Файл: Конспект урока в 8 классе Размещение населения России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Берегаевская средняя общеобразовательная школа» 

Ул. Ленинская, 17, п. Берегаево, Тегульдетский р-н, Томская обл., 636911,

Тел./факс раб. (838246) 33-2-06, сот. 89521837009Email:Ribka54@yandex.ru

Конспект урока в 8 классе

«Размещение населения России»

Учитель географии

Шибанькова Н.А.

п. Берегаево - 2022

Пояснительная записка

Цели: Изучение особенностей размещения и расселения населения на территории России.

Задачи:

Познавательные: познакомить с особенностями размещения населения России, установить причины неравномерного размещения населения, дать определение понятий «плотность населения», «зоны расселения»

Личностные: способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности, умений анализировать статистические данные, способствовать развитию аналитических способностей, логического мышления и пространственного воображения.

Регулятивные: обеспечение условий для самостоятельного приобретения новых знаний, возможности управления своей учебной деятельностью, оценивание успешности усвоения учебного материала.

Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о размещении населения России.

Метапредметные: формирование умений: 1) строить логическое рассуждение и делать выводы; 2) устанавливать причинно-следственные связи; 3) находить и использовать различные источники географической  информации; 4) включаться в обсуждение проблем; 5) формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: осознание значимости повышения качества жизни на всей территории России.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, атласы, презентация, статистические материалы, физическая карта России.


Методы и формы обучения: Объяснительно- иллюстративный с элементами частично поискового с применением ИКТ, групповая форма, ролевая игра.

Тип урока: изучение нового.

Термины и понятия: плотность населения, расселение, основная зона расселения, зона Севера, очаговое расселение.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

I.

Организация начала занятия.

  1. 1. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2.Актуализация познавательной деятельности. Сл.1

-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Какое население называется сельским?

- Что такое город в Российской Федерации?

-Какие  города-миллионеры РФ вы знаете? Пока ученики отвечают, учитель помечает города на карте магнитами.

-Посмотрите, ребята, что получилось?  Где больше всего городов-миллионеров? 

- А только в Европейской части России есть города-миллионеры? 

- О чем это говорит? 


Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Ответы детей

 -о городском и сельском населении
-то, которое живет в сельской местности.

-населенный пункт с численностью выше 12 тыс. человек, 85% из которых занимается несельскохозяйственной деятельностью.

-Москва, Санкт-Петербург,  Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,  Омск,  Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь,  Красноярск, Воронеж.
В Европейской части России.

Нет. Еще на юге Сибири.

-Там где города-миллионеры, людей живет больше.

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные: формулировать ответы на вопросы. Познавательные: делать выводы о полученной информации, находить ответы на вопросы.

II.

Целеполагание. Проблемная ситуация и актуализация знаний

  1. -Какова тема нашего урока? Сл.2,3.

  2. - Сегодня мы с вами вспомним, что такое плотность населения, узнаем, как размещено население России по ее территории и почему?

  3. - О некоторых странах говорят: «больше земли, чем людей..» О каких странах идет речь? Почему?

  4. - Это выражение относится к России?

Формулируют тему урока, цели и задачи урока

Канада, Австралия. Потому что населения мало для такой территории.
Да.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.

III. Усвоение новых знаний и способов действий

- Как мы определим, чего больше территории или людей?

- вспомним, что такое плотность населения/ или найдем определение в учебнике.Сл.4.

- Какая численность в Российской Федерации?

- Давайте вспомним, какую площадь занимает территория Российской Федерации

- Какова же плотность населения в РФ?

-А как же мы узнаем это много или мало? Давайте посмотрим на таблицу «Плотности населения других стран мира» (Приложение 1.) Сл.5.
-А где же Россия? (Приложение 2) Сл.6.

  1. - Проанализируйте данные таблицы «Плотность населения в странах мира». Выше или ниже плотность населения в России по сравнению со среднемировыми показателями? Первые или последние места занимает наша страна по этому показателю?

- Сделаем вывод, какая плотность населения в России?

- Но везде ли в России так мало людей? Для этого возьмите статистический материал со своего стола и определим плотность населения для того Федерального округа, который у вас выделен. (Приложение 3.) Сл.7.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось.
-Какой вывод мы можем сделать в результате?



-Как вы думаете, какие причины влияют на размещение населения?

- А вот как выглядит карта плотности РФ. Сл.8. Что вы можете на ней увидеть?

-Исходя из всего выше сказанного, на какие две части можно поделить всю территорию страны? Сл.9.
- Ребята, почему же население размещено так неравномерно? Какие причины могли этому служить?

Проанализировав карту плотности населения, мы пришли к выводу, что население размещенонеравномерно, плотность населения падает с запада на восток.

Запишите в опорной схеме под темой урока «Размещение населения» слова неравномерно,убывает с запада на восток.Сл.10.

Мы видим, что большая часть населенияпроживает в Европейской части страны, юге Западной Сибири и Дальнего Востока.

Эти территории называются основной зоной расселения или главной полосой расселения. Приложение 5.  рис 99 стр.198.. А какая еще зона отмечена на карте?

Сл.11, 12. Давайте исследуем эти карты и сделаем выводы о размещении населения.


-найдем плотность населения.
-145 млн. человек
-17, 1 млн км²


-8,5 чел на км²

Работают по таблицам и картам атласа

Низкая

Работают со статистическим материалом.

Дети озвучивают свой результат, который отражается на слайде презентации.

-население распределено неравномерно по территории России.


-Территории России с наибольшей плотностью населения, с маленькой плотностью населения, незаселенные территории России

-основная зона расселения и зона Севера.

-природные условия, исторический фактор, социально-экономические условия.

Записывают.

К северу от основной зоны находится зона Севера и зона очагового расселения.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.

IV.Физминутка

- Сейчас я зачитаю несколько высказываний, а вы, если верно, то присядьте, если нет, то стойте.

  1. Зона Севера охватывает почти всю Европейскую часть страны.

  2. В основной полосе расселения наиболее благоприятные природные условия для жизни человека.

  3. В основной полосе расселения проживает всего 7% населения

  4. Зона Севера занимает большую часть территории страны.

  5. В Зоне Севера высокая плотность населения.

Стоят


Присаживаются

Стоят

Присаживаются

Стоят




V. Итог урока

www.youtube.com/watch?v=N1pykfpyUdk

-Сегодня на уроке мы узнали много нового, продолжали исследовать Россию, а любое исследование заканчивается выводами. Сл. 14.

Ребята, какую цель мы поставили с вами в начале урока? Какую проблему нам надо было решить? Как вы считаете мы выполнили задачи, решили проблему?


выяснить как размещено население по территории страны и чем это можно объяснить

Технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

Регулятивные: формулировать ответы на вопросы.

Познавательные: делать выводы о полученной информации, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

VI. Рефлексия


1. Сегодня я узнал…

2.     было интересно…

3.     было трудно…

4.     я выполнял задания…

5.     я понял, что…

6.     теперь я могу…

7.     я приобрел…

8.     я научился…

Дают эмоциональную оценку своей работе.


Личностные:

развиваем умение вызывать своё отношение к происходящему, выражать эмоции.

VII. Информация о домашнем задании.

  • § 38 учить

  • на «4»Охарактеризуйте две главные зоны расселения России (задание 4 на стр.199)

  • на «5» Приведите примеры двух-трех стран мира с неравномерным размещением населения. Укажите факторы, повлиявшие на размещение их населения.




Познавательные: делать выводы о полученной информации, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в письменной форме.



Приложение 1.

Плотность населения стран мира

Место

Страна

Плотность населения, чел./км2

1

Монако

16 500.00

2

Сингапур

7 326.00

3

Ватикан

1 818.00

4

Мальта

1 316.00

5

Бахрейн

1 161.00

6

Бангладеш

1 142.00

7

Мальдивы

1 054.00

8

Науру

667.00

9

Маврикий

636.00

10

Барбадос

598.00

Приложение 2.

180

Россия

8.00

181

Центрально-Африканская Республика

7.00

182

Казахстан

6.00

183

Габон

6.00

184

Ливия

4.00

185

Гайана

4.00

186

Канада

3.00

187

Ботсвана

3.00

188

Мавритания

3.00

189

Суринам

3.00

190

Исландия

3.00

191

Австралия

3.00

192

Намибия

3.00

193

Монголия

2.00




Приложение 3.



Субъект России

Численность населения на 1 января 2020

Площадь территории, км²

Плотность населения

(должно получится у учеников)




1

Центральный ФО

39 086 462

652 800

60




2

Приволжский ФО

28 823 776

1 038 000

28




3

Сибирский ФО

16 882 817

5 114 800

3




4

Южный ФО

16 426 770

416 840

39




5

Северо-Западный ФО

13 890 133

1 677 900

8




6

Уральский ФО

12 290 124

1 788 900

7




7

Северо-Кавказский ФО

9 994 367

172 360

58




8

Дальневосточный ФО

8 083 648

6 215 900

1




Приложение 4.

Размещение населения в России — расположение населения по территории Российской Федерации в зависимости от местности и региона. Отличается крайней неоднородностью.

Средняя плотность населения России — 8,57 чел./кв.км., однако по территории страны оно распределено неравномерно. Около 68 % россиян проживает в европейской части и лишь 32 % — в азиатской. Плотность населения европейской части России — 27 чел./км
2, азиатской — 3 чел./км2.

Среди субъектов Федерации наибольшую плотность населения имеют: Москва (4626 чел./км2), Санкт-Петербург, Севастополь, Московская область, Республика Ингушетия и Чечня, а наименьшую — Чукотский автономный округ (0,07 чел./км2), Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия).

Большая часть населения России размещена в пределах «треугольника городов», вершинами которого являются города Санкт-Петербург — Иркутск — Краснодар.

Основная часть населения России сосредоточена в пределах основной полосы расселения. Её граница проходит на севере по линии Петрозаводск — Киров — Пермь — Красноярск — Хабаровск, а на юге — Астрахань — Красноярск — Хабаровск. В пределах этой полосы наиболее благоприятные для жизни природные условия, для неё характерны высокая плотность населения (больше 50 чел./км2) и большое количество городов (в том числе самых крупных).

Главная полоса расселения России — это 3,8 млн км² (35% площади), на которых живет 124 млн человек (85% населения), на остальных 13,3 млн км² (65% площади) живет 20 млн человек (15% населения). Вне основной полосы расселения — зона очагового заселения с суровым климатом, низкой плотностью населения и малым количеством городов.

Приложение 5.