Задание 1. Используя материалы лекций 4-6 и Приложения 1, заполните таблицу«Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения».
Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения
Раздел
|
Направления коррекционной работы (кратко)
|
Умственное воспитание
|
Умственное развитие детей с нарушением зрения осуществляется в повседневной жизни и заключается в ознакомлении с окружающим миром, овладении родной речью и навыком счета. Для умственного развития таких детей важно организовать их сенсорное воспитание в ходе интересной для детей деятельности. Основными задачами такого воспитания являются:
- получение информации об окружающем мире путем компенсации недостатка восприятия через все сохранные анализаторы;
- оценка полученных посредством различных анализаторов восприятий и соотнесение их с предметами путем выделения существенных и характерных качеств последних.
Для решения поставленных задач развивают:
- осязательное восприятие – процесс ощупывания и захвата предметов кистью осуществляется медленно и с соблюдением определенной последовательности в сопровождении рассказа и объяснения педагога в замедленном режиме при дозировке материала. Работа начинается с простейших объемных и плоских форм различных по величине и фактуре. Для повышения внимательного, подробного и развернутого обследования предмета проводятся занятия по рисованию и лепке, на которых объект воспринимается не для узнавания, а для воспроизведения и копирования. Также проводится обследование предметов с целью их классификации по каким-либо признакам (сравнение, сопоставление и обобщение предметов). Обязательно использование осязательного восприятия в процессе самообслуживания и при знакомстве с предметами обихода.
- внимание и наблюдательность у детей с помощью проведение специальных игр.
- слуховое восприятие для соотнесения с предметами, являющимися источниками звука, с целью пространственной ориентировки детей, т.к. слух для слепых является основным указателем направления движения. Главной составляющей этого направления развития является музыкальное воспитание, включая развитие голоса у детей. Для этого проводятся игры и танцы под музыку и организуется знакомство с различными музыкальными инструментами. Сюда же относится воспитание умения слушать и слышать с поочередным пересказыванием рассказов по частям.
- обоняние и вкус (на специальные занятиях учат различать запахи растений, отдельных веществ и вкус пищевых продуктов).
Умственное воспитание детей с нарушением зрения подразумевает развитие речи, подготовку к обучению чтению и письму. В связи с замедленностью формирования речи и обедненностью предметно-практического опыта таких детей проводится
- работа по предотвращению формализма и вербализма при употреблении слов
- работа по накоплению словаря, с объяснением конкретного содержания слов (составление рассказов о предметах с описанием их признаков и назначения, пересказ, изложение литературного текста, разучивание стихотворений, беседы на понятные и близкие детям темы), по развитию выразительности речи, обучение грамматически правильной речи.
- развитие фонематического слуха с использованием слуховых и кинестетических ощущений и с привлечением внимания к артикуляции звуков, начиная со звуков и звукосочетаний окружающей природы, и переходя к анализу звукового состава речи (с выделением отдельных слов в предложении). Работа по интонационному делению речи на слова. Различение слов, сходных по звуковому составу, деление слов на слоги с отбиванием такта на каждый слог, выделение гласных и согласных звуков безознакомления с буквами.
- подготовка осязающей руки, развитие координации движений кисти и пальцев рук.
- ознакомление с прибором Брайля, шеститочием, игры с брайлевскими колодками, обучение работе грифелем и умением накалывать точки с слежением за строчкой
- предметные занятия с обогащением языковых и словесных форм детей-дошкольников.
- развитие монологической речи с использованием речи по образцу.
Третья составляющая умственного воспитания - формирование дочисловых понятий и представлений в выработке навыков счета. Она включает:
- развитие начальных математических понятий, понятий о величине, форме и положении, научение сравнению предметов по величине и форме, сравнению множеств, развитие пространственных представлений с использованием разнообразного дидактического материала и игр на занятиях по счету, аппликации, лепке, конструированию.
|
Эстетическое воспитание
|
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Задачи эстетического воспитания детей с нарушенным зрением, так же как и нормально видящих, заключаются в формировании совокупности представлений и знаний по основам этики, мировой и отечественной культуры, способности понимать и отличать от суррогата подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе и человеке; в развитии мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности, в выработке опыта организации среды обитания (игры, учения, быта, труда) с учетом эстетических норм и ценностей.
Эстетическое воспитание призвано также формировать эстетические идеалы. При этом педагогу и педагогу важно подвести детей неоценимое значение в плане их социальной адаптации, реабилитации, при проведении досуга и в выборе профессии.
Музыка и пение помогают детям с нарушением зрения понять красоту родной природы, красоту человеческих дел, создают бодрое и радостное настроение. Основные задачи музыкально-
го воспитания слепых те же, что и задачи воспитания зрячих: детей готовят к восприятию музыкальных произведений, учат их понимать и исполнять детские песенки, двигаться под музыку. У детей вызывают интерес и любовь к музыке и пению, развивают их музыкальные способности – слух, чувство ритма, музыкальную память. Однако есть и специальные задачи музыкального воспитания слепых: развитие координации движений, ориентировка в пространстве, выработка правильной осанки, устранение навязчивых движений, обучение мимике лица. Одна из важных задач музыкального воспи-
тания – знакомство детей с природой и миром человеческих чувств. Одна из важных задач эстетического воспитания ребенка с наруше-
нием зрения – пробуждение его творческой активности под воздействием произведений искусства. В этом огромную роль играют произведения искусства, создающие эмоциональные, живые образы людей, действующих в условиях, хорошо знакомых и понятных детям.
Очень важной стороной в эстетическом воспитании слепого дошкольника должна стать работа по обучению выразительному чтению и пересказу.
Природа дает богатейший материал не только для развития осязания, обоняния и слуха, но и для формирования эстетических чувств. Огромные возможности эстетического отношения к природе открываются летом.
|
Нравственное воспитание
|
Нравственное воспитание – это формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.
В основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста положены следующие принципы:
– целенаправленность всей жизни и деятельности детей и воспитательной работы с ними;
– воспитание в коллективе;
– учет возрастных, индивидуальных и специфических особенностей, обусловленных утратой зрения;
– требовательность и уважение к личности ребенка;
– систематичность и последовательность требований, единство требований педагога и всего педагогического коллектива;
– упражнения в нравственных поступках.
Одна из самых важных задач, стоящих перед педагогом в нравственном воспитании детей с нарушением зрения, – это преодоление пассивного отношения к жизни и труду.
В педагогической работе со детьми с нарушением зрения следует
всегда помнить, что слепого надо специально учить многому, тому, что зрячий приобретает сам, на основе подражания. И требования нужно со-
относить с тем, чему ребенок был обучен. Труднее и сложнее, чем у зрячего, складывается у слепого ребенка отношение и к самому себе, так как сюда включается переживание своего дефекта. Очень многое зависит здесь от нашего отношения к детям. В одних случаях может возникнуть чувство неполноценности, в других – деспотизм, переоценка своих возможностей.
При воспитании нравственных качеств пользуются совокупностью методов, определяемых и выбираемых в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей с нарушением зрения. Это особенно важно в условиях дошкольного воспитания в группах при школах слепых, так как дети, приходящие в группы, кроме зрительной патологии, часто имеют другие нарушения, вызванные различными заболеваниями и накладывающие отпечаток на весь характер отношений в коллективе.
Нравственный облик слепого ребенка формируется под влиянием всей окружающей его жизни. Во время знакомства с окружающей жизнью, во время экскурсий и прогулок воспитатель знакомит детей с характерами и моральным обликом людей, раскрывает перед ними благородные поступки, отношения, помогает правильно оценить то, что дети наблюдают.
На занятиях, играх, в повседневной жизни воспитатель приучает детей к организованному культурному поведению, к серьезному и ответственному отношению к своему труду и своим обязанностям.
Нравственное воспитание тесно связано с эстетическим, так как дети, понявшие и прочувствовавшие произведения, прочитанные им воспитателем, переносят на себя черты любимых героев, стремясь подражать им.
|
Физическое воспитание
|
Сущность коррекционно-педагогической работы средствами физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха заключается в формировании гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и уровень социальной компетентности, обеспечивающий становление жизненно необходимых навыков, умений и отношений детей для интеграции их в сообщество сверстников.
В целях оптимизации коррекционно-педагогической работы с детьми целесообразно осуществлять следующие задачи:
– определение психолого-педагогических условий проявления и развития детской индивидуальности;
– воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни;
– формирование физической и социальной готовности к обучению в школе;
– коррекция недостатков физических и личностных качеств детей с нарушением зрения. Это требует учета специфики содержания и организации мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учетом психических и физических возможностей каждого ребенка.
Основными формами коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются индивидуальные и групповые занятия по развитию у детей с нарушением зрения навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.
При правильной организации режима дня происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения.
При организации режима дня под влиянием разнообразных воздействий внешней среды происходят сложные изменения в центральной нервной системе. Важнейшими условиями правильной организации жизни детей являются:
– соответствие режима психофизиологическим особенностям детей
с нарушением зрения;
– четкое выполнение основных режимных моментов (питания, сна,
игр, прогулок).
– чередование активной деятельности с отдыхом;
– организация оздоровительных мероприятий (пребывание на возду-
хе, режим подвижности и т. д.).
Коррекционное значение разных видов гимнастик заключается в использовании или ослаблении недостатков психофизического развития детей с нарушением зрения, формировании жизненно необходимых движений, применении двигательного опыта в практической деятельности. Место различных видов гимнастик в режиме для дошкольников определяется целями и задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Виды гимнастики:
– основная гимнастика (утренняя гимнастика);
– гимнастика для глаз;
– ритмическая гимнастика;
– дыхательная гимнастика;
– пальчиковая гимнастика;
– корригирующая гимнастика;
– тренажерная гимнастика.
|
Семейное воспитание
|
Семья является тем социальным институтом, в котором с момента рождения осуществляется воспитание ребенка, его социализация. От того, как организована жизнь в семье слепого и слабовидящего зависят формирование его личности, успехи в школе, самочувствие в коллективе своих сверстников и в более широком социальном кругу.
В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям относят чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.
При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
В условиях семьи родители приучают ребенка к выполнению того режима, в котором ему предстоит жить в детском саду, к элементарным бытовым навыкам, к потребности в перцептивных действиях, к общению со сверстниками. Тифлопедагог в этот период общения с родителями не ограничивается консультациями и посещением семьи ребенка. Родителей приглашают пронаблюдать жизнь дошкольников в группе. Такое посещение оказывает существенное влияние на осознание родителями своей роли по отношению к слепому и слабовидящему сыну или дочке, вселяет уверенность и надежду в перспективы развития «ничего не умеющего и ничего не знающего ребенка».
Коррекционная работа в семье сводится к следующим задачам:
- научить ориентироваться в окружающем пространстве;
- научить играть;
- научить говорить;
- научить навыкам самообслуживания, личной гигиене и культуре поведения;
- подготовить ребенка к обучению в школе.
|
|