ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Земля-кормилица». УМК «Школа России»
Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов.
Формируемые УУД:
познавательные — самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;
коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
личностные — применять правила делового сотрудничества.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, распечатанные задания для кроссвордов, образцы полезных ископаемых, физическая карта, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых у каждого ученика, образцы почвы, карточки с индивидуальным заданием, схема «Состав почвы», краеведческая литература для работы в группах, карточки с ответами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа с картой
- Найдите и покажите на карте месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа.
— Где на территории нашего края добывают полезные ископаемые? (Ответы детей.)
2. Словарный диктант
— Подготовьте карточки с условными обозначениями полезных ископаемых. Узнайте полезное ископаемое, покажите нужную карточку.
• Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, на фермах служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф.)
• Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда.)
• Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь.)
• Прочная тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит.)
• Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк.)
• Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть.)
• Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок.)
• Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина.)
• На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ.)
3. Индивидуальное задание на карточке
— Опишите полезное ископаемое по плану.
План
1. Название.
2. Свойства.
3. Способ добычи.
4. Значение, применение. (Учащиеся получают образцы полезных ископаемых.)
- Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства.
жидкое
нефть горючее
газообразное
газ маслянистое
с резким запахом
железная руда легче воды
тяжелее воды
глина пластичное
плавкое
4. Тест
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:
а) археологи
б) геологи +
в) строители
2. К полезным ископаемым относятся:
а) кирпич,бетон, бензин
б) станки, вазы, ножницы
в) нефть, газ, глина +
3. В строительстве используются:
а) торф, железная руда, самоцветы
б) песок, глина, гранит +
в) мрамор, каменный уголь, малахит
4. Металлы получают из:
а) каменного угля, янтаря, мела
б) жемчуга, известняка, торфа
в) железной руды, медной руды +
5. При помощи буровых установок добывают:
а) нефть, природный газ +
б) калийную соль, алмазы
в) мрамор, гранит
6. В шахтах добывают:
а) известняк, ракушечник, гранит
б) каменный уголь, антрацит, железную руду +
в) поваренную соль, жемчуг, графит
7. В карьерах добывают:
а) известняк, песок, глину +
б) золото, малахит, мрамор
в) нефть, торф, бурый уголь
8. Полезные ископаемые, обладающие способностью к горенью, - это:
а) алмаз, известняк, графит
б) железная руда, поваренная соль, мел
в) каменный уголь, нефть, торф +
III. Самоопределение к деятельности
( звук СМС) – Ой, что это? Ребята, смотрите, нам пришло письмо на электронную почту от Мудрой совы. Давайте послушаем его: «Помогите разобраться в вопросе: «Почему люди называют землю кормилицей?»
-Почему нашу Землю называют кормилицей?
Что означает слово «земля» в вашем представлении? (Планета, суша, родные просторы)
– Как вы думаете, о каком значении слова «земля» будет идти речь на нашем уроке? (о почве)
- Определите тему урока.
-А также, к концу урока, мы с вами узнаем ответ на поставленный вопрос.
Итак, тема нашего урока: Почва – состав и основное свойство.
IV. Открытие нового знания
- Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. Чтобы активизировать работу нашего организма сделаем массаж ушных раковин.
Массаж ушных раковин
V. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
1. Планирование. Целеполагание.
- Ребята поступила просьба изучить данный материал. (показ среза почвы)
- Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово " Почва ")
-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке ?
- Действительно, тема урока и нашего исследования - " Почва " (на доску вывешивается карточка " Почва ").
- Каждое исследование ставит перед собой какую-то цель. Какую цель мы можем поставить?
- Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю и вам составить план работы на уроке .
- Знаете ли Вы, что такое почва?
- Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка "Что такое почва?")
- Что еще хотели бы узнать о почве?
- Какими свойствами она обладает? (На доску вывешивается следующая табличка "Свойство почвы").
- Как образуется почва?
"Что такое почва?"
"Свойства почвы»
«Состав почвы»
«Как образуется почва»
- Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)
III. Этап усвоения знаний и способов действий.
1. «Что такое почва?»
- Приступим к работе, следуя составленному плану.
- Так, что же такое почва? Давайте внимательно рассмотрите верхний слой.
- Какого он цвета? Сделайте вывод. (Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой)
(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми " Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")
- Оставим пока это определение, но в процессе изучения почвы мы можем его дополнять.
2. "Свойства почвы»
- Переходим к выполнению следующего пункта плана.
- Рассмотрите еще раз верхний слой почвы .
- Что увидели? (траву, растения , деревья)
- Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)
- Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва ?
- Это - плодородие. (Появляется на доске еще одна табличка со словом "Плодородие")
- Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)
-Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"? Правильно. Словарь.
- Найдем значение этого слова в толковом словаре. (Интернет)
- Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)
- А вот какую почву называют плодородной, вы узнаете, прочитав статью в учебнике на с. 30 -31.
- От чего зависит плодородие почвы? Как можно распознать плодородную почву?
3. Работа в группах. Проведение опытов.
- Приступаем к третьему пункту плана. Для этого нам потребуется провести опыты.
- Сегодня вы научные сотрудники, а они никогда не забывают о технике безопасности. Для чего ее нужно соблюдать? (чтобы сохранить свое здоровье). Будьте внимательны при работе с приборами. Ну а чтобы наши руки нас не подвели, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Мы с вами разделились на группы, и сейчас я прошу подойти каждую группу к своему столу. По инструкциям на партах необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
Опыт № 1 (группа 1)
1. Возьми стакан с водой.
2. Брось туда комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт № 2 (группа 2)
1. Возьми фильтровальную бумагу.
2. Насыпь на нее немного почвы.
3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
4. Стряхни почву обратно в стакан.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.
Опыт № 3 (группа 3)
1. Возьми стакан с водой.
2. Добавь туда почвы.
3. Размешай стеклянной палочкой.
4. Подожди немного и посмотри на дно.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть
____________________________.
Опыт № 4 (группа 4)
1. Возьми стакан с водой.
2. Добавь туда почвы.
3. Размешай стеклянной палочкой.
4. Подожди немного и посмотри на поверхность воды.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, остатки живых организмов.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________.
В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей - это перегной или гумус.
Опыт №6 проводит учитель
1. Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва.
2. Взять несколько капель воды из стакана.
3. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло.
4. Подержать блюдце (стекло) над огнем.
5. Что ты наблюдаешь?
Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.
- Давайте сделаем вывод: из чего состоит почва? (заполняется схема на доске).
- Пришло время сделать физминутку.
Физкультминутка
- Ребята, а какие бывают почвы? Хотите узнать? Наши ребята вам сейчас расскажут.
Выступления детей
Чернозем — одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Черноземная почва рыхлая, темная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. Черноземные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозем в Германию, так как там почва не такая плодородная.