нравственное развитие ребенка, на мировоззрение школьника, формирует ценности, самооценку, этику поведения.
А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».