Файл: Конспект урока в 8 классе Размещение населения России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Берегаевская средняя общеобразовательная школа»
Ул. Ленинская, 17, п. Берегаево, Тегульдетский р-н, Томская обл., 636911,
Тел./факс раб. (838246) 33-2-06, сот. 89521837009Email:Ribka54@yandex.ru
Конспект урока в 8 классе
«Размещение населения России»
Учитель географии
Шибанькова Н.А.
п. Берегаево - 2022
Пояснительная записка
Цели: Изучение особенностей размещения и расселения населения на территории России.
Задачи:
Познавательные: познакомить с особенностями размещения населения России, установить причины неравномерного размещения населения, дать определение понятий «плотность населения», «зоны расселения»
Личностные: способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности, умений анализировать статистические данные, способствовать развитию аналитических способностей, логического мышления и пространственного воображения.
Регулятивные: обеспечение условий для самостоятельного приобретения новых знаний, возможности управления своей учебной деятельностью, оценивание успешности усвоения учебного материала.
Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о размещении населения России.
Метапредметные: формирование умений: 1) строить логическое рассуждение и делать выводы; 2) устанавливать причинно-следственные связи; 3) находить и использовать различные источники географической информации; 4) включаться в обсуждение проблем; 5) формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: осознание значимости повышения качества жизни на всей территории России.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, атласы, презентация, статистические материалы, физическая карта России.
Методы и формы обучения: Объяснительно- иллюстративный с элементами частично поискового с применением ИКТ, групповая форма, ролевая игра.
Тип урока: изучение нового.
Термины и понятия: плотность населения, расселение, основная зона расселения, зона Севера, очаговое расселение.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения |
I. Организация начала занятия. |
2.Актуализация познавательной деятельности. Сл.1 -Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? - Какое население называется сельским? - Что такое город в Российской Федерации? -Какие города-миллионеры РФ вы знаете? Пока ученики отвечают, учитель помечает города на карте магнитами. -Посмотрите, ребята, что получилось? Где больше всего городов-миллионеров? - А только в Европейской части России есть города-миллионеры? - О чем это говорит? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Ответы детей -о городском и сельском населении -то, которое живет в сельской местности. -населенный пункт с численностью выше 12 тыс. человек, 85% из которых занимается несельскохозяйственной деятельностью. -Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж. В Европейской части России. Нет. Еще на юге Сибири. -Там где города-миллионеры, людей живет больше. | Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: формулировать ответы на вопросы. Познавательные: делать выводы о полученной информации, находить ответы на вопросы. |
II. Целеполагание. Проблемная ситуация и актуализация знаний |
| Формулируют тему урока, цели и задачи урока Канада, Австралия. Потому что населения мало для такой территории. Да. | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности. |
III. Усвоение новых знаний и способов действий | - Как мы определим, чего больше территории или людей? - вспомним, что такое плотность населения/ или найдем определение в учебнике.Сл.4. - Какая численность в Российской Федерации? - Давайте вспомним, какую площадь занимает территория Российской Федерации - Какова же плотность населения в РФ? -А как же мы узнаем это много или мало? Давайте посмотрим на таблицу «Плотности населения других стран мира» (Приложение 1.) Сл.5. -А где же Россия? (Приложение 2) Сл.6.
- Сделаем вывод, какая плотность населения в России? - Но везде ли в России так мало людей? Для этого возьмите статистический материал со своего стола и определим плотность населения для того Федерального округа, который у вас выделен. (Приложение 3.) Сл.7. - Давайте посмотрим, что у нас получилось. -Какой вывод мы можем сделать в результате? -Как вы думаете, какие причины влияют на размещение населения? - А вот как выглядит карта плотности РФ. Сл.8. Что вы можете на ней увидеть? -Исходя из всего выше сказанного, на какие две части можно поделить всю территорию страны? Сл.9. - Ребята, почему же население размещено так неравномерно? Какие причины могли этому служить? Проанализировав карту плотности населения, мы пришли к выводу, что население размещенонеравномерно, плотность населения падает с запада на восток. Запишите в опорной схеме под темой урока «Размещение населения» слова неравномерно,убывает с запада на восток.Сл.10. Мы видим, что большая часть населенияпроживает в Европейской части страны, юге Западной Сибири и Дальнего Востока. Эти территории называются основной зоной расселения или главной полосой расселения. Приложение 5. рис 99 стр.198.. А какая еще зона отмечена на карте? Сл.11, 12. Давайте исследуем эти карты и сделаем выводы о размещении населения. | -найдем плотность населения. -145 млн. человек -17, 1 млн км² -8,5 чел на км² Работают по таблицам и картам атласа Низкая Работают со статистическим материалом. Дети озвучивают свой результат, который отражается на слайде презентации. -население распределено неравномерно по территории России. -Территории России с наибольшей плотностью населения, с маленькой плотностью населения, незаселенные территории России -основная зона расселения и зона Севера. -природные условия, исторический фактор, социально-экономические условия. Записывают. К северу от основной зоны находится зона Севера и зона очагового расселения. | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности. |
IV.Физминутка | - Сейчас я зачитаю несколько высказываний, а вы, если верно, то присядьте, если нет, то стойте.
| Стоят Присаживаются Стоят Присаживаются Стоят | |
V. Итог урока | www.youtube.com/watch?v=N1pykfpyUdk -Сегодня на уроке мы узнали много нового, продолжали исследовать Россию, а любое исследование заканчивается выводами. Сл. 14. Ребята, какую цель мы поставили с вами в начале урока? Какую проблему нам надо было решить? Как вы считаете мы выполнили задачи, решили проблему? | - выяснить как размещено население по территории страны и чем это можно объяснить | Технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) Регулятивные: формулировать ответы на вопросы. Познавательные: делать выводы о полученной информации, находить ответы на вопросы. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
VI. Рефлексия | 1. Сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я приобрел… 8. я научился… | Дают эмоциональную оценку своей работе. | Личностные: развиваем умение вызывать своё отношение к происходящему, выражать эмоции. |
VII. Информация о домашнем задании. |
| | Познавательные: делать выводы о полученной информации, находить ответы на вопросы. Коммуникативные: оформлять свои мысли в письменной форме. |
Приложение 1.
Плотность населения стран мира
Место | Страна | Плотность населения, чел./км2 |
1 | Монако | 16 500.00 |
2 | Сингапур | 7 326.00 |
3 | Ватикан | 1 818.00 |
4 | Мальта | 1 316.00 |
5 | Бахрейн | 1 161.00 |
6 | Бангладеш | 1 142.00 |
7 | Мальдивы | 1 054.00 |
8 | Науру | 667.00 |
9 | Маврикий | 636.00 |
10 | Барбадос | 598.00 |
Приложение 2.
180 | Россия | 8.00 |
181 | Центрально-Африканская Республика | 7.00 |
182 | Казахстан | 6.00 |
183 | Габон | 6.00 |
184 | Ливия | 4.00 |
185 | Гайана | 4.00 |
186 | Канада | 3.00 |
187 | Ботсвана | 3.00 |
188 | Мавритания | 3.00 |
189 | Суринам | 3.00 |
190 | Исландия | 3.00 |
191 | Австралия | 3.00 |
192 | Намибия | 3.00 |
193 | Монголия | 2.00 |
Приложение 3.
№ | Субъект России | Численность населения на 1 января 2020 | Площадь территории, км² | Плотность населения (должно получится у учеников) | |
1 | Центральный ФО | 39 086 462 | 652 800 | 60 | |
2 | Приволжский ФО | 28 823 776 | 1 038 000 | 28 | |
3 | Сибирский ФО | 16 882 817 | 5 114 800 | 3 | |
4 | Южный ФО | 16 426 770 | 416 840 | 39 | |
5 | Северо-Западный ФО | 13 890 133 | 1 677 900 | 8 | |
6 | Уральский ФО | 12 290 124 | 1 788 900 | 7 | |
7 | Северо-Кавказский ФО | 9 994 367 | 172 360 | 58 | |
8 | Дальневосточный ФО | 8 083 648 | 6 215 900 | 1 | |
Приложение 4.
Размещение населения в России — расположение населения по территории Российской Федерации в зависимости от местности и региона. Отличается крайней неоднородностью.
Средняя плотность населения России — 8,57 чел./кв.км., однако по территории страны оно распределено неравномерно. Около 68 % россиян проживает в европейской части и лишь 32 % — в азиатской. Плотность населения европейской части России — 27 чел./км
2, азиатской — 3 чел./км2.
Среди субъектов Федерации наибольшую плотность населения имеют: Москва (4626 чел./км2), Санкт-Петербург, Севастополь, Московская область, Республика Ингушетия и Чечня, а наименьшую — Чукотский автономный округ (0,07 чел./км2), Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия).
Большая часть населения России размещена в пределах «треугольника городов», вершинами которого являются города Санкт-Петербург — Иркутск — Краснодар.
Основная часть населения России сосредоточена в пределах основной полосы расселения. Её граница проходит на севере по линии Петрозаводск — Киров — Пермь — Красноярск — Хабаровск, а на юге — Астрахань — Красноярск — Хабаровск. В пределах этой полосы наиболее благоприятные для жизни природные условия, для неё характерны высокая плотность населения (больше 50 чел./км2) и большое количество городов (в том числе самых крупных).
Главная полоса расселения России — это 3,8 млн км² (35% площади), на которых живет 124 млн человек (85% населения), на остальных 13,3 млн км² (65% площади) живет 20 млн человек (15% населения). Вне основной полосы расселения — зона очагового заселения с суровым климатом, низкой плотностью населения и малым количеством городов.
Приложение 5.